Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Столичный район Северной столицы.

2015
ФОТО: gov.spb.ru

Московский район Санкт-Петербурга за последние три года прирастает населением: от 280 тыс. в 2012 году до 326 тыс. сегодня. И это не предел: расчетные цифры на ближайшие годы – 340 тыс.

Глава администрации не без удовольствия отмечает: даже местный ЗАГС для Московского района уже маловат, нужно строить новый. Понятно, что население не растет само по себе. Этот рост подпитывает масштабное жилищное строительство, а также развитие социальной инфраструктуры. В условиях, когда свободных земель не так уж и много (если не считать окраин, примыкающих к пригородному Пушкинскому району), застраивается в основном серый пояс (бывшие промышленные зоны). В районе продолжается программа вывода промышленных предприятий за пределы жилых массивов с последующим редевелопментом: так, знаменитая «Электросила» практически полностью переехала в Колпино. Это лишь один пример развития территорий, но много и других, даже более масштабных.

Вектор развития: редевелопмент.

Например, бывшие Бадаевские склады(которые в годы блокады стали городской легендой) – это обширный уча-сток, который в ближайшем будущем будет совершенно «переосмыслен» сточки зрения перспективного планирования. Так, будет ликвидировано производство бывшего Ленхладокомбината № 1 (сразу несколько цехов, построенных еще в 1930-х), и громадную территорию по Лиговскому проспекту(начиная от Воздухоплавательной улицы) займет торговый комплекс «Лента». Сегодня промышленная зона от Об-водного до Лиговского канала, не слишком ухоженная, понемногу прирастает современными деловыми зданиями, жильем. В ближайшие несколько лет будет развиваться и транспортная инфраструктура : здесь планируется открытие двух новых станций метро. Тем не менее на этой территории порядка 400 собственников, чьи интересы требуется учесть при внесении изменений в генплан. Это и компании, уже имеющие участки под застройку, и те, кто уже ведет масштабное строительство (например, «Л1», «Лидер Групп», «Се-верный город», «Эталон-ЛенспецСМУ»).Перспективный участок для редевелопмента, между прочим, примыкает вплотную к административному цен-тру Московского района (и конкретно к комплексу зданий администрации).Это и район обувной фабрики «Скоро-ход», и территория завода «Вагонмаш»(бывший вагоностроительный заводим. И.Е. Егорова) – вплоть до самого Варшавского вокзала. Помимо интересов собственников, там есть и другая проблема: территория, которая начинается практически сразу от вокзала,– это историческое кладбище (и православное, и лютеранское), по обеим сторонам от Митрофаньевского шоссе ,и Громовское кладбище, которое сегодня частично открыто для захоронений, и храмы, которые, вероятно, будут восстанавливаться старообрядческой общиной. По словам главы администрации района, строительство ни в коем случае не пойдет «по могилам» – хотя ситуация, безусловно, непростая. Развитие территорий не ограничивается традиционным редевелопментомна деньги инвесторов (чаще всего заинтересованных в строительстве жилья или офисных центров): руководство района всерьез планирует открытие на базе старых промышленных предприятий рекреационных центров и целых арт-объектов (по примеру Москвы). Скажем, старинные корпуса фабрики «Скороход» вполне можно переделать под лофт-проект (с концертно-театральными залами). Подобные проработки уже ведутся. Примеры такой логичной «перестройки» старинных зданий есть, причем сразу в нескольких исполнениях. Так, салон по продаже автомобилей «Автомася» как раз и занял часть старинного здания с башнями, чугунными балками и стальными клепаными сводами. Другой пример – музей «Гранд Макет Россия», открытый пять лет назад. В свое время три собственника поделили бывший заводской комплекс натри части, причем один из них – Сергей Морозов – решил вложить средства вне совсем обычное дело. Конечно, подобные объемные карты-макеты кто-то видел и в Германии, и в Дании, нос учетом гигантских российских масштабов в реализацию проекта как-то не верилось. Действительно, глава района Владимир Ушаков вспоминает: в первые месяцы мало кто (кроме учредителей и администрации) всерьез рассчитывал на успех проекта. «Приходили, смотрели: одна комната в 20 м, сидит человек, паяет паровозики! – рассказывает Владимир Ушаков. – Сначала даже что-то оборвалось внутри». Однако работа двигалась, и проект «пошел». И сегодня на макете России, между прочим, можно разглядеть не только Петербург, но и сам Московский район – а именно «высотку» со шпилем, немножко выбившуюся из общего масштаба (возможно, это жест благодарности от изготовителей макета). Теперь в музей приходят школьники. «Это лучше скучных уроков, – говорит Владимир Ушаков. – Все, чему можно обучать, – география, экономика, историческое наследие, обществоведение – все здесь есть. Не музей, а сказка. Мы, что называется, попалив точку». В более далеких планах – аквапарк на территории Южного рынка на проспекте Космонавтов. «Мы верим, – продолжает Владимир Ушаков, – что нынешние тяжелые, напряженные времена – в том числе и для бюджета, и для бизнеса – рано или поздно пройдут, и эти проекты будут реализованы. Аквапарк Московского района стал бы украшением города в целом». Одна из серьезных проблем нового строительства состоит в том, что процесс подготовки документации занимает длительное время: выставление участка на торги или продажа его через фонд имущества по факту происходит за год или за два до начала строительства. «Получается вот что: земля куплена (во многих случаях – на кредитные средства) и два года лежит мертвым грузом, пока проект ждет согласования,– отмечает советник главы администрации Московского района Евгений Чистяков. – Притом что проценты за кредит идут, мало того – условия кредита меняются вместе с курсом рубля. И вот к моменту начала стройки у девелопера уже нет денег. Пример: недостроенные паркинги на улице Типанова. Компания, которая начала их строить, успела обанкротиться, объекты фактически арестованы банком, и их будущее туманно. Между тем инвесторов, которые готовы вкладываться, много. К нам приходят люди из регионов: у них есть деньги, но они не готовы долго ждать. Конечно, должны измениться отношения между ключевыми комитетами города, от которых зависят эти процессы, и это серьезно повысит инвестиционную привлекательность любого района. В целом было бы гораздо правильнее, если бы (пусть и без проекта). То есть процесс получения разрешения был бы отнесен к этапу реализации земли, а процесс проектирования – к этапу строительства. При этом подразумевалось бы, что строить можно при условии положительного заключения по проекту. Именно так происходит в Европе: ты можешь купить участок земли, получить разрешение на строительство и уже потом, собственно, разрабатывать проект и начинать строить».

Реновация и «социалка».

Московский район знаменит своими пятиэтажками-хрущевками (или районами массовой застройки 60-х – начала70-х годов прошлого века). Из 1254 подобных домов, оставшихся в Санкт-Петербурге, в районе наличествует больше трети от общего числа – 472. «Целых три поколения в них выросли, и, несмотря ни на что, это было три поколения счастливых людей, – замечает Владимир Ушаков. – Но сегодня эти кварталы ждут реновации. Это районы между Новоизмайловским и Ленинским проспектами и Кубинской улицей; затем –между Краснопутиловской, Кубинской и Варшавской и третий квартал – в зоне Витебского проспекта. Конечно, это проблема. Проекты, которые сегодня предлагаются (в том числе и иностранными архитекторами), к сожалению, не учитывают новых требований инфраструктуры. А ведь пятиэтажки должны перестраиваться в таком же современном русле, как и все остальные дома– в том числе по энергосбережению, по возможностям обслуживания, по комплексному благоустройству. Это касается и «социалки». Для ее развития у нас действует специальная программа. Так, основные направления развития социальной инфраструктуры решаются на общественных слушаниях. Там мы обсуждаем вопросы обустройства внутренних территорий, строительство новых детских садиков, предоставление инвесторам встроенных помещений –под магазины, салоны и т.д. Прежде чем что-либо открывать, надо все хорошо продумать». По словам главы администрации, сейчас идет речь о создании специализированного агентства по развитию социальной инфраструктуры Московского района. Причем, если проект будет реализован, это будет первый подобный опыт в Санкт-Петербурге. «Несмотря на то что администрация ведет большую работу по выявлению и решению проблем на местах, в том числе и проблем с так называемой социалкой, работа требует определенного упорядочивания, – говорит Евгений Чистяков. – Было решено упорядочить эту работу, поставить ее на поток. Для этого в районе будет создана новая структура, во многом инновационная по меркам города, а именно Агентство по развитию социальной инфраструктуры (АРСИ). Один из важнейших форматов его работы – непосредственное общение с населением. Мы решили разделить район на кварталы, и в каждом из них в режиме реального времени будут происходить встречи с жителями, своего рода выездные общественные советы. Проблемы будут выявляться и оцениваться, после чего реализация этих задач перейдет, например, к будущему застройщику, который на свободных территориях собирается реализовать свои инвестпроекты. Иными словами, он будет обязан по договору решить проблемы на вверенном ему участке. Мало того: после окончания строительства соответствующие специалисты будут оставаться работать «на местах». Раз уж они получили определенный опыт в общении с жителями и в решении насущных проблем, то именно они и составят костяк управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома. Надо подчеркнуть, что все это будет происходить под контролем и под патронажем районной администрации».

Движение на юг.

Гигантская точка роста – это, разумеется, «южные ворота» города. За парком Городов-Героев, за Дунайским проспектом, на тех землях, которые прежде занимала инновационная по советским временам агрофирма «Лето» (в народе именуемая «шампиньонницей»), уже во всю идет строительство. Бывшие «сельскохозяйственные угодья» переведены в статус жилой застройки. Причем жилье там обещает быть недешевым, в первую очередь за счет локации. Вид на парк Городов-Героев, на храмовый комплекс в районе Средней Рогатки, в конце концов, на Пулковские высоты и на аэропорт– это, по словам экспертов, «вид на миллион». Еще недавно эти земли фактически были брошены. Однако логика развития города (и в немалой степени «притяжение» нового аэропорта) делают свое дело. Кстати, транспортная связь аэропорта с городом по-прежнему остается болезненной темой. Существует множество предложений, включая аэроэкспресс, «легкое метро» от Купчино и скоростной трамвай от Московского проспекта (точнее, от Московских ворот, что кажется вполне оправданным с учетом малой загруженности соответствующей станции метро и соседства с трамвайным парком). Однако ни один из вариантов не признан окончательным.

Инфраструктура и транспорт.

В целом же с точки зрения развития транспортного сообщения Московский район имеет гораздо более развитую транспортную инфраструктуру, чем близлежащие районы. Основная ось, транспортная доминанта – Московский проспект – является естественным продолжением главного шоссе страны (трасса М10, «Россия»). При этом вдоль всего Московского проспекта проходит линия метрополитена (шесть станций метро). Хорошо развита сеть наземного транспорта, к тому же с вводом в эксплуатацию новых станций метрополитена в соседнем Фрунзенском районе загруженность метро и наземного транспорта Московского района значительно уменьшилась. В дополнение к имеющимся проспектами шоссе городом запроектированы и строятся трассы-дублеры (Митрофаньевское шоссе), на юге района есть развязка с КАД. Также планируется «прямое подключение» Московского района и к другим федеральным трассам России. Для этого уже построены первая очередь Южного участка ЗСД и вторая очередь КАД от магистрали «Россия» (Пулковское шоссе) до авто-дороги «Нарва» (Таллинское шоссе).Ветки железной дороги, идущие от центральных вокзалов города, дают жителям возможность легко добраться до дворцово-парковых комплексов Павловска, Пушкина, Стрельны, Петергофа (причем на территории района расположено несколько станций железной дороги: Воздухоплавательный парк, Проспект Славы, Купчино, Броневая). Иными словами, транспортная инфраструктура в районе динамично развивается.

Промышленный сектор.

Проект редевелопмента бывшей промзоны завода «Электросила» под жилую и общественную функцию – типичный пример пробразования территорий в Московском районе 020.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Проект редевелопмента бывшей промзоны завода «Электросила» под жилую и общественную функцию – типичный пример пробразования территорий в Московском районе
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Московский район еще относительно недавно отличался обширной промзоной (множество дореволюционных предприятий базировалось именно за Московской заставой). Еще в се-редине XIX века на его современной территории возник ряд промышленных предприятий: завод «Ф. Ретшке»(ныне «Вагонмаш», в недавнем прошлом – основной поставщик вагонов для Петербургского метрополитена),товарищество Санкт-Петербурского механического производства обуви(ныне фабрика «Скороход»), Общество русских электротехнических заводов(ныне «Электросила»), мыловаренный завод Жукова (теперь компания «Аист»)и другие. Многие из «старых» предприятий сумели выжить и преуспеть в новых экономических условиях ОАО «Масложировой комбинат Санкт-Петербурга», ЗАО «Хлебный дом», ОАО  «Первая Петербургская макаронная фабрика», ОАО «Петербургский мельничный комбинат», ОАО «Пищевик», ОАО «Хладокомбинат № 1» и другие. В последние десятилетия, в соответствии с потребностями потребительского рынка, появились и новые производства – «Талосто», «Дарья», а также предприятия  с иностранным капиталом – «Кока-кола», «Ригли» и другие). До сих пор с экономической точки зрения этот район – один из самых перспективных в городе. Тяжелая промышленность района до сих пор представлена холдингом  «Ленинец», предприятием «Электросила» (концерн «Силовые машины»), которое смогло полностью загрузить свои мощности, например, за счет заказов на генераторы для Саяно-Шушенской ГЭС. Так же здесь зарегистрированы и предприятия «Автоарматура», «Механический завод» и некоторые другие. Район считается «условно обеспеченным» инженерными сетями, и это обстоятельство позволяет говорить о новом промышленном строительстве.

Основные социально-экономические показатели предприятий и организаций Московского района

Налоги и сборы по Московскому району

Структура расходов бюджета муниципальных образований Московского района (млн рублей)

Короткой строкой.

Площадь района – 7305,48 га. Население (по итогам 2014 года) – 326 241человек. В 2014 году введено в эксплуатацию 29 жилых домов общей площадью304 тыс. кв. м и 2 6 объектов иного назначения. Обеспеченность торговыми площадями в Московском районе – 1 тыс. 883кв. м на 1 тыс. жителей, что примерно в два с половиной раза превышает средние показатели по Санкт-Петербургу. Московский район считается «зеленым»: в нем много небольших скверов, зеленых д воров, а также на территории района находятся 20 бульваров и три крупнейших парка: Московский парк Победы, парк Авиаторов и относительно недавно заложенный парк Городов-Героев. Экологическое состояние района в целом удовлетворительное, но неравномерное в зависимости от квартала. В целом его северная часть, примыкающая к Обводному каналу, в силу граничащих с районом предприятий Кировского и Адмиралтейского района, а также розы ветров, менее благоприятна с экологической точки зрения, чем южная. Население района достаточно разнородно, и его социальный состав в немалой степени коррелирует с расценками на жилье. Самой дорогой и престижной частью района (и даже города) считается район сталинской застройки от парка Победы до Московской площади. Согласно Генеральному плану 1935-1939 годов, здесь планировалось создание нового городского центра. Была заложена Московская площадь с монументальным зданием Дома Советов, элитные «номенклатурные» высотки. Сегодня эти дома заселяют жители с достатком выше среднего. С другой стороны, здесь же – у метро «Парк Победы» – расположен крупнейший студенческий кампус. Демократичными ценами на жилье отличаются кварталы хрущевок за площадью Конституции и у проспекта Юрия Гагарина, а также район бывшего совхоза Шушары (на выезде из города по Московскому шоссе).

«Эксперт Северо-Запад» №29-33 (711)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама