Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Больше гостей, хороших и разных

2017
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Увеличение туристского потока должно быть соразмерно темпам качественного развития индустрии гостеприимства в Санкт-Петербурге

В преддверии сессии «Гостеприимный Петербург» журнал «Эксперт Северо-Запад» провел экспертный опрос участников рынка сферы HoReCa. В целом рестораторы и отельеры отмечают небольшой рост в сегментах по итогам 2016 года, а в 2017-й смотрят со сдержанным оптимизмом, возлагая главные надежды на продолжение стремительного роста популярности города среди туристов.

Есть где есть…

Ресторанный бизнес претерпел значительные изменения вследствие влияния общих для всего российского бизнеса экономических факторов, отмечают эксперты. Главные последствия – увеличение расходов, в том числе из-за роста себестоимости продуктов, а также резкое падение платежеспособности населения. Многие мелкие игроки ушли с рынка, но их место сразу заняли другие. Сетевые заведения провели реорганизацию, сократили свое присутствие на рынке или наоборот, приготовились к экспансии. «На ресторанном рынке после затишья, вызванного кризисом, постепенно проявляется интерес, и не только со стороны посетителей, но и со стороны бизнеса. Пусть и мало, но в Санкт-Петербурге открываются новые рестораны, в том числе московскими игроками. Это связано в том числе и с ощутимым повышением туристического интереса к городу, – говорит президент НК «Федерация рестораторов и отельеров Северо-Запад» (учредитель и генеральный директор компании «Свои в Городе», совладелец и управляющий партнер ресторана «Строганов Стейк Хаус» и др.) Леонид Гарбар. – При этом некий поиск новых ниш происходит даже через такие странные форматы, как «ресторан плюс мебельный магазин», «магазин эротических товаров плюс кафе». Но смелые эксперименты больше актуальны для Москвы, а в Санкт-Петербурге рынок более консервативен».

Если смотреть мировые рейтинги, то в России отмечают именно рестораны русской кухни, что и понятно, так как туристы ищут аутентичных впечатлений. Поэтому и основной акцент имеет смысл делать на современном приготовлении локальных продуктов. Эту идею поддерживают в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга. Как отмечает председатель комитета Эльгиз Качаев, для развития богатой традициями петербургской кулинарной школы ежегодно проводятся различные профессиональные конкурсы с акцентом на использование региональных продуктов и приготовление, выбор национальных и исконно-петербургских блюд. Отдельного внимания заслуживает проект «Петербургская кухня», направленный на формирование узнаваемого гастрономического бренда Санкт-Петербурга, который будет отражать не только характерные особенности города, но и подчеркивать его богатое культурное и историческое наследие. Присланные петербуржцами семейные рецепты с историей впоследствии могут войти в меню городских ресторанов, в том числе рекомендованных для посещения туристам в различных путеводителях и рейтингах.

«Ресторанный рынок переживает не лучшие времена, но уже более-менее стабилизировался, приспособился к условиям кризиса. Остались только те заведения, которые пошли навстречу потребителю и постарались предоставить качественный продукт по более низкой цене. То есть те, кто осознал необходимость адаптации под потребителя», – считает основатель консалтингового агентства «РестКонсалт» Сергей Миронов. С тяжелой экономической ситуацией (сокращение среднего чека при низкой посещаемости) каждый из рестораторов справляется по-своему. Но в целом настрой сдержанно-оптимистичный.

Среди главных трендов опрошенные эксперты отмечают рост числа фастфуд-заведений. Так, в конце прошлого года управляющий директор «Макдоналдс» в России Алексей Семенов отмечал, что по итогам 2016 года в Санкт-Петербурге открыты шесть новых заведений сети плюс одно в Ленинградской области, а на 2017 год запланировано открытие еще четырех-шести ресторанов.

Прогнозируется рост небольших «точечных» мест с низким средним чеком и интересной подачей. Логика проста: уровень платежеспособности упал, но желание вкусно поужинать в приятной атмосфере осталось. И различные вариации стритфуда и недорогих ресторанов смогут найти себе место с недорогой арендной платой и продавать там низкомаржинальный, но качественный продукт. Эта тенденция отмечалась и в 2016 году, когда, по данным Colliers International, на рынке стрит-ритейла Санкт-Петербурга было открыто около 200 кафе, ресторанов баров, точек стритфуда.

Общая динамика рынка все равно отмечается как положительная, так как клиенты постепенно стали возвращаться в рестораны. «Динамика рынка определенно положительная: открывается множество интересных заведений, заходят московские сети, открываются маленькие и необычные кафе. Конкуренция растет. Например, в московском районе буквально три года назад не было ни одного известного на весь город ресторана. И «Пряности&Радости» на Московском проспекте был чуть ли не единственным рестораном в округе. Но сейчас этот район стал гораздо гуще «населен» ресторанами», – рассказывает генеральный директор вос- точного направления холдинга Ginza Project Анна Сотникова.

При этом «импортозаместительный» переход с зарубежных на российские продукты уже воспринимается рестораторами как свершившийся факт. «Сложностей с обеспечением продуктами нет. Тем более что в нашем случае кавказская кухня подразумевает использование российских продуктов. И говядину, например, мы покупаем в Брянской области», – уточняет Анна Сотникова.

Среди других трендов – изменение формата общепита в торгово-развлекательных центрах через сокращение фуд-кортов и перехода к качественным ресторанным концепциям, рост объема заказов ресторанной еды «на вынос» и востребованность сервиса доставки. При этом потребители становятся все более искушенными в своих запросах, что ведет к росту популярности специализированных форматов, таких как гастробары, качественные бургерные, продуктовые лавки с кафе, рестораны различных кухонь мира. Другой тренд, пришедший вслед за правилами здорового питания и моды на экологические продукты, – «экологичная еда», когда рестораторы в своей деятельности стараются максимально соблюдать принципы заботы об экологии, гуманного отношения к животным, безотходного производства и т.д. И это становится для определенной категории посетителей едва ли не важнее вкуса блюд и качества обслуживания в заведении.

К несомненному прогрессу индустрии в целом можно отнести повышение уровня культуры питания и пития посетителей, отмечают эксперты-рестораторы. «Еще десять лет назад мы, как пивное заведение, конкурировали, условно говоря, с алкомаркетом, предоставляя и рекламируя в первую очередь атмосферу заведения. Теперь же многие люди с разным доходом предпочитают не готовить и пить дома, а посещать интересные заведения, утоляя свой «гастрономический интерес», – замечает директор по развитию ресторанной группы Beer Family project Наталья Митчина. Несмотря на кризис, группа за 2014-2015 годы открыла четыре ресторана и презентовала два новых бренда, поэтому здесь оценивают развитие как «планомерное».

…И есть где жить

Эксперты гостиничного сегмента называют значимыми внешними факторами падение экономических показателей в стране, все тот же низкий курс рубля к доллару и евро, сложное экономическое положение в стране и геополитические факторы. А также недостаточно удобную инфраструктуру города. Но и в этих условиях гостиничный бизнес Санкт-Петербурга постепенно растет. В 2016 году прирост нового предложения номерного фонда составил около 800 номеров, что стало рекордным показателем за последние пять лет. Позитивная динамика наблюдается и в тарифах на размещение. Средневзвешенная стоимость номера без учета скидок в 2016 году составила 6070 руб./сутки, что на 36% выше, чем в 2015 году. При этом, по данным Colliers International, заполняемость отелей Санкт-Петербурга за 2016 год находилась на уровне 68%.

«Год для петербургской индустрии гостеприимства прошел на подъеме. В частности, в нашем отеле доходность на номер увеличилась более чем на 20%, а среднегодовое повышение цены составило около 30%. Почти оправился от последствий кризиса корпоративный сегмент, и очевидно высоким в течение всего года оставался спрос среди индивидуальных туристов», – говорит региональный управляющий Domina в России Кристина Кузнецова.

Самым серьезным положительным фактором для всей HoReCA стало увеличение числа туристов в Санкт-Петербурге. «Для роста рынка тенденция увеличения числа туристов очень важна. Но эффект будет только в том случае, если туристы будут возвращаться в Санкт-Петербург снова и снова, заработает сарафанное радио и цепочка рекомендаций, будет обеспечена исчерпывающая информационная поддержка. И для этого туристам должно быть инфраструктурно комфортно в городе: помимо того, что посмотреть, им должно быть, где есть и где жить, везде должно быть чисто, доступно, понятно и безопасно», – уточняет Леонид Гарбар.

«Наблюдается рост количества туристов, но стало приезжать меньше российских гостей и больше иностранных. При этом доля сегмента индивидуальных туристов, к сожалению, снижается. На примере нашего отеля мы фиксируем рост группового туристического и делового сегментов. По части MICE наблюдается положительная динамика, но незначительная, по причине сокращения бюджетов на статьи мероприятий в российских компаниях. И совсем исчез иностранный MICE-туризм», – говорит директор по продажам AZIMUT Отель Санкт-Петербург Рушана Ахмодеева.

«Туристов однозначно стало больше. Особенно в центральных заведениях, а также на Ленинском проспекте, на пути из Петергофа. Во всех ресторанах у нас есть меню и на русском, и на английском, и на китайском языках. Много туристов приезжает из Европы. Туроператоры остаются довольны нашими ресторанами. Но, конечно, чеки туристов из организованных групп значительно ниже, чем среднестатистический чек отдельного гостя, за счет заранее заказанных комплексных обедов. Но зато мы берем количеством гостей!» – объясняет Анна Сотникова.

«Именно туристы для рестораторов очень важны, потому что даже при завтраке в отеле они три-четыре раза в день питаются в городе: пьют кофе, обедают, ужинают, посещают бары. Нельзя же круглосуточно смотреть достопримечательности. Нужно, но невозможно», – рассуждает Леонид Гарбар.

И действительно, по экспертным оценкам руководителей петербургских туристских предприятий, турпоток в Санкт-Петербург только из российских регионов в 2016 году вырос приблизительно на 20% по сравнению с 2015 годом и составил около 4 млн человек. «Несмотря на сложную экономическую и геополитическую обстановку, туристский поток в Санкт-Петербург и российских, и иностранных граждан в 2016 году достиг абсолютного рекорда за последние десять лет – 6,9 млн человек. И продолжает демонстрировать положительную динамику роста», – отмечает председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрей Мушкарев. В 2015 году город посетили 6,5 млн человек. Объем ассигнований комитета в 2016 году по статье развития туристской отрасли и качества туристских продуктов составил 151,87 млн рублей.

Одним из важных стимулов для привлечения туристов в комитете называют проведение крупных мероприятий. Только в 2016 году в городе состоялись: Фестиваль света, ресторанный фестиваль, праздник «Музыка на Неве», Пасхальный фестиваль, Речной карнавал и т.д. Продвижение города как знаковой туристской дестинации осуществляется на крупных международных выставках, через пресс-туры и визиты в город иностранных и российских журналистов и туроператоров, размещение имиджевой информации и рекламы в крупных городах России и в бортовых журналах крупных российских и зарубежных авиакомпаний и т.д.

Уникальное культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга, которое сложно переоценить, его потенциал как крупного мирового туристского центра и комплексные меры по продвижению города приносят результаты в виде официального признания авторитетных рейтингов и организаций. «По итогам 2015-го и 2016 года Санкт-Петербург признавался лучшей европейской туристской дестинацией, в декабре 2016 года наш город назван лучшей в мире дестинацией для культурно-познавательного туризма. Высокое признание туристских возможностей Санкт-Петербурга позволило нашему городу претендовать на статус города проведения очередной церемонии World Travel Awards. По итогам работы в 2016 году учредителями премии принято решение о проведении очередной церемонии в Санкт-Петербурге осенью 2017 года», – говорит Андрей Мушкарев.

«Получение Санкт-Петербургом премии World Travel Awards в номинации Europe’s Leading Destination подчеркивает лидирующие позиции в конкуренции с крупнейшими туристическими центрами Европы. Факторы, повлиявшие на это, известны, – интерес к Санкт-Петербургу как к «новому направлению» для азиатского и американского рынка, открытие нового терминала аэропорта Пулково, активное паромное сообщение, дешевизна отдыха и другие аспекты», – говорит Наталья Митчина.

Не без проблем

Эксперты выделяют целый ряд острых вопросов для индустрии гостеприимства. Так, внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) повлекло дополнительные затраты на ведение отчетности. Внедрение профессиональных стандартов в организации для многих ресторанов стало «дополнительными затратами на то, чему мы и сами многие годы обучаем». Ограничение рекламных возможностей для пивных заведений ограничило инструменты продвижения.

В прошлом году затраты на установку систем учета ЕГАИС, предназначенной для автоматизированного государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценивались участниками рынка на уровне 100-150 тыс. рублей на один ресторан, в том числе в отеле. С 1 января 2017 года система заработала, но пока в офлайн-режиме: учитывают только купленные бутылки, а не порции. Предприниматели уже жалуются на сбои, которые иногда парализуют продажи, сетуют на временные затраты и бумажную волокиту, но постепенно адаптируются к новым правилам. Тем более что ответственность за не фиксацию сведений в ЕГАИС грозит штрафом в размере до 150-200 тыс. рублей и конфискацией продукции, а также лишением лицензии на продажу алкоголя.

Для рестораторов по-прежнему актуальны еще две проблемы: огромное количество времени и сил, которые приходится тратить, чтобы получить разрешение на открытие летней веранды и на согласование рекламных модулей в центре города. «Если говорить в шутку, то лучшая законодательная программа поддержки бизнеса – «госневмешательство». Но если серьезно, то среди локальных сложностей, например, по-прежнему можно отметить трудности согласования летних террас. Если в Москве этот вопрос решается подачей всего одной заявки, что гарантирует спокойную работу на все последующие годы (при соблюдении требований законодательства), то в Санкт-Петербурге каждый год мы начинаем подачу документов за полгода, и это бесконечно долгий и сложный процесс, – сетует Леонид Гарбар. – Но здесь и участники рынка должны быть не такими пассивными, настаивать на принятии важных решений, участвовать в их выработке. На своем опыте могу отметить, что после нескольких лет попыток, которые практически не увенчались успехом, просыпается естественное желание опустить руки. И тут бизнес тоже можно понять, к сожалению».

В гостиничном сегменте свои сложности. «Остается нерешенным вопрос льгот на налог на недвижимость для отелей. Сейчас уплата налогов происходит с учетом кадастровой стоимости земли. Таким образом, отели с их длинным циклом возврата инвестиций и низкой (по сравнению с другими видами коммерческой недвижимости) доходностью находятся в общих для всего рынка недвижимости условиях. При этом в Москве в 2015 году введены льготные налоговые коэффициенты для объектов гостиничного бизнеса, и это дало позитивный результат для развития индустрии гостеприимства», – комментирует Кристина Кузнецова.

Среди положительных факторов в целом по HoReCa спикеры отмечают постепенное упрощение предоставления кредитов малому и среднему бизнесу на особых условиях, а также меры поддержки со стороны администрации Санкт-Петербурга, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка. В перспективе отельеры дополнительным привлекательным стимулом для туристов видят отмену виз как минимум для граждан стран Скандинавии и Азии, посещающих город в течение двух-трех суток и прибывающих в Санкт-Петербург на самолете. По аналогии уже доказавшего эффективность правила безвизовых 72 часов для путешественников на паромах (граждан любых стран). Но эти потоки проходят мимо отелей, так как паромы сами и выполняют функцию гостиницы.

Личная ответственность

Для сферы гостеприимства очень важен общий уровень сервиса в городе, так как, например, в локацию с плохими гостиницами не заманишь респектабельную бизнес-аудиторию, а запутанная городская навигация и отсутствие англоговорящих сотрудников в индустрии сервиса и вовсе отпугнет туристов, даже готовых селиться в роскошных отелях. «Игроки рынка сами должны чувствовать свою ответственность перед клиентами. Так, если ресторатор плохо кормит, то он и к городу относится так же. Это нормальная позиция горожанина и социально-ответственного бизнесмена: неужели тебе приятно плохо обслуживать или невкусно кормить? Это просто противоречит основам твоей деятельности, человеческой природе», – уверен Леонид Гарбар.

«Качество услуг у нас на довольно высоком уровне. Во многом это связано с весьма жесткой конкуренцией на рынке, а также с тем, что потребитель стал более опытным и требовательным, лучше осведомлен о своих правах, чем еще пять-десять лет назад. Даже в сравнении с Европой в Санкт-Петербурге большинство ресторанов и отелей гораздо комфортнее, а сервис здесь – на более высоком уровне, чем в ряде столиц» – оценивает директор СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» Ростислав Шипицын.

При этом петербургские предприниматели отстают от московского или международного уровня по участию в добровольных дополнительных программах сертификации и стандартизации услуг, считает Ростислав Шипицын. На законодательном уровне система HACCP (анализ рисков и критические контрольные точки) должна повсеместно применяться в общепите, в том числе в гостиницах, а также производителями и перевозчиками еды в обязательном порядке в России, как в стране ЕАЭС. Меры вступили в силу два года назад, в феврале 2015 года. По факту система внедрена в очень незначительном числе мест, буквально в единичных случаях. Так как и сами управляющие не проявляют должной ответственности, хотя это и является для бизнеса административным правонарушением. Но и проверки со стороны контролирующих органов осуществляются пока недостаточно жестко – штрафуют редко и только за отдельные нарушения в рамках всего регламента. Притом что невыполнение всех требований регламента обойдется предприятию в 600 тыс. рублей за первое нарушение и в 1 млн рублей – за последующее.

В условиях, когда все компании заинтересованы в максимальной оптимизации ведения бизнеса и повышении качества обслуживания, активно развивается рынок сопутствующих услуг и сервисов: управленческого и проектного консалтинга, аутсортинга, мобильных решений и облачных сервисов онлайн-бронирования и электронного резерва, управления системами лояльности и т.д. Новые инструменты упрощают взаимодействие клиента с ресторатором или отельером и помогают быстрее и точнее управлять бизнесом.

На автоматизацию процессов повлияла и упомянутая выше необходимость для всех баров, кафе и ресторанов, торгующих алкоголем, фиксировать информацию в ЕГАИС с 1 января 2017 года. «Небольшие заведения достаточно мобильно переориентировались на «облачные» кассы, поскольку такое оборудование оказалось проще и дешевле стационарного. Кроме того, тем, кто вел учет «на коленке», скорее всего придется перейти на автоматизированные системы учета для более удобного сбора данных в налоговые органы, – считает соучредитель компании POSTER Родион Ерошек. – Те, кто устанавливает «облачные» кассы и автоматизированные системы учета понимают, что, помимо отчетности, у них есть возможность улучшить процессы – закупки, время обслуживания, снизить расходы, так что, благодаря контролю за оборотом алкоголя, многие за- ведения улучшат и другие бизнес-процессы».

В целом на фоне роста числа фастфуд-ресторанов объемы продаж компаний, специализирующихся на системах автоматизации для HoReCA-бизнеса, ежегодно растут на 15- 20%, отмечают участники рынка. При этом сами сервисы за последнее время сделали качественный рывок по всем направлениям: ими удобно пользоваться, быстро внедрять, легко обслуживать. Появился выбор среди предложений, а цены стали разумнее.

Новым хитом ресторанной индустрии могут стать электронные меню на планшетах, но пока это дорогостоящая услуга, и российский рынок не дорос до этого уровня, отмечают эксперты. «Среди актуальных новинок отмечу систему лояльности и платежи Plazius. Во-первых, это система платежей, благодаря которой гость может платить по счету со смартфона привязанной банковской картой, не дожидаясь официанта. Причем возможно указать размер чаевых, а система моментально переведет их на специальный счет официанта. Во-вторых, это бонусная система лояльности с хорошим набором дополнительных механик и возможностью организации сегментированных рассылок», – рассказывает руководитель проектов по автоматизации, совладелец компании «Ресторан Сервис» Евгений Пресняков.

Перспективы 2017-го

Игроки HoReCa, которые в сложных экономических условиях нашли баланс и смогли выжить, строят планы на 2017 год и долгосрочную перспективу в диапазоне от сдержанно-оптимистичных до весьма дерзких. «Надежда у бизнеса на рост есть, интерес повышается», – отмечает Леонид Гарбар.

Как и большинство сегментов недвижимости, сектор стрит-ритейла уже прошел «дно». «По нашим прогнозам, 2017 год начнется без традиционной «раскачки». Операторы, которые не развивались в 2016 году, планируют экспансию, наиболее активно развиваются заведения общественного питания в массовом сегменте, – рассказывает руководитель департамента street retail компании Colliers International в Санкт-Петербурге Александр Просенков. – По нашим данным, на петербургский рынок планируют выйти несколько новых сетей стритфуда, ряд уже присутствующих в городе операторов также имеют планы по развитию. Например, KFC планирует расширять свою сеть за счет открытия заведений меньшего формата».

Динамика туристского потока Санкт-Петербурга 11-06.jpg
Динамика туристского потока Санкт-Петербурга

В планы Ginza Project в этом году год входит открытие новых ресторанов, а также активное участие в различных ресторанных фестивалях. «В 2017 году мы взяли на себя смелость открыть рекордный в России по вместимости и ассортименту ресторан нового бренда, поэтому краткосрочные планы у нас громадные. Но долгосрочная перспектива в наших реалиях – это риторический вопрос. Будем надеяться только на себя», – говорит Наталья Митчина.

«Я оптимист и считаю, что рынок развивается. Думаю, что события в экономике последних лет стимулировали обновление бизнеса. Неуспешные концепции ушли, открыв путь новым, более интересными и профессиональным. Ощущается возросший интерес к знаниям в области учета, управления, организации бизнеса – это хорошо, вместе мы победим», – считает Евгений Пресняков. «Год ожидается сложным. По-прежнему будет наблюдаться рост туристов из стран Азии и Востока – Китая, Ирана, Индии, Пакистана, Вьетнама – при одновременном падении внутреннего русского рынка», – прогнозирует Рушана Ахмодеева.

Номерной фонд средств размещения Санкт-Петербурга, в январе 2017 11-07.jpg
Номерной фонд средств размещения Санкт-Петербурга, в январе 2017

Несомненными драйверами для сферы HoReCa эксперты единогласно называют крупные события, значимые и на российском, и на международном уровне. Это, безусловно, всеми ожидаемые футбольные Кубок конфедераций, который состоится уже в этом году, и матчи чемпионата мира FIFA World Cup 2018 года. На этот период ожидается рост загрузки отелей и увеличение средней цены размещения, а также увеличение числа посетителей ресторанов всех сегментов, особенно стрит- и фастфуда, а также баров.

К ЧМ-2018 подготовка уже началась. Как отмечают в Colliers International, к лету 2018 года гостиничный рынок Санкт-Петербурга может пополниться гостиничными сетями Lotte Group, MEININGER и Jumeirah. Планируют расширить свое присутствие сети Hilton, Intercontinental Hotel Group и Accor Hotels. «Суммарное ожидаемое число новых номеров в 2017-2018 годах составит порядка 1,8 тыс. Однако, несмотря на новые анонсы и даже подписанные с операторами предварительные договоры по управлению будущими гостиницами, сроки реализации проектов, вероятно, выдержат не все компании. Новое строительство все еще остается ограниченным ввиду низкой доступности недорогого финансирования и по-прежнему высокой стоимости строительства зданий, отделки номеров и т.д.», – оценивает заместитель директора департамента консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге Евгения Тучкова.

Аналитики отмечают, что и ресторанный сегмент в 2017 году покажет рост. По данным CBRE, общая доля затрат россиян на питание вне дома составляет всего 11%, тогда как американцы тратят на рестораны и кафе около 47% бюджета, отведенного на питание. Значит, есть куда расти. Главными катализаторами станут восстановление потребительской уверенности и рост доходов граждан, а также нарастающий темп жизни населения, «навязывающий» культуру питания вне дома.

Для развития HoReCa у Санкт-Петербурга есть серьезный потенциал, говорят эксперты. Город уже занимает лидирующие позиции в России и Восточной Европе в сфере познавательного туризма ввиду своей исторической ценности, является одним из ведущих центров событийного туризма благодаря проведению соревнований, конкурсов и фестивалей разного уровня, как федерального, так и мирового значения.

Санкт-Петербург

Гостевой туризм

Генеральный директор Domina Prestige St. Petersburg 5*, региональный управляющий Domina в России Кристина Кузнецова:

– Кардинально улучшить туристический климат Петербурга способно упрощение визовых процедур. Безвизовый режим нужен. И ради выгод, которые его введение может принести в плане увеличения турпотока, можно смириться с сопутствующими организационными сложностями по регистрации туристов. Эксперимент с «паромными» гостями показал, что введение 72-часового безвизового режима способно серьезно стимулировать туристический трафик. Другое дело, что в случае с паромами город не получает прибыль от размещения – туристы ночуют на лайнере. А в случае безвизового посещения Петербурга с помощью других видов транспортного сообщения (авто, воздушное) можно рассчитывать на две-три ночи, проведенные туристами в отелях города. И это не только существенный вклад в городской бюджет благодаря налоговым отчислениям, но и шанс для компенсации сезонности петербургского туристического рынка.

Нужны и другие меры по снижению сезонности нашего турпродукта. Тем более что городу круглый год есть что предложить как в плане культурного туризма, так и в плане инфраструктуры, – мы готовы принимать самых взыскательных гостей.

Поскольку значительный поток туристов генерируется именно в сегменте отелей 3-4*, Петербургу есть куда расти в плане расширения предложения (спрос высок в высокий и часть среднего сезона, с мая по сентябрь). Но, ликвидируя хостелы в жилых домах, важно предложить альтернативу – их владельцам нужны реальные мотиваторы и стимулы. Комитет по инвестициям их дает, предоставляя выгодные условия аренды зданий в центре города и в сером поясе. Кроме того, представляется вполне здравой давно обсуждаемая идея оборудования под хостелы зданий морально устаревших гостиниц советского периода постройки. Но с учетом значительных затрат на переоборудование это может вызвать интерес у бизнеса только в случае запуска реально работающей схемы ГЧП.

Звезды для области

Вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты (ЛОТПП) Елена Дюкарева:

– На территории Ленинградской области сохранилось около 4,7 тыс. объектов культурного наследия – памятников истории, культуры, архитектуры и археологии, заслуживающих самого пристального туристического внимания. Руководство ЛОТПП считает необходимым объединение усилий региональной власти и бизнеса для поддержки и развития внутреннего туризма.

Для проведения работ по классификации гостиниц и иных средств размещения Ленинградская областная торгово-промышленная палата получила Аттестат об аккредитации. Мы провели колоссальную подготовительную работу по подтверждению соответствия всем необходимым требованиям административного регламента регионального аккредитующего органа – Комитета по культуре ЛО.

Палата готова проводить процедуру классификации объектов туристской индустрии. Иными словами, профессиональные эксперты ЛОТПП будут присваивать этим объектам звездность, наличие которой направлено на улучшение качества услуг туриндустрии, необходимого для удовлетворения потребностей современных путешественников. Необходимо отметить, что владельцам средств размещения, являющимся членами Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, на данный вид услуг будут предоставляться скидки.

Уверена, что проведение процедуры классификации повысит уровень гостиничных услуг и дифференцирует их стоимость в зависимости от класса туристического объекта. Это будет способствовать повышению уровня средств размещения для гостей чемпионата мира по футболу – 2018 и в целом окажет содействие развитию внутреннего туризма и привлечению российских и зарубежных туристов в Ленинградскую область.

Высокий сезон

Директор по продажам AZIMUT Отель Санкт-Петербург Рушана Ахмодеева:

– В 2016-м загрузка отеля по году осталась на уровне 2015 года. В период январских праздников 2017 года она выросла на 9,5%. Но на это повлиял в большей степени групповой бизнес, тогда как со стороны индивидуальных гостей наблюдается падение спроса.

Основная тенденция на рынке – замещение соотечественников из-за спада их покупательской способности туристами, приезжающими из-за рубежа. Выгодный курс евро/доллар к рублю по-прежнему является основным фактором повышения интереса к посещению Российской Федерации иностранными туристами.

При этом Санкт-Петербург – рынок с яркой сезонностью, поэтому в летний период стоимость размещения и туристских услуг выше, чем в «не сезон». Соответственно, интенсивнее и загрузка отелей, и дороже средняя стоимость размещения. Похожая тенденция присуща многим крупным городам. Таким, как, например, Париж, и другим европейским столицам, а также Стамбулу и т.д.

Дух гостеприимства

Генеральный директор Официальной гостиницы Государственного Эрмитажа Элшан Бабаев:

– Санкт-Петербург, отличающийся уникальным культурно-историческим наследием, всегда востребован большим потоком туристов, поэтому сфера гостеприимства динамично развивается. В последние годы город пополнился значительным количеством гостиниц – от экономкласса до элитных комплексов. Многие отели занимают исторические здания, сохранившие колорит имперской столицы. Прекрасно, что эта направленность поддерживается городскими властями. В 2016 году правительство Петербурга предложило инвесторам реконструировать ряд исторических зданий из собственности города под гостиницы. Сотрудничество будущим отельерам предлагается в рамках концессионного соглашения. Система перспективная и многообещающая.

По числу предложений в индустрии гостеприимства Петербург заслуженно входит в число российских лидеров. Необходимо создавать и развивать российские сети. Несмотря на положительную тенденцию, трудностей тоже немало. В городе не так уж много отелей, целиком и полностью соответствующих уровню заявленных услуг.

Официальная гостиница Государственного Эрмитажа на собственном примере утвердила новый подход на мировом рынке гостиничных услуг. Мы продвигаем музейные традиции Эрмитажа в формате гостиничного комплекса. На нашей площадке регулярно проходят выставки, концерты, фестивали и творческие встречи.

Развитие гостиничной инфраструктуры должно идти с обязательной ориентацией на сохранение и приумножение культурной составляющей города. Петербургский дух должен «жить» в каждом отеле. Гостиница – восприниматься не только как место комфортного отдыха, но неотъемлемая часть города, хранитель его исторических и культурных ценностей.

Бич петербургских отелей – сетевая однотипность, утрата природы и специфики места пребывания. Официальная гостиница Государственного Эрмитажа занимает на туристическом рынке Петербурга особую нишу. Это единственная гостиница в мире, официально существующая под брендом музея. Мы стремимся сделать бренд Санкт-Петербурга узнаваемым. В том числе через продвижение гостиничного продукта, отвечающего городским реалиям.

Динамика туристского потока Санкт-Петербурга
Номерной фонд средств размещения Санкт-Петербурга, в январе 2017
«Эксперт Северо-Запад» №4-5 (744)



    Реклама



    Реклама