Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Муниципальная коррупция по-петербургски

2015
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Без эффективного местного самоуправления невозможно представить комфортный постиндустриальный полицентричный город. Самый низкий, при этом близкий к населению уровень власти формирует среду на местах

Например, девелоперу выгоднее построить бизнес-центр там, где муниципалитет может подвести к нему приличную дорогу. Турист выберется за пределы исторического центра в тот район, у которого есть «свое лицо». Галерея искусства откроется там, где общественные пространства обставлены интересными арт-объектами, а не китчевыми китайскими скульптурами зверей.

В Петербурге за все это отвечает 111 муниципальных образований: их бюджеты разнятся в десятки, а население – порой в сотни раз. По такому же принципу организовано местное самоуправление в других городах федерального значения – Москве и Севастополе, но в отличие от столицы наши муниципалитеты уполномочены благоустраивать дворы, что и придает смысл их существованию.

Несмотря на столь весомое полномочие, муниципалитеты Петербурга получают всего 2% консолидированного бюджета в год. Земства Российской империи, для сравнения, распоряжались 60% бюджетного пирога. Противники расширения «власти кошелька» муниципалов указывают на их низкий профессиональный уровень и постоянные коррупционные скандалы.

Четыре рычага

Муниципалитеты – это как раз тот случай, когда мы можем спрашивать с власти как налогоплательщики. Их бюджеты формируются не из пресловутой нефтяной ренты, а из местных налогов. Например, налог на имущество физических лиц платит каждый, у кого есть в собственности квартира или гараж. Другие источники пополнения муниципальной копилки – это штрафы (в основном за парковку в неположенных местах) и субвенции из городского бюджета. Какую сумму в конечном счете получит муниципалитет, решают в правительстве города и Законодательном собрании. В среднем получается 65-70 млн рублей в год.

Бюджеты большинства муниципалитетов опубликованы на их сайтах, а на сайте госзакупок мы можем отследить, сколько было потрачено на конечную урну, кто конкурировал за право ее установить и каковы ее параметры, вплоть до «градуса отклонения кромки железобетонной».

Однако относительная прозрачность трат – лишь один из рычагов гражданского контроля. Нужны активисты и организации, которые будут контролировать власть на местах, – в Петербурге такие есть. У них должна быть возможность заявить о коррупции и смежных нарушениях – с этим тоже порядок, правда, экспертизу распилов полиция может назначить на перспективу, на которую в России загадывать не принято (так, благоустройство в муниципалитете «Остров Декабристов» 2013 года полиция будет проверять в третьем квартале 2016-го).

Последний (по порядку, но не по значимости) рычаг гражданского контроля – это защита заявителей о коррупции. Соответствующие нормы прописаны в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы, но далеки от воплощения. Гражданских контролеров на местах спасает то, что у муниципалов короткие руки.

Хотя уголовные преступления последние все же совершают. Например, бывший глава муниципалитета «Звездное» Андрей Конаков в течение нескольких лет подделывал завещания пожилых одиноких жителей округа и продавал их квартиры, за что и получил семь лет колонии. Сейчас рассматривается уголовное дело экс-депутата муниципалитета «Полюстрово» Владимира Вараксы, который, как считает следствие, заказал убийство сына главы того же МО. Неизвестно, чем закончилась история экс-депутата муниципалитета «Морской» Антона Чумаченко: его с бизнес-партнерами подозревали в вымогательстве 130 тыс. у гражданина Узбекистана. Как писали СМИ, к ногам гастарбайтера привязали пластиковый контейнер с камнями, бросили его в воду, закидывали камнями... Но эти случаи все же исключение. В основном представители местной власти попадаются на банальном распиле госзакупок.

Семь раз отмерь...

Нередко коррупциогенные факторы проявляются еще при планировании тендеров – это могут быть закупки по необоснованной цене, закупки ненужных товаров (работ, услуг), предметов роскоши и прочие излишества. В 2013 году муниципалы округа «Сенной» решили устроить себе банкет за 971 тыс. рублей, причем в меню особенно выделялся «гратен дофинуа» – довольно изысканное французское блюдо из картофеля (в сущности, недорогое в производстве, что особенно странно с учетом конечной суммы). Банкет отменили под давлением общественности. В том же году муниципалитет «Коломяги» решил установить себе скульптуру совы, сидящей на книгах, за 500 тыс. Оказалось, в китайском интернет-магазине можно купить 12 именно таких сов за 20 тыс. долларов (600 тыс. рублей) вместе с доставкой. Тендер отменяли дважды.

Местные власти регулярно обновляют ценовые рекорды на закупку автомобилей за бюджетный счет. Последний принадлежит Дворцовому округу: с 2015 года его глава курсирует между ЖЭКом и избиркомом на внедорожнике Nissan X-Trail за 1,8 млн. Формально муниципалитеты независимы от других ветвей власти, и правительство не может приказать им поумерить траты на себя любимых, пусть даже они захотят купить «Роллс-Ройс Фантом».

Основные способы муниципальных закупок – конкурс (компанию-подрядчика определяет специальная комиссия, исходя из нескольких факторов) и запрос котировок (побеждает компания, предложившая наименьшую цену). Последний обычно применяется при покупке товаров, работ или услуг одинакового качества у всех поставщиков. Процедура занимает меньше времени и сложнее контролируется, поэтому ее так любят муниципальные служащие. Под запрос котировок идет посадка кустов и деревьев, замена песка в песочницах, то есть благоустройство – самая большая и аппетитная статья муниципального бюджета. Это дает возможность компаниям, которые находится в симбиозе с муниципалами, присосаться к бюджету.

Следующая группа нарушений связана с подготовкой тендерной документации. За редким исключением нельзя прописывать в документации товары конкретной марки: Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу такие случаи щелкает как орешки. Поэтому муниципалы (и не только) добавляют к названию марки словосочетание «или эквивалент» – или, допустим, вместо iPad пишут «телекоммуникационное устройство».

Уловка со специальным оборудованием используется муниципалами, чтобы «заточить» тендер под «свою» компанию. Муниципалитет «Комендантский аэродром» в 2014 году решил отправить местных жителей на экскурсии. Две страницы в документации соответствующего тендера занимали характеристики аптечки в экскурсионном автобусе: «капиллярность», «зольность», «максимальная доля кальциевых солей», «разрывная нагрузка» бинтов, «минимальное удлинение при разрыве до ускоренного старения» медицинских перчаток и т.д. Желающих посоревноваться в точных измерениях не нашлось, кроме одной компании. Разумеется, на аукционе изначальная (максимальная) цена экскурсий снизилась незначительно.

И вовсе фантасмагорические требования муниципалы выставляют потенциальным организаторам праздников: «опорный диаметр основания микрофонной стойки», частотные диапазоны оборудования – уточненные до десятых и сотых мегагерц... Все это оформляется в виде изображений с текстом, чтобы нельзя было копировать фрагменты и гуглить их. В случае жалобы УФАС отменяет такие тендеры, но в суде муниципалы доказывают свою иезуитскую правоту: требования Минэкономразвития по оформлению сайтов федеральных органов исполнительной власти исключительно в машиночитаемом виде (приказ № 470 от 16.11.2009) на них не распространяются – они отдельная ветвь власти.

... один раз распили

Картельные сговоры, когда за контракт с муниципалитетом борются несколько компаний, а цена странным образом снижается менее чем на 5%, доказать крайне сложно. А вот когда у муниципалитета появляется компания-любимчик, выигрывающая львиную долю контрактов, распилы становятся видны невооруженным глазом.

Так, главными активом округа «Георгиевский» долгое время являлось муниципальное казенное унитарное предприятие «Альпийский». В нем работали в среднем 16 человек – депутаты, сотрудники муниципалитета, их знакомые. Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Петербурга за 2012 год, 99,9% доходов «Альпийский» получил благодаря контрактам и договорам с «Георгиевским», общий объем средств по которым составил 18,3% бюджета (21 млн рублей). Депутаты патрулировали улицы по шесть-восемь часов в день за полмиллиона рублей, исследовали «экономические рынки и цены производителей» за 300 тыс. рублей...

На поверку все это оказалось имитацией деятельности. Вот, например, что пишут ревизоры по поводу исследований: «В представленных подрядчиками обоснованиях стоимости товаров (работ, услуг) отсутствуют сведения о проведенных исследованиях, ценах производителей, источниках информации. В результате проверить соответствие выполненных работ условиям договоров, реалистичность произведенных расчетов не представляется возможным». То есть цены, по которым осуществлялись закупки в течение года, были сняты с потолка.

К слову, работать на постоянной основе (то есть за деньги) могут лишь 10% из 1,5 тыс. муниципальных депутатов Петербурга. Их официальные зарплаты варьируются от 20 до 75 тыс. рублей, не считая надбавок «за тяжелые условия труда», – это реальная формулировка, которую можно встретить в распоряжениях о повышении оклада. Чтобы получать больше, народные избранники и учреждают муниципальные казенные учреждения (МКУ) унитарные предприятия (МКУП). Эти «распилочные» получают финансирование напрямую из бюджета или конкурируют на госзакупках с частными фирмами, выигрывая в большинстве случаев.

Контрольно-счетная палата неоднократно обращала на это внимание. В отчете ведомства за 2008 год сказано, что помимо законного вознаграждения депутатам округа «Адмиралтейский» выплачивалась зарплата в общей сумме 2,5 млн рублей за работу «на предприятиях». В отчете за 2009-й – что на содержание кормушек в округе «Измайловское» тратится в два-четыре раза больше средств, чем на другие вопросы местного значения, причем все оплачиваемые должности, кроме главного бухгалтера и главного специалиста, там были укомплектованы местными депутатами.

На заработную плату сотрудникам «кормушек» в МО «Сенной» в 2013 году ушло 8,6 млн рублей (14% бюджета не самого богатого муниципалитета), на содержание местной администрации и совета депутатов – еще 27% бюджета. Получается, в общей сложности муниципалы съели 40% денег налогоплательщиков. В Екатерингофском округе этот показатель достигал 46%, во Владимирском – 29.

В конце концов, подрядчики могут просто недолить бетона или недосыпать песка при благоустройстве. А разницу положить в карман себе и сотруднику администрации муниципалитета.

В 2014 году прокуратура обнаружила завышение стоимости работ в поселке Понтонный (Колпинский район) – не досчиталась песка, асфальта и бетона на 304 тыс. рублей. Общая сумма контракта администрации с компанией «Зеленые дороги» составляла 4,8 млн рублей. Однако компания продолжает выигрывать конкурсы в Понтонном и в других муниципалитетах на границе Петербурга и области.

Глава администрации Невского округа Константин Ярошевич официально обвинялся в нецелевом расходовании 2 млн рублей. Деньги были переведены подрядчику ООО «Арсеналъ» на благоустройство улицы Антонова-Овсеенко, которой официально занимается районная администрация. Куда ушли деньги в итоге, не очень понятно. В 2013 году Невский районный суд незаметно для общественности закрыл уголовное дело по истечении срока давности.

В 2012 году муниципалитет «Малая Охта» решил посадить у себя 200 новых деревьев. Минимальный диаметр ствола (их сажали уже проросшими) был прописан для кленов – 4,29 см, у ив и каштанов на несколько миллиметров больше. Активисты обошли все дворы муниципалитета и не обнаружили ни одного дерева с шириной ствола более 3,5 см – а ведь такие юные саженцы стоят гораздо дешевле заявленных 8 тыс. рублей за штуку. Куда делать разница, выясняет следствие.

Примечательно, что деревья-прутики для этого благоустройства поставили компания, зарегистрированная на рядового (и реально существующего) дворника. В своей объяснительной в Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД он пишет, что наткнулся на объявление в газете, где предлагалось номинально возглавить фирму за денежное вознаграждение. Теперь на его имя зарегистрировано 12 компаний по всей России.

В том же году муниципалитет «Остров Декабристов» раскошелился на благоустройство стоимостью 51 млн рублей. Подрядчик должен был установить и отремонтировать километры газонных ограждений. Результат: заборчики были вкопаны в землю без бетонного основания и уже через несколько месяцев раскачались в земле. Куда-то подевались несколько тысяч кустов, детский аттракцион «корабль», а в земле для клумб пенсионеры (хорошо, что не дети!) нашли неразорвавшуюся гранату – оказалось, она была привезена с Невского пятачка, где во время Великой Отечественной погибли сотни тысяч солдат. Несколько раз на улицу Кораблестроителей вызывали саперов.

«Raspil Ordinaria», или «распил обыкновенный», живет и размножается не только в сфере благоустройства. По подсчетам Фонда борьбы с коррупцией в Петербурге, более 90% контрактов на праздники и концерты для жителей муниципалитетов заключается без конкурса и с произвольной наценкой. Распильщики пользуются лазейкой в законодательстве, позволяющей закупать билеты у единственного поставщика. Однако вместо театров, цирков и стадионов такими поставщиками становятся никому не известные индивидуальные предприниматели.

Сухой остаток

Упрощать ситуацию не следует и говорить о «единой коррупционной вертикали» не вполне правомерно. Соответственно, нет и универсального способа одолеть «муниципальную коррупцию». Ясно лишь, что сделать это невозможно, если хорошенько не «нажать» на описанные выше рычаги гражданского общества (хотя бы на три из четырех). Именно так и работает «демократия малых пространств», которую проповедовал и автор термина Александр Солженицын, и сейчас проповедуют «новые урбанисты».

Справка

Контакты приемной «Трансперенси Интернешнл – Россия» в Петербурге: spb@transparency.org.ru, 275-77-61, 702-61-26, Суворовский проспект, 59А. Часы работы: вторник с 10-00 до 13-00, четверг с 15-00 до 18-00 (по предварительной записи).

«Эксперт Северо-Запад» №26-27 (709)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама