Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Политехнический» кортеж

2016
ФОТО: minpromtorg.gov.ru

На инаугурацию в 2018 году президент России приедет на лимузине, спроектированном и выпущенном в России. Один из главных символов импортозамещения – проект «Кортеж» – выходит на финишную прямую

На прошедшем ПМЭФ-2016 было объявлено, что прототипы автомобиля на краш-тестах в Германии и России полу чили максимальные пять «звезд» по уровню безопасности. За проектирование и расчеты элементов кузова и краш-тесты по пассивной безопасности отвечает Инжиниринговый центр петербургского «Политеха».

Пилотный проект «Кортеж» по разработке единой модульной платформы (ЕМП) и производству автомобилей на ее основе стартовал в 2013 году и реализуется в соответствии с распоряжением Правительства России от 6 февраля 2014 года. Головной исполнитель проекта – ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Гранд-идея проекта – создать оригинальную платформу для нового поколения массовых российских автомобилей.

Сейчас главная ставка сделана на создание лимузина и автомобилей для сопровождения первых лиц государства. Как сообщил на ПМЭФ-2016 глава Минпромторга России Денис Мантуров, прототипы президентского лимузина и седана уже проходят динамические испытания на гидропульсаторном стенде с имитацией разных дорожных покрытий. Из обязательных 100 тыс. км они уже «пробежали» около 10 тыс. Однако демонстрировать опытные образцы общественности не планируется: «интрига должна сохраняться до конца». «Первую предсерийную партию мы должны отгрузить ФСО в конце 2017 года, соответственно, на инаугурации увидите», – прокомментировал министр. По его словам, работа идет четко в рамках согласованного графика. «В 2016 году на реализацию проекта из бюджета выделят 3,7 млрд рублей, – отметил Денис Мантуров. – Изначально суммарные инвестиции в проект оценивались в 23-24 млрд рублей, из них бюджетные средства – 12,4 млрд рублей».

Всего на базе ЕМП будет создано четыре основных варианта кузова в двух исполнениях – бронированном и стандартном. В 2016 году должны быть завершены испытания прототипов ЕМП, на 2017 год запланирована разработка силовой установки и постановка на производство автомобилей с кузовами седан и лимузин, на 2018 год – внедорожника и микроавтобуса. Автомобили для Гаража особого назначения – это не самоцель, а визитная карточка проекта.

На «специальные транспортные средства» в перспективе будет приходиться лишь порядка 5% от общего объема производства. На пике проекта планировалось выйти на выпуск 7-10 тыс. машин в год. Как было объявлено, коммерциализация проекта ЕМП начнется с выпуска внедорожников в объеме до 40 тыс. ежегодно. Стоимость автомобиля, по разным оценкам, будет варьироваться от 1 до 10 млн рублей, в зависимости от исполнения. Запланирован и выпуск минивэнов. «Мы исходим из того, что в конце этого года получим прототип минивэна, в следующем – поставим первую партию Гаражу особого назначения, и с 2018 года они поступят в свободную продажу для всех желающих», – уточнил глава Минпромторга.

Основная задача проекта «Кортеж» – разработать универсальную базовую платформу, по техническим характеристикам соответствующую уровню мировых лидеров автопрома, элементы которой отечественные автомобилестроители смогли бы включать в проектирование собственных машин. «Будут появляться разные модификации, и «более доступный» сегмент сможет использовать разработанную платформу, поскольку она универсальная для того, чтобы расширить номенклатуру и серийность этого проекта», – рассказал министр. Логика понятна: создав абсолютно новый автомобиль, по качеству подходящий для президента, «упростить» его до уровня премиум- и бизнес-класса, а также до «эконома» – уже более простая задача.

Головным исполнителем по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе ЕМП без проведения конкурса назначили легендарный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». За почти вековую историю ученые и конструкторы института участвовали в создании почти всех отечественных автомобилей и различной техники, включая «Запорожец», автобусы «Икарус» и грузовики КамАЗ. На роль независимого международного эксперта и главного системного интегратора проекта пригласили знаковую немецкую компанию Porsche Engineering. Возможно, «Кортеж» получит и двигатель этой марки, произведенный в России.

Новая профессия: инженер- расчетчик-конструктор

Одним из соисполнителей проекта «Кортеж» стал Центр компьютерного инжиниринга (CompMechLab) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого. Он был создан на базе первой в России учебно-научной и инновационной лаборатории «Вычислительная механика», работающей в вузе с 1987 года, в рамках конкурсного отбора Минпромторга и Минобрнауки России среди инжиниринговых центров ведущих университетов страны, а также при участии инжиниринговой компании ООО «Лаборатория «Вычислительная механика» и малого инновационного предприятия ООО «Политех-Инжиниринг». В числе международных заказчиков НИОКР у специалистов из «Политеха» выступали AM General (Hummer), Audi, BMW, Brose Group, Bugatti Automobiles, Caterpillar, Daimler (Mercedes-Benz), Engineering and Design AG (EDAG), Ferrari, Ford Motor Company, General Motors Corp. (Cadillac), Hyundai Translead, Renault, Rolls-Royce, Semcon, Transglobal Design and Manufacturing Co., Volkswagen и WESTFALIA Automotive.

Первые работы в интересах зарубежных автомобильных гигантов специалисты начали выполнять еще в начале 2000-х, рассказывает руководитель Инжинирингового центра CompMechLab, проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков. В те годы многие ведущие зарубежные компании создавали в России представительства, которые «сканировали среду», переманивая выдающихся ученых и инженеров работать за рубежом. «Что нас всегда поражало в начале совместной работы – это очень жесткие сроки, в разы меньше тех, что мы предполагали. Для России, а тем более для Советского Союза, это было совсем нетипично. Тяжелее всего было научиться концентрироваться, нарабатывая необходимые компетенции уже в процессе выполнения работы. Фактически сесть и подумать, как мы привыкли делать, было некогда, проект надо было начать, реализовать и сдать», – рассказывает Алексей Боровков. Так, самый первый заказ на перепроектирование задней подвески автомобиля по заказу General Motors требовалось создать за две недели вместо планируемых трех месяцев. Потом был ряд проектов для немецких производителей компонентов Westfalia, для Ferrari и Hundai Translead, и других. «Постепенно мы накапливали послужной список проектов и брендов, которые знают все. При встрече с потенциальными заказчиками мы сразу предъявляем ключевые компетенции и свои козыри – портфель выполненных заказов», – с гордостью говорит Алексей Боровков.

В середине 2000-х годов наступил этап, когда руководители зарубежных компаний были заинтересованы в развитии взаимоотношений с Россией, видели, что ее рыночная экономика нормализуется, и готовы были работать с нами, как и с другими странами. Так, например, в интересах BMW работают команды специалистов не только в Германии, но и в Польше, Швеции и «от Малайзии до Канады». Система конкурсного отбора концерна в сфере инжиниринга была устроена по типу «плей-офф». Из России отсматривали около пяти команд, всего по миру – несколько десятков. После выполнения в течение года одинаковых для всех тестовых заданий оставалось около пяти участников. После визитов представителей компании в университет и очного тура конкурса в Германии специалисты «Политеха» стали победителями и с 2007 года постепенно начали выстраивать долгосрочные отношения с крупнейшими инжиниринговыми компаниями, работающими на мировых лидеров автопрома.

«Сегодня в автомобилестроении и других передовых отраслях традиционный способ проектирования на основе идей и профессионального опыта конструкторов, подтверждаемых расчетами, уходит в прошлое, – рассказывает заместитель руководителя CompMechLab Олег Клявин, два года стажировавшийся в немецком подразделении BMW. – Во всем мире ведущие компании работают в совершенно другой парадигме – Simulation Based Design, то есть дизайне, основанном на моделировании. И даже больше – Simulation Driven Design, когда именно моделирование подсказывает, даже формирует, задает проектировщику эти конструктивные решения. И если раньше всего один-два расчетчика обслуживали три десятка конструкторов, то теперь эти профессии практически слились в одну».

Новый передовой подход применялся в CompMechLab и в работе над проектом «Кортеж». Политехнический университет присоединился к проекту в конце апреля 2014 года. Работы были выполнены в кратчайшие сроки – за полтора года, из которых около трех месяцев заняло эскизное проектирование, еще четыре месяца – техническое проектирование. Сейчас продолжаются работы по сопровождению проекта. Зона ответственности специалистов «Политехнического» – проектирование кузовов автомобилей (каждый из которых насчитывает порядка тысячи деталей), в том числе в бронированной модификации, расчеты в сфере пассивной безопасности пассажиров и краш-тесты. Одна из главных задач и сложностей – сохранить проект как единую модульную платформу, не создавать четыре отдельных автомобиля. Соблюдение этого требования и контроль за сроками возложили на специалистов Porsche. «Я и предположить не мог, что в России есть такое место, как Инжиниринговый центр, где со мной разговаривают на одном техническом языке, на котором говорят ведущие автомобильные корпорации мира», – отметил в ходе визита в CompMechLab ведущий инженер по диагностике двигателей компании Porsche Engineering Services Винченцо Бевилакуа.

Пересадят всех?

Аналитики не исключают возможность того, что проект «Кортеж» постепенно будет масштабирован и распространен с «первых» на «вторых», «третьих», «десятых» и «сотых» лиц государства, в «принудительно-рекомендательном» порядке. Законодательные инициативы последних лет, кажется, планомерно готовят чиновников к такому будущему.

С 1 января 2016 года для представителей власти введен лимит на покупку ряда наименований, в том числе автомобилей за счет бюджета. Согласно постановлению за подписью главы Правительства России Дмитрия Медведева, министры и их заместители не смогут приобретать новый служебный транспорт дороже 2,5 млн рублей и мощностью более 200 л. с., а их подчиненным придется обходиться машинами не дороже 1,5 млн рублей.

Ранее, в июле 2014 года, Правительство РФ уже ввело запрет на госзакупки автотранспорта и спецтехники с долей локализации производства ниже 30-40% в целях поддержки отечественного автопрома и зарубежных партнеров, размещающих в России сборочные заводы. Вице-премьер Аркадий Дворкович тогда анонсировал подъем планки локализации до 60-70% к 2018 году. Прошло не так много времени, так что чиновники сегодня продолжают передвигаться на люксовых авто, купленных еще до законодательных нововведений. Но через три-четыре года автопарки придется обновлять, а новые представительские автомобили не так просто скрыть от любопытных граждан. Тем временем мировые лидеры отрасли один за другим уходят с российского рынка. Таким образом, к 2020 году модификации «Кортежа» при удачной реализации проекта могут стать подходящей по всем параметрам альтернативой «Мерседесам», «Ауди» и «Фордам». По словам Дениса Мантурова, ограничений по приобретению ведомствами отечественных лимузинов не будет, вопрос чисто финансовый: «Будет бюджет – будут приобретать». А объемы выпуска удовлетворят любые запросы, подчеркнул министр.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №25-26 (733)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама