Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Снять маски стереотипов

2015

Несмотря на то, что в последние годы в российских СМИ довольно много различной информации о Китае, большинство жителей России до сих пор имеют довольно стереотипное представление об этой стране. Исключением не является и деловая сфера

В условиях кризиса, западных санкций и девальвации рубля на Восток развернулось не только наше правительство, но и частный бизнес. Многие бизнесмены, кто ранее с Китаем дел не имел, с удивлением обнаружили, что здесь далеко не так дешево, как они представляли. И это связано не только с тем, что упал рубль. Уровень благосостояния в Китае постоянно растет, а рабочая сила дорожает. Период, когда можно было произвести что-то в Китае, а потом продать в России в несколько раз дороже, прошел. Такой маржинальности уже давно нет.

Стоит признать, что альтернатива Китаю отсутствует. Импортозамещение, о котором так много говорят в России, в лучшем случае даст о себе знать лет через десять. И мне, честно говоря, не особо в это верится. В реальности же в России не производят большинство категорий товаров, а если и производят, то многое очень сильно уступает в качестве и цене тем же китайским товарам. Есть страны с более дешевой рабочей силой, вроде Вьетнама или Бангладеш, однако там еще не создана вся необходимая инфрастуктура, а технологический уровень многих предприятий не позволяет производить сложные продукты.

Таким образом, от Китая, как от производственной базы, в ближайшем будущем нам никак не уйти. Но в связи с девальвацией рубля многие бизнесмены пытаются оптимизировать свои расходы, начинает страдать качество товаров или повышается их цена.

Что в свою очередь может предложить Россия Китаю? Как бы ни говорили в государственных СМИ о расширении партнерства с КНР во всех сферах, китайскую сторону прежде всего интересуют ресурсы и с относительно недавнего времени – сельскохозяйственная продукция. Также существуют глобальные инфраструктурные проекты, вроде моста через Амур или скоростной железной дороги Москва – Казань. Здесь сразу стоит отметить, что все эти проекты по большому счету государственные, а это значит, что они не всегда имеют под собой реальную денежную выгоду. У председателя КНР Си Цзиньпина есть мечта – построить экономический пояс нового Шелкового пути, в котором Россия станет одним из важных звеньев. Ради того, чтобы эту мечту осуществить, китайцы готовы терпеть – инвестировать в не совсем выгодные проекты, мириться с нашей бюрократией и т.д.

Другое дело, что китайский бизнес совсем не заинтересован в инвестициях в Россию. Частные китайские компании практически равнодушны к российскому рынку, однако активно вкладывают деньги в западное направление. Это очень важный показатель того, на каком уровне на самом деле находятся деловые отношения России и Китая. Если даже на Дальнем Востоке присутствие Китая чувствуется весьма слабо, то что говорить о европейской части России. Решение проблемы на поверхности – улучшать инвестиционный климат и снижать бюрократические барьеры. О последних в китайских деловых кругах ходит очень много грустных историй.

Еще одно из направлений, которое может принести немало денег в казну РФ и которое нужно развивать, – это туризм. Китайцы – самая путешествующая нация в мире, в последние годы туристы из Китая стали самыми многочисленными иностранными туристами в России. Только в Санкт-Петербурге в 2014 году побывали около 500 тыс. человек. Если у РФ получится довести количество туристов из КНР до 5 млн человек в год, то российской экономике это принесет значительный ресурс. Каждый турист тратит около 2 тыс. долларов. Ежегодно они привнесут в казну России около 10 млрд. Туризм улучшает имидж и сближает страны, поэтому развитие этих направлений может потянуть за собой улучшение партнерства и в других сферах.

Санкт-Петербург 

«Эксперт Северо-Запад» №48-49 (720)



    Реклама



    Реклама