Диверсификация фарфора

Русский бизнес
Москва, 04.07.2016
«Эксперт Северо-Запад» №27-28 (734)
Татьяна Тылевич: «Чтобы конкурировать с европейскими лидерами рынка, нам надо уйти из ниши сувениров a la russe через выпуск коллекций с современным дизайном»

 24-01.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
ФОТО: архив «эксперт с-з»
Императорский фарфоровый завод – предприятие с уникальной историей и один из самых известных брендов Санкт-Петербурга – в сегодняшней сложной экономической ситуации динамично развивается. О мировых трендах в фарфоре и диверсификации бизнеса рассказывает генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич.

– История завода насчитывает уже более 270 лет. Как сегодня развивается предприятие?

– В связи с постоянно меняющейся международной политической и экономической обстановкой Императорский фарфоровый завод постоянно корректирует свою стратегию развития. Около десяти лет назад главным направлением была выбрана диверсификация выручки. И я считаю, что и сегодня это абсолютно правильный курс. Проявляется он в основном в открытии собственных магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, сегодня их уже 19, в развитии партнерской сети в других регионах России по франшизе – это уже 45 точек. А также в росте дистрибуторской и дилерской сети, расширении объемов индивидуальных заказов и наращивании экспортных продаж. И если один из каналов начинает «проседать», то мы достаточно оперативно меняем выбранную кратковременную стратегию. Так, в последнее время мы заметили падение покупательской способности населения: снижается входящий поток посетителей в магазинах. Мы понимаем, что наш художественный фарфор – не товар первой необходимости. Поэтому сейчас смещаем акцент на каналы индивидуальных заказов, HoReCa и экспортных продаж, а также развиваем интернет-магазин. Именно эти направления деятельности – стратегически значимые для нас на 2016-2017 годы. Новым стимулом для развития становится 275-летний юбилей завода в 2019 году.

– Объемы экспорта завода растут?

– Сейчас мы экспортируем в 18 стран, и это только партнерские магазины. За первый квартал 2016 года объемы поставок выросли на 40%. Плотно работаем с партнерами в Корее, странах Европы, особенно в Германии и Франции, увеличиваем экспортные поставки в США. Экспортный канал продаж для нас сейчас наиболее непростой и затратный в плане вхождения. Неспроста говорят, что «впечатление можно произвести только один раз», важно сразу выбрать правильную стратегию развития. Например, в страны Юго- Восточной Азии, в Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн мы не рискуем идти собственными представительствами в связи со спецификой рынка и развиваемся с помощью стратегических партнеров, но в Европе мы рассматриваем оба варианта.

– Какова специфика экспорта российского фарфора?

– Наша продукция, с одной стороны, пользуется популярностью за рубежом. С другой – мы являемся заложниками клише русского сувенира, подарка из России, что плохо сказывается на продажах. Мы позиционируем чайно-столовые и кофейные сервизы как предметы каждодневного потребления, но в странах Европы и Азии существуют коллекции расположенных там фарфоровых заводов, у них есть свое понимание дизайна выпускаемой ими посуды. Стратегически нам надо уйти из ниши a la russe вместе с матрешками и платками с лубком, хотя он по-своему замечательный, в сегмент продукции высокого стиля, фарфора для дома, для семьи. Этот психологический барьер надо преодолеть, это очень тяжело, и мы над этим постоянно работаем.

По итогам участия в международной выставке Ambiente во Франкфурте-на-Майне в феврале стало очевидно, что не вся наша продукция подходит для экспортных рынков. Мы регулярно выпускаем новые коллекции, но до сих пор они были в основном ориентированы на внутренний российский рынок. С точки зрения практичности мы меняем свой ассортимент под потребительские запросы: выпускаем продукцию, рассчитанную на использование в посудомоечных машинах и микроволновых печах. Мы усилили акцент на выпуск бокалов, так как в современной повседневной жизни, особенно у молодого поколения, они пользуются большим спросом, чем классические чайные и кофейные чашки. С экспортом возникают проблемы не только в том, как презентовать наш фарфор, но и как подстроиться под спрос зарубежных покупателей. Поэтому мы сейчас переходим к проработке современных, сугубо экспортных линеек для Европы и Азии.

– Продукция из Китая представляет серьезную конкуренцию?

– Всем известно, что Китай – это родина фарфора. Конкурировать с китайскими заводами практически невозможно. На фоне сложной общемировой экономической обстановки торговые компании просто сократили объемы своей маржи, которая ранее начиналась от 100%, при этом оставив прежними свои цены. Им еще есть куда сокращаться. Конкуренция с огромным количеством китайских заводов в ближайшие годы не снизится. Надо понимать, что большинство западноевропейских заводов давно перенесли свои производства в страны Юго-Восточной Азии. И, когда говорим об известных мировых марках, мы должны помнить о том, что они осуществляют на родине производство только малой части продукции, и то не всегда, а в основном все выпускается в Китае.

– Импортозамещение как-то прогрессирует?

– Это непростая тема, потому что в советское время в стране было более 50 заводов, производивших фарфор. Были серьезно развиты сопутствующие отрасли, такие как машиностроение или разработка месторождений и добыча сырья в карьерах. Сегодня они практически перестали существовать. Заниматься их восстановлением в одиночку, одному предприятию, практически невозможно – нужны огромные инвестиции.

Открывая в России новые магазины, мы закупаем только российскую мебель, используем упаковку отечественных фабрик, все 1,2 тыс. сотрудников завода имеют российское гражданство. Поддерживая уникальные национальные традиции, мы расширяем сотрудничество с российскими производителями. Не первый год на полках наших магазинов представлены изделия Гусь-Хрустального Стекольного Завода, столовые серебряные приборы прославленного завода «Северная Чернь». Я и мои коллеги твердо верим в то, что наша основная задача – сохранить хрупкое чудо, русский художественный фарфор, для будущих поколений.

Санкт-Петербург

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №27-28 (734) 4 июля 2016
    Ставки на тур продукт
    Содержание:
    Северо-Западный форпост внутреннего туризма

    Регионы СЗФО уже ощутили со стороны своего родного российского туриста интерес, выразившийся в росте турпотока. Однако, для того чтобы он оказался постоянным, местным властям и бизнесу придется максимально оперативно запускать новые точки притяжения туристов, обеспечивая их качественной и, главное, доступной инфраструктурой

    Реклама