Колесо российско-финской фортуны

Русский бизнес
Москва, 09.11.2015
«Эксперт Северо-Запад» №46-47 (719)
Шинный завод Nokian Tyres, расположенный в городе Всеволожске Ленинградской области, ожидая снижения российского спроса, ищет возможности для укрепления своих позиций как одного из крупнейших экспортеров региона.

На сегодняшний день завод Nokian Tyres является крупнейшим шинным заводом в России, он производит около 1,7 тыс. видов продукции – практически весь шинный ассортимент. Изначально предприятие было ориентировано на внутренний российский рынок: предполагалось, что к 2015 году завод будет выпускать около 8 млн шин в год, однако сейчас этот показатель находится на уровне 15,5 млн шин по итогам 2014 года. И, как утверждает руководство концерна, несмотря на то, что рост цен готовой продукции с нового года составил до 15%, ждать сильного падения производства в 2015 году не придется – по прогнозам продажи просядут не более чем на 5%.

И существенную долю из них составят продажи в России: с 22 до 20% от общего портфеля компании. За последние годы очевиден курс головного производства Nokian Tyres на экспорт. Сейчас его доля составляет более 60%, и, судя по тенденции, в ближайшее время он будет только расти.

Запах денег

В цеху резиносмешения № 1 стоит ощутимый запах – здесь натуральный каучук проходит первичную обработку и превращается в большое резиновое полотно. «Пахнет, как топленое молоко», – подумал я, когда впервые сюда пришел», – делится ощущениями старший оператор производственного участка Николай Божков. За несколько лет он прошел стандартный для многих попадающих на завод путь: вырос от простого рабочего до начальственной должности в своем цеху, переехал вместе с семьей из Всеволожска в Hakkapeliitta Village, участвует в ежегодных соревнованиях на производительность, уменьшение процента брака и лучшую спортивную команду. По полу первых двух цехов, где рулонами на гравитационных стеллажах лежат заготовки материалов для будущих шин, бегают белые автоматические погрузчики-роботы: траектория их движения задается в компьютерном центре. «Он безопасный, хотите, покажу?» – предлагает Николай и, не дожидаясь ответа, встает на пути у тележки-робота. Тот останавливается: ждет, пока рабочий уйдет с дороги, периодически подавая световые и звуковые сигналы.

Автоматизация производства никак не отразилась на численности персонала – на заводе всегда есть чем заняться 047_1.jpg
Автоматизация производства никак не отразилась на численности персонала – на заводе всегда есть чем заняться

До недавнего времени по всему предприятию использовались погрузчики, управляемые людьми, но с августа часть из них заменили роботами. Управленцы, однако, отмечают, что на численности персонала это никак не отразилось – на заводе всегда есть чем заняться: «К зиме планируется некоторое расширение производственного корпуса, где будет установлено дополнительное оборудование в следующем году. К 2017 году расширят склад. А вообще, как только рынок начнет восстанавливаться, и мы почувствуем нехватку производственных мощностей, в течение года сможем развернуть 14-ю линию – место уже заготовлено», – делится планами генеральный директор Nokian Tyres Russian Андрей Пантюхов.

В цехах предсказуемо шумно: причудливая смесь из щелчков, низкого гула и жужжания, которую почти не нарушает человеческая речь, – автоматические линии, установленные на производстве, в отличие от конвейеров, не требуют большого количества рабочих, равно как и существенных физических усилий. Зато требуют высокой квалификации персонала. Корпоративная культура, к слову, постоянно стимулирует к ее повышению: подход Hakkapeliitta, который пришел из финского головного офиса, подозрительно напоминает советскую производственную культуру. Те же передовики, командный подход, гордость за родной завод, но с «рыночным» лицом. В рамках инновационной программы сотрудники выступают с рациональными предложениями по улучшению рабочего процесса, предлагают новшества для внедрения, за что получают материальное поощрение в зависимости от важности и значимости изменений. По словам начальника производства Леонида Смирнова, завод Nokian обслуживает чуть меньше 1,3 тыс. человек: средний возраст – 31 год, и это преимущественно мужчины. Женщин всего 40 человек, причем не только на «офисных» должностях – часть из них работает на производстве на линиях, не требующих сильной физической нагрузки.

Активно продвигающаяся службой персонала программа по здоровью «Победа над собой», видимо, распространяется и на трудовые будни. У пунктов отдыха внутри завода организованы импровизированные велостоянки, на которых встречаются и самокаты – преодоление расстояния между пятью цехами занимает достаточно много времени. И это, пожалуй, один из немногих дискомфортных моментов: высокоточное европейское оборудование, установленное на заводе, не терпит пыли, а уровень шума и состояние воздуха постоянно контролируется экологическими службами, отчитывающимися перед Финляндией.

На фоне серо-зеленых сборочных машин и бетонных стен ярко-розовые, синие, желтые круги, нанизанные на стойки, смотрятся непривычно. Это, правда, сделано не для того чтобы скрасить будни: в течение суток в постоянном производстве находится в среднем 120 типоразмеров шин, и бортовые кольца для них необходимо отличать по размеру. По полу стоят большие, в половину человеческого роста, разноцветные катушки: ядовито-зеленая, белая, красная ткань служат еще и прокладочным материалом для длинных лент различных полотен, использующихся в производстве шин. Сама сборочная линия – это ряд высокоточных механизмов. «У нас из российского – только люди и некоторая часть сырья», – шутит начальник производства Леонид Смирнов. В обязанности обслуживающего оператора линии сборки входит контроль за работой станка, своевременная его заправка, установка и смена параметров деталей: каждый сборочный аппарат может производить до пяти видов продукции. Дальше все делает машина. Станок VMI наматывает на смазочный барабан слоями материал, затем в дело вступает лазерная обработка, после чего заготовка передается на соседний барабан, где диафрагма надувает ее изнутри, а прикаточные формы сплющивают изделие по сторонам. Весь процесс рождения «зеленой шины» – полуфабриката покрышки – занимает от 30 секунд до одной минуты. После чего ее подхватывает рука робота и уносит куда-то под потолок цеха – на следующий этап, в покрасочные камеры, которые готовят шину к финальной стадии обработки – вулканизации. «Зеленая шина» подвергается обработке паром температуры 170-180 С и давлению в 15 атмосфер. Линии вулканизации, как и все основные линии завода, в последние несколько лет активно переводятся на автоматическую работу. Однако не все доверяется механизмам. На самом последнем этапе автоматизации уже недостаточно. Важен человеческий фактор, поэтому должность контролера на производстве – одна из самых сложных и энергозатратных. Сотрудник - визуальный инспектор должен проверить каждую покрышку вручную, учитывая почти сто параметров. Например, недовулканизированную шину специалист определяет по запаху. Норма выработки в день – около 1 тыс. экземпляров. Бракованная продукция маркируется красным, режется пополам и отправляется в Москву, на вторичную переработку. Шины, прошедшие контроль качества, уходят в полусекретный цех шиповки, где в сутки обрабатывается до 20 тыс. готовых покрышек.

На фоне промышленного производства разноцветные круги бортовых колец, нанизанные на стойки, смотрятся оригинальной палитрой 047_2.jpg
На фоне промышленного производства разноцветные круги бортовых колец, нанизанные на стойки, смотрятся оригинальной палитрой

Самомонтаж

Несмотря на то, что заводы автомобильного кластера находятся чуть ли не на соседних просеках во Всеволожских лесах, тесного взаимодействия между Nokian Tyres и автомобильным производством нет: нерентабельно. «У нас нет серьезных планов по поставкам шин на первичную комплектацию, за десять лет работы так и не смогли найти ответа на вопрос, зачем нам это вообще нужно. Однако есть ряд интересных проектов по такому «половинчатому» сотрудничеству с производителями и продавцами зимних шин. Например, наша автоматическая линия по сборке колес позволяет выполнить большое количество заказов на монтаж брендированных дисков шин Nokian», – отмечает Андрей Пантюхов. Компании скорее интересно другое направление – развитие каналов собственной дистрибуции. «Мало построить завод. Важно профессионально выстроить шинную розницу. Я могу сказать, что когда мы начинали выстраивать собственную сеть, то бизнес был сосредоточен в основном на Северо-Западе, сейчас же мы работаем по всем регионам России, вплоть до Дальнего Востока. Основной рынок, где шины Nokian пользуются повышенным спросом, – это Москва, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Урал и Поволжье», – приводит данные Андрей Пантюхов. В 2005 году Nokian Tyres начала развивать собственную сеть шинных центров, запустив в России сеть Vianor, которая сейчас представлена более чем 400 точками, работающими по системе франчайзинга. Отход от премиального сегмента произошел пару лет назад, когда было решено запустить второй проект – сеть N-Type, которая сейчас постепенно развивается. Параллельно этому существует и канал прямых продаж в автосалоны в 17 городах России, а также недавно открытое направление электронной коммерции: концерн запустил интернет-магазин производителя на базе сайта. «Безусловно, кризис повлиял на продажи на российском рынке, и значительно. Особенно это касается зимних шин, потому что новые авто, выходя с конвейера, уже имеют в комплекте летнюю резину, – сообщает президент концерна Nokian Tyres Ари Лехторанта. – Но на спрос на нашу продукцию влияет также ситуация на вторичном рынке, например, ежегодно продается 4 млн автомобилей в стране, из которых новых только 1,5 млн. Поэтому, несмотря на спад продаж на первичном рынке, он нивелируется за счет вторичного. Мы не раскроем точных цифр относительно загрузки производства, она сейчас составляет не 100%, но мы стараемся использовать все промышленные мощности». Очевидно, непростая экономическая ситуация сказалась и на перераспределении портфеля компании: последние несколько лет заметен существенный крен в сторону экспорта, кроме того, компания начала постепенную экспансию в средний ценовой сегмент, развивая запущенную в 2008 году линейку зимних и летних Nokian Notdman, для которой используются более дешевые резиновые смеси. Однако планов по еще большей подстройки под потребительский спрос и выходу в бюджетный сегмент у концерна нет: «Что касается A и B-сегментов, то сейчас структура рынка такова, что 30% продаж приходится на премиальный сегмент по объему производства», – отмечает Андрей Пантюхов. Несмотря на то, что прибыль концерна уходит в соседнюю страну, в целом результатом сотрудничества удовлетворяют обе стороны: завод входит в Топ-10 налогоплательщиков, и за все эти годы в бюджет был перечислен не один миллиард рублей. Но и концерн в накладе не остался. Суммарные инвестиции в 800 млн евро, которые поступали в два этапа на протяжении этих десяти лет, практически окупились, и, как утверждают представители компании, Nokian Tyres уже получил дивидендов на сумму, превышающую миллиард евро.

Ленинградская область

Идет процесс локализации производства

 048.jpg
Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres Russian:

– Прямого влияния на наш бизнес санкции не оказывают, потому что наши поставщики – либо российские компании, либо производители сырья из Юго-Восточной Азии. Но есть процессы, которые идут со стороны потребителя – это сдвиг в сторону более дешевых сегментов, что связано с падением покупательской способности. Девальвация рубля и падение покупательской способности сказались и на спросе на нашу продукцию: по прогнозам, мы ожидаем снижение продаж по сравнению с 2014 годом в России на 5%.

Со стороны производителей идет процесс локализации производства, и сейчас практически все крупные игроки за исключением одной западной компании либо уже имеют свои предприятия в России, либо строят их. Произошло разделение игроков четко на две части: кто имеет собственное производство и занимается коммерческой реализацией и тех, кто занимался чисто импортом. Это подавляющее число китайских фирм, которые в связи с изменением курса рубля просто ушли с рынка. Раньше они составляли серьезную конкуренцию в первую очередь в бюджетном сегменте российским шинным компаниям, сейчас это поле практически освободилось. Идет процесс локализации производства.

Справка

Nokian Tyres, Oyj – финская компания со штаб-квартирой в городе Нокиа. История Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Oy – завода по производству изделий из резины в Финляндии. С 1904 года было начато производство шин в городе Нокиа, в 1925-м – выпуск шин для велосипедов, а в 1936 году с конвейера сошла первая в мире зимняя шина для легкового транспорта Hakkapeliitta. В 1967 году была основана корпорация «Нокиа – Резина, Кабель и Бумага». В 1988-м Nokian выделилась из конгломерата и стала отдельной компанией. В 1995 году произошел выход на IPO на бирже ценных бумаг в Хельсинки. Завод Nokian Tyres во Всеволожске – самое крупное на сегодняшний день шинное производство в России, запущенное в 2005 году в промышленной зоне «Кирпичный завод». Инвестиции в производство, начиная с 2004 года, составили более 800 млн евро по данным на 1 января 2015 года. Производственные мощности завода Nokian Tyres в России составляют 15,5 млн шин в год, запущено 13 производственных линий. Начиная с 2009 года, компания является одним из крупнейших экспортеров потребительских товаров в России. Уровень продаж в России – 22% от общей структуры продаж в портфеле компании, и в 2 014 году он составил около 20%. Снижение продаж в 2015 году по сравнению с 2014-м – на 5% (по прогнозам компании). Рост цен на шины в 2015 году составил 10-15%.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №46-47 (719) 9 ноября 2015
    Рейтинг крупнейших компаний Северо-Запада
    Содержание:
    Реклама