Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Добро пожаловать на остров возможностей

2015

Островной город в городе, Кронштадтский район – уникальная административная единица Санкт-Петербурга по самым разным параметрам.

С точки зрения бизнеса здесь есть относительно свободные территории для реализации инвестиционных проектов (в сравнении с плотно застроенным историческим центром города), заинтересованность властей в приходе крупного бизнеса, и главное – низкоконкурентные ниши в самых разных отраслях. Город-крепость Кронштадт (от немецких слов «krone» – корона и «stadt» – город) был основан императором Петром Первым в 1704 году на острове Котлин в восточной части Финского залива как морская крепость и военно-морская база. Кронштадт – уникальное место, имеющее богатую историю, неразрывно связанную со становлением и укреплением Военно-Морского флота России, великими изобретениями и открытиями русских ученых. Первая российская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна началась в 1803 году именно в Кронштадте, а всего здесь была подготовлена и отправлена 41 кругосветка, экипажи кронштадтских кораблей сделали 56 крупных географических открытий. Первый российский пароход совершил в 1815 году показательный рейс из столицы в Кронштадт, а позднее, в 1864 году, первое в мире судно ледокольного типа «Пайлот» было построено здесь. В 1847 году впервые в России Н.И. Пирогов применил наркоз для обезболивания при проведении хирургической операции. В 1882 году в Кронштадте по указу Александра Третьего была создана первая в мире водолазная школа. В 1895 году преподаватель физики Технического училища Морского ведомства А.С. Попов продемонстрировал эффект отражения радиоволн и, постепенно усовершенствуя технологию, применил радио для дальней связи между кораблями. Здесь работали теоретик морского дела адмирал Г.И. Бутаков, конструктор минного оружия Б.С. Якоби, создатель крупнотоннажной подводной лодки и торпеды А.Ф. Александровский, изобретатель первого самолета А.Ф. Можайский, первый русский светотехник Е.П. Тверитинов, один из первых русских кораблестроителей И.А. Амосов. Оставили свой след в Кронштадте архитекторы: Д.А. Трезини, Ч. Камерон, В.И.Баженов, А.П.Брюллов; адмиралы флота: В.М. Головнин, Д.Н. Сенявин, А.Д. Бубнов, С.О. Макаров, Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Ф.П. Литке.

Архитектура центра города и городских крепостных стен формировалась в первой половине XIX века. В 1970-1980 годах на окраинах города были возведены современные кварталы. В 1990 году исторический центр города вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как составная часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). В апреле 2009годаКронштадтубыло присвоено звание «Город воинской славы».

Исходные данные 

Вокруг острова Котлин расположены свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных. Площадь острова – 1584 га, а общая территория Кронштадтского района в существующих утвержденных границах – 1935 га. Это самый маленький район Санкт-Петербурга и самый малонаселенный – по данным 2014 года, здесь проживает всего 43 687 человек. Удаленность Кронштадта от центра Санкт-Петербурга составляет 48 км. До 1998 года Кронштадт был закрытым городом, сейчас доступ на его территорию свободен. Конечно, за исключением гавани военного порта и территорий различных воинских частей. В настоящее время администрация района ведет активную работу по передаче в собственность Санкт-Петербурга ряда объектов, не планируемых к дальнейшему использованию в интересах обороны страны. Большинство из передаваемых зданий являются уникальными памятниками истории и культуры федерального значения, что обуславливает необходимость их скорейшего восстановления. И, что закономерно, затрудняет процесс их реновации.

Жилой фонд района представлен всего 329 многоквартирными жилыми домами, 28% из них построены в период до 1917 года и в начале 1950 годов. Развитие жилой недвижимости находится на низком уровне в связи с высокой концентрацией на территории Кронштадта исторических зданий-памятников, которые накладывают административные барьеры на строительство новых объектов. «Кронштадтский район представлен несколькими крупными складскими объектами, построенными на месте бывших промышленных комплексов. Пример – логистический комплекс «Адмирал-ТСВ» класса А, площадью 12 500 кв. м. Торговая и офисная функции развиты слабо, качественных объектов нет», –говорит директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Михаил Рожко.

В Кронштадте работают: Центральная библиотека, Центральная районная детская библиотека, Дворец культуры, Дворец молодежи, Дом офицеров, Матросский клуб, Музей истории. Среди учреждений образования: восемь средних общеобразовательных школ, девять дошкольных учреждений, Детская музыкальная школа, Детская художественная школа им. М.К. Аникушина, Специальная (коррекционная) школа № 676. В городе работают: Городская больница Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, Поликлиника № 74, Детская поликлиника № 55, Военно-морской госпиталь, детский санаторий «Аврора», а также большое количество частных медицинских учреждений разного профиля. В городе действуют: Детско-юношеская спортивная школа, кронштадтский оздоровительно- спортивный центр «Русич», военно- спортивный клуб, яхт-клуб, плавательный бассейн 81-го спортивного клуба, ФОК с бассейном и фитнес-клубом, построенный в 2011 году в рамках программы «Газпром-детям», авиационный клуб «Дельфин» и другие объекты социальной инфраструктуры.

Главной туристической достопримечательностью Кронштадта считается Морской собор святителя Николая Чудотворца, построенный в 1903-1913 годах как храм-памятник погибшим морякам. Великое освящение собора и его открытие после масштабной реконструкции состоялось 28 мая 2013 года, когда храм отмечал свое 100-летие. Сейчас собор считается основным храмом Военно-Морского флота России. По данным главы администрации Кронштадтского района Василия Пониделко, после восстановления Морского собора количество туристов и гостей Кронштадта возросло в разы: в 2014 годугородпосетилиоколо700тыс.туристов, что вдвое больше, чем в 2013-м, и в шесть раз больше, чем в 2012 году.

Транспортное сообщение Кронштадта с материковой частью Санкт-Петербурга долгое время было проблематичным: до 1983 года попасть на остров можно было только водным путем. В настоящее время остров Котлин соединен кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС), с северным и южным берегами Финского залива. В августе 2011 года был открыт двухкилометровый автомобильный тоннель под Финским заливом, построенный в рамках возведения КЗС. Сегодня объект включает 11 каменно-земляных дамб, шесть водопропускных сооружений, два судопропускных сооружения, автомагистраль с тремя развязками и семью мостами. По гребню дамб проходит морской участок скоростной автодороги по три полосы движения в каждом направлении с разрешенной скоростью движения до 110 км/час. Участок рассчитан на пропуск до 35 тыс. автомобилей в сутки.

Сам по себе Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений совершенно уникальный проект. С момента ввода КЗС в эксплуатацию Санкт-Петербург оказался надежно защищен от разрушительных наводнений, когда подъем уровня воды достигал 4,2 м выше ординара. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 м, верхняя отметка волноотбойной стенки над средним многолетним уровнем воды – 7,5 м. Водопропускные сооружения прерывают цепь дамб, обеспечивая открытый фронт для беспрепятственного выхода воды из реки Невы в Балтийское море и служат важной экологической цели – сохранению свободного водообмена между Невской губой и Финским заливом. Но при поступлении сигнала об угрозе наводнения специальные затворы, способные пробивать лед толщиной до 60 см, опускаются и перекрывают водопропускные секции, защищая город. Строительство объекта велось с 1979 по 2011 год, стоимость проекта по состоянию на первую декаду августа 2010 года составила 87,3 млрд рублей.

Из-за островного положения у Кронштадта нет прямого железнодорожного сообщения с материком. Ближайшие остановки – платформа Бронка линии Балтийский вокзал – Калище и платформа Горская линии Финляндский вокзал – Сестрорецк на удалении соответственно 12 и 15 км от центра Кронштадта. Экологическая обстановка в Кронштадте оценивается как благоприятная. В городе, продуваемом ветрами Балтики, воздух заметно чище, чем в центральных районах Санкт-Петербурга.

Территориальная ревизия В августе в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга прошли выездные мероприятия с участием вице-губернатора Игоря Албина и руководителей курируемых им исполнительных органов государственной власти.

В центр внимания властей попал, во-первых, природный заповедник «Западный Котлин», где также распложены объекты культурного наследия федерального значения – береговые форты Шанец и Риф. Эта территория имеет историческую и природоохранную ценность. Районом подготовлены предложения по развитию рекреационных зон в заказнике, созданию велосипедных дорожек и лыжных трасс. Реализация этих замыслов должна учитывать имеющиеся природоохранные ограничения и иметь задачу экологического воспитания граждан.

Во-вторых, на западе острова Котлин есть 170 га не вовлеченных в хозяйственный оборот земель, на которых в перспективе может появиться аэропорт для малой и винтокрылой авиации. Существующая взлетно-посадочная площадка «Бычье поле» уже успешно используется кронштадтским авиационным клубом «Дельфин», но она не имеет утвержденных границ и кадастрового номера. Комитет по градостроительству и архитектуре разрабатывает Концепцию развития территории острова Котлин, чтобы определить приоритетные направления градостроительного развития всей территории Кронштадта. Концепцией рассматривается три модели развития территории острова, каждая из которых предполагает сохранение и развитие посадочной площадки «Бычье поле». Районная администрация, Комитет по транспорту и Комитет по инвестициям ведут сейчас работу по поиску инвестора на площадку. Вице-губернатор Игорь Албин поручил подготовить изменения в Генплан и Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга в части, касающейся изменения функционального и территориального зонирования этой территории для дальнейшего ее комплексного использования. «Четверть земельного фонда не вовлечена в хозяйственный оборот и готова к комплексному освоению и развитию, в западной части острова – более 150 га, на севере – 250 га, оставшиеся от объектов Комплекса защитных сооружений», – сообщил глава района Василий Пониделко.

Есть в районе и перспективная территория в 105 га, отведенная для размещения предприятий малого и среднего бизнеса, которую районная администрация позиционирует как территорию опережающего социально-экономического развития, а также относительно свободные 65,5 га территории 18-го квартала Кронштадта. Планы по развитию этих территорий уже сформированы. Однако в границах утвержденного проекта планировки территории пока не учтены переданные городу бывшие военные городки общей площадью более 10 га. Вице-губернатором даны поручения по корректировке проектов планировки с учетом вовлечения бывших объектов Министерства обороны и в целом – по привлечению инвесторов к перспективным площадкам.

В последние годы от Министерства обороны в собственность города Кронштадта передано восемь военных городков и 42 нежилых здания общей площадью 50 тыс. кв. м (земельные участки площадью 20 га). Только на консервацию переданных и передаваемых объектов необходимо около 190 млн рублей, но средств у районной администрации на эти цели не хватает.

Также в рамках совещания была озвучена идея создания в Кронштадте выставочной площадки Международного военно-морского салона. Вице-губернатор Игорь Албин предложил подготовить обращение на имя вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина с предложением реализовать этот проект.

В настоящее время идет подготовка комплексной программы развития Кронштадта до 2020 года, документ будет завершен до конца 2015 года, общий объем расходных полномочий по программе оценивается в 15,5 млрд рублей.

Санкт-Петербург

 024_2.jpg
Глава Кронштадтского района – Василий Пониделко, 5 место в рейтинге результативности работы глав администраций районов Санкт-Петербурга за второй квартал 2015 года.

«Эксперт Северо-Запад» №43 (717)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама