Россияне – за отдых на Родине

Русский бизнес
Москва, 19.10.2015
«Эксперт Северо-Запад» №43 (717)
Туроператоры констатируют, что направления туристических потоков россиян изменились – в тренде внутренний туризм, в рамках которого хедлайнерами становятся Крым и Санкт-Петербург

Фото: citytourspb.ru

Во второй половине 2014 года кризис добрался и до российского туристического рынка. Тогда свою деятельность одна за другой приостановили несколько десятков туристических фирм, среди которых были и бренды, присутствующие на рынке долгие годы. На приоритетах нынешних туристов в первую очередь также сказались экономическая нестабильность и падение курса рубля по отношению к иностранным валютам. Тем не менее, нельзя сказать, что россияне перестали ездить за границу. Они по-прежнему посещают и страны Европы, правда, в меньшей степени, чем раньше. Поскольку главным критерием выбора маршрута в этом году все же стала экономия. Явные смещения предпочтений туристов легко можно было отметить на петербургской выставке INWETEX – CIS TRAVEL MARKET, где практически не были представлены европейские страны, за исключением тех, где в ходу собственная валюта, например, Венгрия или Сербия.

Кризисные тренды

В основную массу направлений для путешествий россиян в этом году вошли не очень дорогие и традиционные Турция и Египет, а также еще шире открывшие для гостей свои двери Таиланд, Китай, Вьетнам, Индия и другие страны Азии. Конечно, петербуржцев не обижают вниманием и активно приглашают к себе ближайшие географические соседи – Финляндия, Эстония, Литва, Латвия. Еще одной туристической возможностью, сохранившей, судя по всему, свою популярность у горожан, остаются путешествия на паромах по странам Северной Европы. Правда, основным трендом все же стал рост туризма внутри страны. Поэтому большинство выставочных стендов на туристических мероприятиях занято именно представителями российских городов, областей и регионов, а также конкретных туристических маршрутов.

«Время отдыхать в России» – рекламный проект с таким названием Ростуризм запустил в октябре в четырнадцати регионах страны. В целом медиамикс кампании включает такие форматы наружной рекламы, как билборд, сити-формат и digital, а также (для Москвы и Петербурга) размещение рекламы на транспорте. В кампании задействовано более 120 конструкций наружки и 750 автобусов (в том числе 300 автобусов в Петербурге).

Крымский отпуск

В Ростуризме отмечают, что по сравнению с 2014 годом выезд российских туристов за рубеж сократился на 40%. А одним из главных направлений отдыха, несмотря на необходимость авиаперелета или переправы на пароме, стал Крым. По данным министра курортов и туризма региона, Крым с начала года посетили свыше 4 млн туристов.

А Симферополь уже второй год занимает первое место среди популярных направлений из Петербурга, отмечают в своем исследовании специалисты поисковой системы Momondo.ru. И хотя на старте сезона не все прогнозы были благоприятны, но к его завершению крымчане посчитали, что туристический сезон, несмотря ни на что, удался.

Хотя при этом стоит отметить значительное уменьшение количества украинских туристов. И взыскательность приезжающих российских, которые, как выяснилось, готовы тратить значительные средства на отдых, но только при условии предоставления им хорошего обслуживания в гостиницах и кафе, а также качественных развлечений. Крыму приходится трудиться, чтобы соответствовать. И работы впереди еще много.

К сожалению, по-прежнему нелегко добираться сюда тем, кто выбирает путешествие поездом, паромом и автобусом, потому что его прежде всего тяжело выдержать морально. Так, проезд из Петербурга в некоторые города Крыма может занять около двух суток, а обратно – даже двое с небольшим. К тому же на пересадках чемоданы и сумки зачастую приходится тягать на себе, в том числе вниз и вверх по лестнице при подъеме и спуске с парома. Если лететь самолетом, авиабилеты тоже лучше купить заранее, поскольку за несколько дней до вылета совсем дешевые найти чрезвычайно трудно. А если попытаться купить билет в Петербург прямо из Крыма, надо помнить, что не в каждом городе есть представительства авиакомпаний, продающих билеты напрямую, а у туроператоров в августе, например, цена на билет может быть от двадцати с лишним тысяч рублей в одну сторону.

Петербург – лидер туристических предпочтений

Еще одной особенностью изменившихся туристических приоритетов стало фактически закрепление за Петербургом титула самого популярного направления «выходного дня». Многие сограждане рассматривают его в качестве лучшей и даже превосходящей все остальные европейские перспективы поездки на уикенд. Особенной популярностью маршрут пользуется, конечно, у гостей из Москвы, в первую очередь благодаря удобному и быстрому железнодорожному сообщению. Так, например, по данным портала Travel.ru, сегодня Петербург возглавляет список российских городов, популярных для путешествий на майские праздники у москвичей. Поэтому на время майских праздников на Ленинградском направлении в этом году запустили 34 дополнительных высокоскоростных поезда «Сапсан» и еще столько же обычных.

Стоит отметить, что Петербург также не потерял популярности и у европейских туристов, а даже приобрел дополнительную – все по той же причине падения курса рубля. Кроме того, европейцам легко добраться сюда по воздуху, земле или воде. Поэтому с точки зрения заполняемости гостиниц летом Петербург, по данным компании JLL, уверенно обгоняет Стамбул и Рим, идя «в ногу» с Амстердамом. В сентябре 2015 года Санкт-Петербург также был признан главным туристическим направлением в Европе, по версии World Travel Awards.

Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инна Шалыто подтвердила, что правительство города уделяет большое внимание развитию туристской отрасли как одному из перспективных направлений экономики. «В Санкт-Петербурге самое низкое падение в стране по иностранным туристам – только 7,7%, когда в других регионах эта цифра значительно выше. По агрегированным показателям на 20% мы увеличили число российских туристов, посетивших Санкт-Петербург, – сообщила Инна Шалыто. – Кроме того, по итогам первого полугодия 2015 года в 2,5 раза больше стало путешественников из Китая».

Руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер утверждает: «Гостиничная индустрия города летом добилась впечатляющих результатов, чему способствовал целый ряд факторов. Довольно поздние даты Международного экономического форума, совпавшие с сезоном белых ночей, рост внутреннего туристического потока и увеличивающаяся привлекательность этого направления для туристов из-за рубежа».

При этом традиционной проблемой для собственников и операторов отелей в Петербурге продолжает оставаться высокая сезонность спроса. Каждую зиму поток туристов падает в лучшем случае на треть. Поэтому представителям гостиничного бизнеса и чиновникам приходится думать, как продвигать образ зимнего Петербурга, чтобы выровнять этот перекос. Город уже провел несколько целевых проектов. Так, Международный культурный форум, в отличие от экономического, в Северной столице проходит не летом, а именно зимой – в декабре.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №43 (717) 19 октября 2015
    Приказано выжать
    Содержание:
    Реклама