Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Распахнуть кронштадтское окно в Европу

2015
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Главное градообразующее предприятие Кронштадтского района – Морской завод – переживает сегодня второе рождение. Еще одной точкой роста могут стать новые проекты в сфере грузоперевозок, а также объекты транспортно-логистической инфраструктуры.

Деловая активность в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга сегодня не слишком высока, оценивают эксперты. В перечне градообразующих предприятий Кронштадта значатся ФГУП «18 Арсенал Министерства обороны РФ», Кронштадтский хлебозавод и Кронштадтский мясоперерабатывающий завод, швейная фабрика. Один из современных инвестпроектов, успешно реализованных в Кронштадте, – портовый комплекс «Моби Дик», осуществляющий контейнерную перевалку грузов (принадлежит Global Ports, входящей в группу компаний «НТранс », и финской корпорации Container Finance Group), открытый более десяти лет назад. Но городу-острову не хватает самых разных бизнесов, начиная от сферы туризма и до крупных инновационных производств.

С «Авророй» в светлое будущее

Главным промышленным предприятием Кронштадта вот уже много лет является Кронштадтский морской завод – крупнейшее судоремонтное предприятие всего Северо-Западного региона России. Производственная площадь составляет более 63 га, общая протяженность причального фронта набережных – 500 м, стапельных оснований – 750 м. Основанный в 1858 году, за свою более чем 150-летнюю историю завод пропустил через стапеля и доки более 10 тыс. судов, многие годы являясь главной, а в некоторые периоды истории и единственной судоремонтной базой Балтийского флота. Но в кризисный 2008 год завод приостановил свою деятельность, здесь наступили времена застоя. Перезапуск Морского завода произошел в 2010 году после реализации программы финансового оздоровления. Сегодня завод способен выполнять комплексный ремонт кораблей, морских и речных судов всех типов, классов, назначений водоизмещением до 60 тыс. тонн, в том числе доковый ремонт подводной части корпусов с очисткой и окраской, ремонт донно-бортовой арматуры, дизелей, газовых и паровых турбин и т.д. Программа развития Морского завода осуществляется в русле концепции развития судостроительной и судоремонтной отрасли РФ. В 2015 году АО «Кронштадтский морской завод» должно войти в структуру холдинга АО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшей судостроительной компании России со 100% акций в федеральной собственности. На сегодняшний день корпорация интегрирует порядка 60 верфей, конструкторских бюро и судоремонтных заводов страны, на которые приходится 80% продукции отечественного судостроения. В настоящее время на базе предприятий АО «ОСК» в ключевых портово-транспортных узлах РФ формируются современные судостроительные кластеры, особые экономические зоны промышленно-производственного типа. Корпорация, продукция которой экспортируется более чем в 20 стран мира, приступает к реализации программ решительного перевооружения и модернизации производства на своих предприятиях.

Ремонтно-реставрационные работы над крейсером «Аврора» Кронштадтский морской завод закончит в 2016 году 027.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Ремонтно-реставрационные работы над крейсером «Аврора» Кронштадтский морской завод закончит в 2016 году
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Имя Кронштадтского морского завода снова прогремело на всю Россию прошлой осенью, когда сюда с торжественными церемониями и всевозможными почестями препроводили на реставрацию крейсер «Аврора». Первоначально предполагалось, что ремонт пройдет в два этапа и судно-музей вернется на свое знаковое место у Петроградской набережной уже через 45 суток, а второй этап работ (обеспечение непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности судна) будет осуществлен позднее. Стоимость первого этапа ремонта, включая обследование нижней части корпуса, оценивалась почти в 120 млн рублей. Но затем перемещение объекта культурного наследия РФ, не имеющего собственного хода, с место на место дважды было признано нецелесообразным. Поэтому сейчас сроком окончания ремонтно-реставрационных работ над «Авророй» в Минобороны называют 2016 год. «Мы надеемся, что в год 60-летия Центрального военно-морского музея (филиалом которого является «Аврора») в 2016 году крейсер займет свое место на стоянке», – заявил начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков. Для Кронштадтского морского завода этот контракт не только финансово значим, но и является имиджевым.

Портовые Развитие портовых мощностей в целом и развитие Санкт-Петербургского транспортно- логистического узла в частности являются одними из приоритетных направлений модернизации транспортной системы в России. В рамках Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург на границе Кронштадта с городом Ломоносовом осуществляется строительство аванпорта Бронка. Объект призван стать одним из ключевых грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург, интегрированным в логистическую систему всего петербургского транспортного узла. Главная его функция – обработка контейнерных и накатных грузов, поэтому в рамках аванпорта разрабатывается проект Многофункционального морского перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка».

Серьезной предпосылкой к реализации проекта стал возросший в последние годы дефицит портовых мощностей в регионе Балтийского моря, исторически представлявшем собой торговые ворота между Россией и странами Скандинавии и Европы. По оценкам экспертов, даже несмотря на сегодняшнюю сложную экономическую ситуацию, ежегодный поток грузов, доставляемых в РФ через порты Балтики, к 2025 году может достичь 190 млн тонн. И развитие Бронки – своего рода игра на опережение растущего спроса. В соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга, прилегающие к аванпорту территории можно рассматривать как будущие площадки для создания производственно-логистической инфраструктуры. И в целом наличие оснащенного по последним технологиям аванпорта в Кронштадтском районе дает новый импульс для создания здесь новых промышленных площадок.

Идеи витают в воздухе

В своей новейшей истории Кронштадт регулярно становится площадкой для различного рода инвестиционных мегапроектов, часто очень амбициозных и футуристических. Наглядный пример – идея создания военного учебно-научного центра «Кронштадтские паруса», впервые озвученная в 2007 году. Новый кластер должен был объединить на единой площадке в 500-700 га (площадь всего острова Котлин равна 1584 га) между дамбой и северным берегом острова Военно-морскую академию, три военно-морских института, Нахимовское училище, флотский колледж и лицей, три научно-исследовательских института ВМФ, а также Институт дополнительного военно-профессионального образования. Одновременно здесь смогли бы проходить обучение до 13 тыс. человек. Дополнить их планировалось конгресс- центром, офисами крупнейших российских компаний, объектами торговли и жилыми домами, спортивными и культмассовыми площадками. Меморандум о реализации проекта был подписан председателем правления банка ВТБ Андреем Костиным, бывшим министром обороны РФ Анатолием Сердюковым и прежним губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко. Разработкой проекта занялась специально созданная компания «Кронштадтские паруса», на 10% принадлежащая логистической группе «Адмирал – Терминал-СВ» и на 90% – ЗАО «Империя». Общий объем инвестиций в проект эксперты оценивали в 700 млн долларов, но позже военные чиновники ограничили бюджет суммой в 100 млрд рублей, реализация должна была осуществляться в рамках государственно- частного партнерства. Но в 2010 году реализацию проекта перенесли на 2015-2017 годы, а в 2013-м постановление о проведении изыскательских работ под строительство учебно-научного центра ВМФ было отменено.

В 2010 году было объявлено о том, что Кронштадт может стать площадкой для новых корпусов Адмиралтейских верфей после вывода судостроительного предприятия из центра Санкт-Петербурга – был подписан договор о создании Ново- Адмиралтейской верфи. Балтийский завод также было решено присоединить к этому кластеру, отстроить здесь не только заводские корпуса, но и жилье для сотрудников и университетские корпуса. Инвестиции в проект оценивались в 40 млрд рублей, под проект выделяли территорию в 150 га. Но в итоге этот проект в целом посчитали экономически нецелесообразным и также приостановили. Тем не менее, в связи с активной передачей в собственность Санкт-Петербурга от Минобороны значительных кронштадтских территорий (всего в Кронштадте расположено более 50 военных городков и около 600 зданий военного ведомства), власти уверены в необходимости комплексного подхода к реновации этих площадей, пусть и осложненных восстановлением и современным приспособлением исторически значимых объектов, являющихся памятниками истории и культуры федерального значения и находящихся под охраной ЮНЕСКО. Например, Кронштадту сегодня остро не хватает объектов туристической индустрии: гостиниц, пунктов общественного питания, современных интерактивных музейных и выставочных экспозиций и т.д., создание и развитие которых практически полностью могут взять на себя новые инвесторы.

Санкт-Петербург

Проект «Районы Северной столицы» реализуется на средства гранта Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации.

«Эксперт Северо-Запад» №43 (717)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама