Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Среди заводов и пароходов

2015
ФОТО: gov.spb.ru

Кризис – время, когда инвесторы больше озабочены завершением старых проектов, чем началом новых. Запущенных на Юго-Западе Петербурга проектов должно хватить, чтобы Кировский район смог переждать экономический шторм в тихой бухте

Несмотря на кризис, одним из главных драйверов для Кировского  района  остается  перевалка  грузов  в Большом порту Санкт-Петербурга.  Динамику  грузооборота  в  порту  определяет  экспорт.  Валютные  качели  и продуктовые контрсанкции, с одной стороны,  подтолкнули  падение  импорта в порту, с другой – работать на экспорт в условиях слабого рубля стало выгоднее. К примеру, экспортный грузопоток  позволил  выйти  в  плюс ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Грузооборот оператора вырос на 5% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Это стало возможным благодаря наращиванию экспорта стали российскими металлургическими предприятиями, а также увеличением экспортных отгрузок алюминия, сообщали в компании. Одно  время  обсуждалась  возможность  выноса  порта,  который  стеснен городскими стенами, за пределы Санкт-Петербурга. С такой инициативой в 2010 году выступал Игорь Русу, на  тот  момент  возглавлявший  ФГУП «Росморпорт». Руководитель ведомства даже собирался включить данный пункт в стратегию развития российских  портов  до  2030  года,  которую разрабатывал «Росморпорт». Правда, дискуссия  вокруг  этого  вопроса  довольно быстро поутихла – заявление Русу  дезавуировал  заместитель  министра транспорта Виктор Олерский.  В итоге в стратегию развития портов идея не попала. Взамен этого решено было  развивать  порт  за  счет  резервных  аванпортов,  которые  могли  бы взять на себя часть увеличивающегося грузопотока, что нашло отражение в стратегических документах. Таким аванпортом  должен  стать  портовый комплекс «Бронка», задуманный как новый грузовой район Большого порта, предназначенный для обработки контейнерных и накатных грузов.Портовые операторы в свою очередь продолжают инвестировать в развитие терминальных комплексов, правда,  делают  это  в  меньших  объемах, чем раньше. Так ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) в первом полугодии 2015 года потратило на программу развития 38,1 млн (31,9 млн рублей из них пошло на обновление перегрузочной техники и модернизацию портовой инфраструктуры). На обновление инфраструктуры ЗАО «Контейнерный  терминал  Санкт-Петербург» было перечислено 320 млн.

Не тихая гавань

Не стоит сбрасывать со счетов портовую зону как место для новых инвестиционных  проектов.  Как  вариант, возможно  перепрофилирование  некоторых  территорий.  Так,  от  непрофильных активов в районе порта начал избавляться МП СПб. На продажу были выставлены несколько объектов: гостиница «Балтийская» (стартовая цена –  200  млн  рублей),  бывшее  общежитие (284,7 млн), автобаза (153,4 млн), расположенные  на  Двинской  улице, бывший спорткомплекс на Виндавской улице (111,2 млн рублей).Вот-вот выставят 100-процентные пакеты долей группы компаний, владеющих ОАО «Балтийский судомеханический завод» («БСМЗ»). Предприятие  производило  вспомогательные портовые  суда,  плавучие  краны,  анкерные  тяги  для  гидротехнических сооружений  морских  и  речных  портов, осуществляло доковый, текущий и капитальный ремонт судов. Стартовая цена завода – 120 тыс. долларов, дата торгов назначена на третий квартал этого года. Предприятие, расположенное на дороге на Турухтанные острова, владеет земельными участками общей площадью  6,4  га,  причалами  общей площадью 654 м, железнодорожными путями  и  инженерной  инфраструк-турой. Еще 5,2 га земли предприятие имеет на праве долгосрочной аренды. Собственник объекта, информация о котором не раскрывается, разработал несколько вариантов развития данной территории.  Первый  предполагает строительство контейнерного терминала с объемом перевалки около 0,5 млн TEU в год, второй – строительство нефтеналивного терминала с объемом перевалки уровня 5 млн тонн в год. Кстати, по соседству гектаром земли недавно обзавелась компания «Морская энергетика», поставляющая судовое оборудование. Приобретенный участок будет использован под размещение производственной базы. В администрации Кировского района полагают, что на портовой территории находится несколько перспективных участков для инвестиционной деятельности: угольная гавань, элеваторная  площадка,  западнее  д.  28 (зона  размещения  складов),  юго-западная  часть  Канонерского  острова (зона размещения объектов водного транспорта, средне- и многоэтажного жилья, зеленых насаждений), дорога на Турухтанные острова (от проспекта Маршала Жукова до территории порта, зона размещения объектов водного транспорта). Совсем рядом с дорогой на Турухтанные острова, на Корабельной улице, построят новые судостроительные мощности  завода  «Северная  верфь». Согласно  техническому  заданию  на территории верфи появится сухой док с  ботопортом,  околодоковой  и  преддоковой площадкой, эллинг, корпусообрабатывающий цех, камеры очистки, грунтовки и сушки конструкций, проведено дноуглубление акватории. Создание новых мощностей позволит предприятию сократить время выпуска  морской  техники  и  уменьшить издержки. Предполагается, что завод сможет  ежегодно  выпускать  более восьми  судов  и  кораблей.  Как  отмечал  ранее  президент  ОСК  Алексей Рахманов, проект даст возможность строить корабли и гражданские суда длиной до 240, а в перспективе до 300 м. По предварительным оценкам проект обойдется в 15 млрд рублей. Датой окончания в отчетности ОСК за 2014 год указан 2020-й.

Коренной «Кировец».

Еще  одной  точкой  роста  для  района выступает  промышленный  холдинг «Кировский  завод».  По  итогам  2014 года группа «Кировский завод» пока-зала 17,3 млрд выручки – против 14,5 млрд рублей в 2013 году – и сократила убыток с 1,89 млрд до 311 млн. В годовом отчете компании за прошлый год сказано, что основной вклад в объем продаж группы внесли три его дочерних  компании:  ЗАО  «Петербургский тракторный  завод»  (ПТЗ,  26%),  ЗАО «Завод «Универсалмаш» (18%) и ЗАО «Мета ллургический  завод  «Петросталь» (17%). ПТЗ, производящий сельскохозяйственные тракторы и промышленно-строительные машины «Кировец», за прошлый год нарастил объем их реализации на 62%. Если в 2013 году завод поставил  клиентам  512  «Кировцев», то в 2014 году предприятие отгрузило заказчикам 825 единиц техники (707 сельскохозяйственных тракторов и 118 промышленно-строительных машин) общей  стоимостью  4  млрд  рублей. На  предприятии  такой  рост  продаж объясняли  их  высоким  качеством,  а также снижением производственных расходов и уменьшением себестоимости техники, что позволило продавать ее в 2014 году по прайсу 2013-го. По итогам  первой  половины  2015  года доля  предприятия  на  рынке  продаж сельхозтракторов  мощностью  более 300  л.  с.  превысила  50%.  При  этом, согласно существующим контрактам ПТЗ, к концу года объем реализации «Кировцев» почти в два раза превысит прошлогодние показатели, сообщает компания. Для завода «Универсалмаш» основным  подспорьем  стал  гособоронзаказ, благодаря которому предприятие сформировало большую часть выручки. В минувшем году оно поставило 40 самоходных гусеничных шасси для зенитно-ракетных комплексов С-300В4 для екатеринбургского Машиностроительного  завода  им.  М.И.  Калинина (МЗИК, входит в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей») и 22 изделия для египетских вооруженных сил общей стоимостью 7,1 млрд рублей. Этой весной  завод  подписал  новый  контракт с  МЗИК.  По  сообщениям  СМИ,  речь идет  о  трехлетнем  контракте  на  поставку  80-90  машин  стоимостью  10 млрд рублей. Тем  временем  финансовое  положение завода «Петросталь» не столь устойчиво. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в апреле даже признал «Петросталь» банкротом, однако совету кредиторов предприятия удалось отменить это решение  в  апелляционной  инстанции. Тем  самым  завод  вернулся  к  реализации программы финансового оздоровления,  одобренной  кредиторами ранее. По сообщениям компании, через месяц, с июня по июль, объем выплавки стали был увеличен вдвое (с 6 до 13 тыс. тонн). На фоне кризисных тенденций группа  «Кировский  завод»  отказалась  от дальнейшего  развития  низкорентабельных активов. В октябре 2014 года были поданы заявления о банкротстве ООО «Киров-Трансмишн» (производство комплектующих) и ООО «Киров-Станкомаш»  (станкоинструментальное  производство).  Той  же  осенью  о банкротстве  заявили  два  немецких дочерних предприятия группы – станкостроительное предприятие Monforts Werkzeugmaschinen GmbH и производитель автобусов Göppel Bus GmbH. В компании  объяснили  данные  шаги необходимостью  сосредоточить  финансовые и организационные ресурсы на развитии ключевых и исторически входящих  в  сферу  его  компетенций производств (сельскохозяйственное и промышленное тракторостроении, военное и энергетическое машиностроение, металлургия). Стоить отметить, что за счет гособоронзаказа существует и другое предприятие  Кировского  района  –  «НПО Завод «Волна». Здесь создаются и модернизируются средства коротковолновой радиосвязи, связи специального назначения. Этой весной был введен в действие новый корпус предприятия, где находятся цех комплексной сборки площадью  3730  кв.  м.,  служба  качества, центр пуско-наладочных работ.

Строительство Западного скоростного диаметра станет мощным толчком для дальнейшего развития Кировского района 018.jpg Фото: gov.spb.ru
Строительство Западного скоростного диаметра станет мощным толчком для дальнейшего развития Кировского района
Фото: gov.spb.ru

Реновационное движение

Крупного  строительства  в  районе сейчас  практически  не  ведется,  но потенциал жилой застройки и редевелопмента промзон у территории есть. Вместе  с  тем,  несколько  кварталов Кировского района должна затронуть масштабная  программа  реновации, право  на  осуществление  которой  в 2009  году  выиграла  на  торгах  компания «СПб Реновация». Застройщик взялся снести хрущевки в 22 микро-районах города и застроить эти территории  новым  жильем.  Речь  шла  о более 8,5 млн кв. м жилья и затратах порядка 400 млрд рублей. Впрочем, с тех пор проект, срок окончания которого был намечен на 2018 год, сбился с  первоначального  графика.  От  Кировского района в программу попали четыре микрорайона, но проектные и строительные работы пока не начаты ни по одному из объектов, следует из материалов Комитета по строительству СПб. В микрорайоне Нарвская застава сейчас ведется расселение жителей, реновация трех других кварталов (квартал  пять  района  Дачное,  квартал шесть района Ульянка, кварталы семь-девять района Автово) не может начаться без поправок в Генплан, которые позволят определить стартовые пятна для нового строительства. Зато продолжается реновация микро-района  Ульянка  2А-2Г,  которым занимается ООО «Воин-В», выигравшее аукцион на развитие территории в 2008 году. Уже завершено возведение многоквартирного  жилого  комплекса «Бенуа», строится жилой комплекс «Усадьба Воронцовых». Правда, строительство двух других участков было приостановлено  из-за  судебных  разбирательств, сообщается в июньских материалах КпС.

Инфраструктурные  инвестиции

Куда  более  активно  в  районе  развиваются инфраструктурные проекты. В  перспективе  через  его  западную часть могут проложить новую Адмиралтейско-Охтинскую линию метрополитена.  На  данный  момент  в  районе  ведется  троительство  станции метро «Путиловская», которая вместе с метро «Юго-Западная» в Красносельском районе положит начало развитию шестой, Красносельско-Калининской ветки. Она позволит разгрузить красную линию метро, которая считается наиболее загруженной, и будет обозначена  на  схеме  коричневым  цветом.  Председатель  Комитета  по  развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ)  города  Сергей  Харлашкин пояснял, что контракт на строительство участка «Юго-Западная» – «Путиловская» стоимостью 37 млрд рублей подпишут в октябре. Ранее губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко говорил о том, что станция «Юго-Западная» откроется в 2020-м, а вся ветка – в 2022 году. Также допускалась возможность соединить Красносельский и Кировский районы линией легкорельсового транспорта – от Кировского завода до района Балтийская жемчужина протяженностью 13 км. В свое время глава Комитета по инвестициям СПб Ирина Бабюк заявляла, что заинтересованность участия в проекте выражали китайские компании. Но в итоге проект, который стоит порядка 9 млрд, был отложен до лучших времен. Кроме того, через район пройдет центральный участок Западного скоростного диаметра. Участок трассы, который затронет Кировский район, пройдет по промзоне Морского порта, пересечет Канонерский остров, а затем перейдет в вантовый мост, ведущий на Васильевский остров. Основные виды работ на Канонерском  острове обещают завершить в конце 2015 года, все работы на Центральном участке – к 2016 году.

Остров везения

Застарелой  проблемой  для  района остается нехватка общественных пространств. С точки зрения урбанистов интересный актив для трансформации под рекреационную функцию представляет собой Канонерский остров. Так, в ходе обсуждения на форуме «Будущий Петербург» были разработаны довольно неожиданные варианты по трансформации депрессивной территории острова – от организации здесь мемориального комплекса, состоящего из крематория, колумбария и прогулочной зоны до создания Канонерского морского парка с плавучими домами в бухте. Организовать  на  дамбе  Канонерки рекреационную зону с выходом к Финскому заливу предлагали, однако соответствующая поправка так и не была утверждена Законодательным собранием города.  Негативная конъюнктура, несомненно, окажет негативное воздействие на ход заявленных проектов. Однако вместе с тем влияние кризиса будет более ощутимым для новых инициатив, в то время как уже начатые проекты имеют больше шансов быть доведены до победного конца. В таком случае Кировский район, в котором  реализуются  стратегические для города проекты, имеет некоторую страховку от того, чтобы не оказаться за бортом в штормовую погоду.

«Эксперт Северо-Запад» №34-35 (712)



    Реклама

    Пятновыводители

    Новая технология очистки воды от нефтепродуктов, разработанная уральским стартапом «Биомикрогели», нашла применение в несколько неожиданной сфере


    Реклама