Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Экономика

К дальним берегам

2017
ФОТО: Интерпресс / Светлана Холявчук

Петербургские предприятия после пары лет фокуса преимущественно на импортозамещении и росте на внутреннем рынке стремительно и смело переходят к наращиванию экспортных поставок. Среди производственных предприятий несырьевого сектора эта тенденция отмечается на всех уровнях, как среди крупных промышленников, так в среде малого и среднего бизнеса. Экспортный тренд активно поддерживается администрацией города

Стереотип о том, что из России возможен только сырьевой экспорт, уже в прошлом. Меры поддержки экспорта, которые начали применяться государством в последние годы, уже стали давать ощутимый результат. По данным Северо-Западного таможенного управления, внешнеторговый товарооборот предприятий Петербурга в январе – декабре 2016 года составил 37,1 млрд долларов (в 2015 году – 36 млрд долларов). И пусть рост произошел в основном за счет импорта, который увеличился на 5%. Но и экспорт вырос на 0,15%, тогда как по итогу 2015 года он снижался на 28,3%, а в 2014-м – на 7,1% к уровню предыдущих лет.

Прорубить окно

В Санкт-Петербурге насчитывается уже более 200 экспортно-ориентированных предприятий крупного и в три раза больше – предприятий малого и среднего бизнеса. Речь идет о компаниях самого различного профиля: от тракторных заводов до предприятий по производству мороженого, заявил председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт- Петербурга Максим Мейксин на прошлой неделе, в ходе XI Петербургского Партнериата малого и среднего бизнеса. Максим Мейксин подтверждает, что в 2017 году по линии комитета будут предоставляться субсидии, которые позволят предприятиям возместить часть затрат, связанных с осуществлением экспортной деятельности, а также будет продолжена деятельность по поддержке участия петербургских компаний в конгрессно-выставочных мероприятиях.

Председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев отмечает, что одной из важных задач ведомства является создание благоприятных условий для роста внешнеэкономической активности, конкурентоспособных экспортных поставок, развития программ импортозамещения. На практике эта работа включает в себя такие направления, как проведение Дней и культурно-деловых миссий Санкт-Петербурга за рубежом и в регионах России, взаимодействие со странами СНГ в рамках Советов делового сотрудничества. А также проведение межправительственных комиссий и рабочих групп, поддержка мероприятий партнеров Санкт-Петербурга в городе, взаимодействие с торговыми представительствами, работа Информационно-деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом.

Среди задач в сфере поддержки экспорта, стоящих перед Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, его глава Эльгиз Качаев отмечает оказание информационной и субсидиарной поддержки и содействие участию в выставках, ярмарках и деловых миссиях. При этом экспортно-ориентированные предприятия сами должны быть активными и пользоваться доступными инструментами поддержки: «С помощью предпринимателей мы будем оттачивать искусство поддержки экспорта, готовы к диалогу и постоянно ведем его. Однако лоббирование интересов участников бизнеса возможно лишь при их заинтересованности, компетентности», – считает Эльгиз Качаев.

Санкт-Петербург является лидером по объемам экспортных поставок среди регионов Северо-Западного федерального округа: в 2016 году доля Санкт-Петербурга в общем объеме экспорта СЗФО составила почти 50% (в 2015 году – 37,4%), при этом федеральный округ в целом и большинство регионов округа демонстрирует резкое снижение объемов поставок. Внешнеторговые операции осуществляли 8437 субъектов ВЭД. При этом, по данным администрации города, экспорт из Санкт-Петербурга осуществляется в 156 стран мира. Среди основных торговых партнеров Санкт-Петербурга можно отметить Соединенные Штаты, Республику Беларусь, Италию, Францию, Финляндию. Не изменилась тройка лидеров: Китай, Нидерланды, Германия. Товарооборот с Китаем составил 3,8 млрд долларов, с Нидерландами – 2,7 млн долларов, с Германией – 2,2 млрд долларов. Их суммарный удельный вес в товарообороте Санкт-Петербурга приравнивается к 34,5%.

«Особое место занимает франчайзинг. Российские продукты масштабируются и экспортируются по всему миру, создаются базы данных, онлайн-платформы для поставщиков и дистрибуторов, сети агентов сбыта, все больше продаются готовые бизнес- решения и программное обеспечение для микробизнеса, – комментирует директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Даниил Старковский. – Одним из способов улучшить условия для развития российского экспорта товаров должна стать разработка программы создания национальной системы электронной торговли. В России, несмотря на рост интернет-торговли в стране в целом, объем экспорта через интернет-магазины пока незначителен».

Доля несырьевых товаров (по методологии Российского экспортного центра) в экспорте Санкт-Петербурга составляет 74,21%; доля несырьевого неэнергетического экспорта составила в 2016 году 32,08%, доля верхнего предела несырьевого неэнергетического экспорта (готовые товары, представляющие собой результат глубокой переработки исходных материалов, – продукция машиностроения, фармацевтическая продукция, бытовая химия, одежда, обувь и т.д.) – 20,08%. В целом доля несырьевого неэнергетического экспорта Санкт-Петербурга выросла с 27,03% в 2013 году до 38,21% в 2016 году.

Говоря об экспорте из Санкт-Петербурга, необходимо отметить, что важная роль в этом направлении принадлежит малым и средним компаниям города. «По состоянию на начало 2016 года в Санкт-Петербурге осуществляло деятельность 1849 малых предприятий-экспортеров и 150 средних. По сравнению с 2015 годом количество экспортеров среди малых компаний выросло (показатель 2015 года – 1567 малых предприятий, осуществляющих экспортную деятельность)», – приводит цифры Даниил Старковский.

Наибольший прирост объема экспорта наблюдается по товарным группам: продукты неорганической химии (плюс 415,89%), удобрения (плюс 73,04%), моющие средства и смазочные материалы (плюс 68,72%), электрическое оборудование (плюс 56,86%), фармацевтическая продукция (плюс 53,84%). Положительная динамика в экспортных операциях в целом наблюдается по ряду укрупненных товарных групп: продовольственным товарам (плюс 28%), минеральному сырью (плюс 9%), лесоматериалам (плюс 26%), текстильным материалам и изделиям (плюс 43%).

С 2015 года в Санкт-Петербурге на базе СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» работает Центр экспорта, который, не дублируя функционал федеральных ведомств, выполняет роль маршрутизатора запросов петербургских бизнесменов и является региональной точкой входа в национальную систему поддержки экспортеров. В текущем году, в рамках поддержки экспорта, разработана специальная дорожная карта, благодаря которой средние и малые предприятия Санкт-Петербурга получат инструкцию о совместных с Центром экспорта пошаговых действиях, которые направлены на достижение конечной цели – выход на зарубежные рынки. Также экспортеры Санкт-Петербурга и представители коммерческих компаний, планирующие реализовывать свою продукцию на зарубежных рынках, смогут бесплатно проконсультироваться по вопросам, связанным с ведением внешнеэкономической деятельности, подать запрос на переводы и маркетинговые исследования зарубежных рынков. Содействие экспортерам координирует и Региональный Интегрированный Центр – Санкт-Петербург.

Выходя на внешние рынки, необходимо быть готовым соответствовать иностранным требованиям и инвестировать в рекламу и продвижение 38-01c.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Выходя на внешние рынки, необходимо быть готовым соответствовать иностранным требованиям и инвестировать в рекламу и продвижение
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Эффективные кейсы

Если обсуждать конкретные бизнес-стратегии петербургских компаний, то, к примеру, у Императорского фарфорового завода экспорт составляет 15% от всего объема продаж, при том что за 2016 год объемы поставок за рубеж возросли на 30% к 2015 году. Хорошую динамику показывают рынки Юго-Восточной Азии, возросла узнаваемость бренда и в Корее. При этом прибыльность от экспорта завод держит на прежнем уровне, не увеличивая маржу, но активнее инвестируя в развитие, рекламу и продвижение. В ближайшей перспективе для завода стоит задача более широкого выхода на рынки Европы, ОАЭ и Азии. По итогам 2017 года здесь рассчитывают на прирост объемов экспорта на 30-40% (подробнее см. интервью Татьяны Тылевич «Фарфор вне времени и кризиса», стр. 16).

Компания «Гейзер» с момента создания в 2001 году в Санкт-Петербурге развивается в сегменте систем очистки воды. За 16 лет работы фирма стала не только общероссийским известным брендом, но и серьезным экспортером в 15 стран мира. Основные поставки идут в Латвию, Сербию, Чехию, Румынию, Грецию. Интерес к продукции за рубежом есть, особенно в странах бывшего «социалистического лагеря». Конкретных цифр в компании не раскрывают, но сообщают, что рост доли происходит за счет открытия новых собственных представительств, взамен старой схемы работы через посредников – процесс запустили в компании в прошлом году для большей эффективности продаж. Развитие осложняется необходимостью соблюдения требований каждой страны, обеспечения продукции соответствующей документацией. Затем фильтры активно продвигаются в торговые сети, здесь также требуется соблюдение ряда в основном юридических требований. После этих процедур оборот на рынке начинает стремительно расти, отмечают в компании. В 2017 году компания намерена активно инвестировать в продвижение и рекламу за рубежом.

Цех по производству оловянных сувениров компании «Ниена» работает в Санкт-Петербурге с 1991 года, а начинался бизнес с хобби. Теперь ассортимент насчитывает более 5 тыс. наименований, практически полностью изготовляемых вручную. Компания уверенно заняла нишу даже на фоне засилья китайского ширпотреба. «Петербургская школа росписи – одна из лучших в мире», – гордится генеральный директор компании «Ниена» Игорь Бакланов. Выручка компании в прошлом году составила около 7 млн рублей, при этом заказы на оловянные сувениры приходят из зарубежных стран, в числе которых США и Австралия.

На рост экспорта в ближайшей перспективе нацелены и в компании «Петрохолод». Завод, основанный в Ленинграде в 1936 году, – один из крупнейших производителей мороженого в России, с долей рынка около 30% по Санкт-Петербургу и СЗФО. Несмотря на то что компания занимается экспортом уже более 20 лет, продажи за рубеж составляют только около 5% от общего объема. За это время петербургское мороженое отгружалось в Чехию, Болгарию, Словению, Украину, Белоруссию, Азербайджан, Туркмению, Монголию и в африканскую Республику Гану.

Одним из лидеров по темпам роста в прошлом году в Петербурге стала фармацевтика 38-02.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Одним из лидеров по темпам роста в прошлом году в Петербурге стала фармацевтика
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Дороги в Китай

Теперь регулярные отгрузки ведутся в Израиль, Казахстан и Грузию. Положительная динамика экспортных продаж в 2016 году в сравнении с 2014-2015 годами достигнута в основном за счет выхода на китайский рынок. В 2016 году «Петрохолод» впервые отгрузил товар в Китай: продали более 40 тонн мороженого в ассортименте, который доставили четырьмя морскими 40-футовыми контейнерами. «Мы работаем в сегменте натурального мороженого – это средний и средний-плюс сегмент. В странах с низким платежеспособным спросом наше мороженое становится неактуальным. На экспорт продаются в основном классические вкусы и виды мороженого, пломбирные вафельные стаканчики и трубочки, эскимо в шоколадной глазури. Такой спрос обусловлен в первую очередь тем обстоятельством, что в данных странах высок процент покупателей, которые помнят еще с советских времен «Ленинградский пломбир», – рассказывает директор по развитию и маркетингу компании «Петрохолод» Георгий Деметрашвили.

В целом кризисные явления в России оказали двоякое влияние на состояние дел у производителей мороженого: «дорогой» доллар плодотворно влияет на развитие экспортных возможностей компаний, но снижение уровня жизни россиян влияет на потребление мороженого на внутреннем рынке отрицательно – идет смещение продаж в низкие ценовые сегменты. А продукция из натуральных ингредиентов не может стоить дешево.

Наращивать долю экспорта завод планирует главным образом за счет китайского рынка. В Пекине на постоянной основе работает компания в статусе официального представительства «Петрохолода». «Интерес к российскому мороженому в Китае действительно очень высок, но пока это только интерес. Менталитет очень разнится с нашим, там очень медленно и взвешенно принимают решения, – поясняет Георгий Деметрашвили. – Основная проблема для добросовестных экспортеров в Китае – приграничная торговля и масса никому не известных российских производителей с дешевой продукцией, которую трудно назвать мороженым. Тогда как «растаможиваем» нашу продукцию как мороженое из натурального молока, платим 19% пошлины и 17% НДС». Несмотря на все нюансы, развитие китайского направления в компании является приоритетным, а основными преимуществами для этого рынка называют натуральность и безопасность продукции. Так как в Китае все актуальнее становится именно тема натуральности и безопасности пищевых продуктов, то и число потребителей, желающих платить за высокое качество, будет становиться все больше.

Для наращивания экспортных поставок России необходима своя система электронной торговли 38-03.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Для наращивания экспортных поставок России необходима своя система электронной торговли
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Оптимизация процессов

Петербургская компания Red Fox представлена на рынке outdoor-индустрии с 1989 года и специализируется на производстве одежды и экипировки для активного отдыха и экстремального спорта. По итогам 2016 года экспорт продукции составил около 11% от общего объема продаж. Товары бренда Red Fox можно купить в 21 стране мира: США, Непале, Швейцарии, Нидерландах, Германии, Чили, странах Балтии и других.

Особенностью производства товаров этого сегмента рынка является то, что большинство российских производителей вынуждены применять иностранные комплектующие. И чем более функциональной должна быть итоговая вещь, тем выше доля импортных компонентов, существенно подорожавших вслед за динамикой курса валют. В случае экспорта происходит их некая «перепродажа». Растет и конкуренция. «Когда мы, как производитель экстремальной одежды и снаряжения, 28 лет назад выходили на российский рынок, у нас было не так много зарубежных конкурентов. Но по мере роста платежеспособности населения число иностранных брендов высокого качества и известности сильно увеличилось, соответственно выросла конкуренция. Конечно, работать с такими профессиональными конкурентами было непросто, но таков рынок. После скачка курса валют некоторые известные бренды уходят из страны, мы стараемся занять их ниши», – комментирует директор по маркетингу Red Fox Юлия Дмитриева.

На фоне снижения покупательской способности на российском рынке outdoor-товаров, как вещей не первой необходимости, спрос падает ощутимо. В кризис Red Fox корректирует некоторые составляющие цены, в том числе снижает наценки дилеров, оптимизирует производственный процесс. Но цены на готовые изделия все равно пришлось несколько поднять, но далеко непропорционально росту курса валют. Развитие экспорта для компании важно – спрос на внешних рынках более устойчив, способствует диверсификации выручки.

Спрос на внешних рынках отличает большая устойчивость, что позволяет бизнесу диверси- фицировать выручку 38-04.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Спрос на внешних рынках отличает большая устойчивость, что позволяет бизнесу диверси- фицировать выручку
ФОТО: архив «эксперт с-з»

«Благодаря курсу на импортозамещение все больше ощущается поддержка со стороны государства в развитии отечественной легкой промышленности. Минпромторг активно работает над программами, направленными на улучшение конкурентоспособности российской легкой промышленности. На федеральном уровне не так давно появился Фонд развития промышленности, средствами которого можно пользоваться для расширения или модернизации производства. Такой же фонд с этого года действует в Петербурге, – говорит Юлия Дмитриева. – Есть и другая помощь на уровне города: возмещение затрат на выставочную деятельность, на оформление товарных знаков и т.д. В некоторых из этих программ мы планируем участвовать в 2017 году». Ожидается, что это будет способствовать в том числе и наращиванию объемов экспортных поставок.

В последние годы среднегодовая выручка петербургского предприятия «Светлана-Рентген», входящего в структуру холдинга в сфере электроники «Светлана», составляет 600-800 млн рублей. Около 60% – валютная выручка от экспортных контрактов. Компания остается одним из немногих мировых универсальных производителей рентгеновских трубок различного назначения, что позволяет поставлять продукцию почти в 30 иностранных государств. В 2016 году предприятие как один из победителей конкурса среди экспортно-ориентированных предприятий Санкт-Петербурга получило субсидию от администрации СПб в размере 2,5 млн рублей на возмещение расходов на транспортировку продукции.

Одним из самых перспективных рыночных направлений применения светлановских рентгеновских трубок являются системы безопасности, например, применяемые при досмотре багажа в аэропортах, – так называемое секьюрити-оборудование, объясняет директор ЗАО «Светлана-Рентген» Николай Куликов. Львиную долю здесь составляют экспортные поставки: иностранцы закупают 10 тыс. трубок в год, а российские структуры – лишь 400 трубок. Мировой рынок в сегменте сканеров, досмотровых комплексов и подобных систем безопасности делят три крупных производителя, один из них – компания Smiths Heimann – до 95% досмотровых трубок закупает у «Светлана-Рентген». В прошлом году компания запустила новый завод в Малайзии, что также увеличило спрос на продукцию петербургского предприятия: в 2016 году объем поставок досмотровых трубок для Smiths Heimann вырос на 20% – с 10 до 12,5 тыс. штук.

 38-05.jpg

Санкт-Петербург

На правильном пути

Санкт-Петербург всегда выделялся среди других регионов России проведением креативных и нестандартных деловых мероприятий. Международный юридический форум LEGAL GATES. Export, который состоится 23-24 марта 2017 года, дополнил этот список и обещает стать одним из самых интересных мероприятий года. В интервью журналу «Эксперт Северо-Запад» инициатор форума, старший партнер, руководитель налоговой и бухгалтерской практики компании «Варшавский и партнеры» Владлена Варшавская рассказала о том, как принималось решение о проведении форума и какие цели предполагается достичь.

– В Петербурге исторически проводится много мероприятий, связанных с юриспруденцией, с обеспечением внешнеэкономической деятельности, достаточно вспомнить Петербургский международный юридический форум. В чем отличие форума LEGAL GATES. Export?

– В том, что это мероприятие полностью меняет формат взаимодействия юристов и реального бизнеса. Много лет работая в сегменте предоставления юридических услуг для предприятий, ведущих экспортную деятельность, мы видим постоянно растущую потребность бизнесменов в получении из первых рук всей необходимой информации по работе в других государствах. И вот впервые лучшие юристы из разных стран мира приезжают в Петербург, чтобы рассказать участникам LEGAL GATES. Export о практиках ведения бизнеса, особенностях налогообложения, корпоративного права, инвестиционной деятельности. На мой взгляд, это общение позволит бизнесменам не только узнать про базовые условия ведения предпринимательской деятельности в той или иной стране. Но и, что, может быть, более важно, узнать про «подводные камни», особенности менталитета, правила игры и тем самым предостеречь себя от совершения ошибок.

– А бизнес вообще стремится к этим знаниям?

– Конечно, ведь в условиях, когда внутренний спрос значительно снизился, налаживание экспортных поставок, активный поиск партнеров за рубежом – хороший шанс для бизнесмена улучшить экономику своего предприятия. Тем более что и на федеральном уровне создаются условия по поддержке экспортоориентированных компаний, активно работает Российский экспортный центр. К сожалению, многие компании вообще не осведомлены о государственной поддержке. Кроме того, предпринимателям не хватает навыков общения с зарубежными контрагентами, с выстраиванием долговременных деловых взаимоотношений с деловыми партнерами. Я уверена, что по итогам форума будет сформирована единая площадка компетенций по внешнеэкономической деятельности для российского бизнеса – юридические и налоговые решения за рубежом, предложения банков, общественных организаций, страховых компаний, логистических компаний. Также мы привлечем внимание бизнесменов к текущим изменениям законодательства, проанализируем типичные ошибки во внешнеэкономической деятельности, дадим рекомендации по построению деловых связей с зарубежными партнерами.

Сфера государственных приоритетов

Генеральный директор компании «АБК Директ», вице-президент Фонда развития международной торговли Наталья Подгорецкая – о перспективах развития экспортных направлений и о том, есть ли шанс у проектов в рамках государственно-частного партнерства:

– Малый и средний бизнес в прежние годы весьма пассивно смотрел на экспортную деятельность, это была прерогатива крупных компаний, которые имели исторические взаимосвязи с зарубежными партнерами. События 2014 года, прежде всего девальвация национальной валюты, резко повысили заинтересованность предпринимателей в работе на экспортных рынках. Формируется инфраструктура поддержки экспорта, появилась централизованная структура –Российский экспортный центр (РЭЦ). Его функционал – проектная работа: обучение экспортно ориентированных компаний, предоставление информации о зарубежных рынках, помощь в поиске партнеров и контрагентов за рубежом, сертификационные программы.

Один из первых шагов, который сделал РЭЦ, – заключил партнерские соглашения со всеми экспортными центрами, работающими в регионах России. Эти центры изначально финансировались Министерством экономического развития России, формировались в каждом конкретном регионе. Теперь же формируется общая структура, которая будет «завязана» на РЭЦ. Все центры поддержки экспорта обмениваются опытом, идет сбор лучших экспортных практик, которые будут экстраполироваться на все регионы. Для нас это однозначно хорошо. Мы коммерческая структура, понимаем, что господдержка – первый шаг, помощь в снижении рисков и затрат компаний. Мы часто являемся подрядчиком государственных структур, потому что за рубежом рук у них мало. Мы берем на себя задачи «в полях» на зарубежных рынках. Делаем полевые маркетинговые исследования, проводим презентации товара, ищем партнеров и ведем первичные переговоры, организуем бизнес-миссии.

Все понимают, что без проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в данном сегменте никакой серьезной эффективности быть не может. Да, торговым представительствам России за рубежом увеличивают экспортную нагрузку, но не стоит забывать, что торгпредства выполняют множество других задач и в принципе не могут и не должны делать за бизнес его работу. После получения господдержки на стартовом этапе начинается серьезная работа самой компании и борьба на открытом рынке. Здесь возникает много задач, которые традиционно отдаются на откуп экспортным агентствам. Это название непривычно уху, но такие компании появляются и начинают развивать рынок несырьевого экспорта вместе с государственными структурами, являясь частью рыночной инфраструктуры.

Сейчас каждый региональный центр поддержки экспорта, так же как и отдельные компании, сам решает свои задачи – нет списка рекомендованных агентств. Логично, что такой список должен быть. Ведь обращение в аккредитованное агентство однозначно означает снижение коммерческих рисков для предприятий внешнеэкономической деятельности. Возможно, Российский экспортный центр создает систему аккредитации. Время покажет.

 

Что определяет успех

 

Глава представительства агентства экономического развития Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия в Российской Федерации NRW.INVEST Russia / St. Petersburg Татьяна Шварцкопф:

– Многие российские компании, экспортирующие в Европу, не знают, насколько более целесообразно для развития своей экспортной деятельности открывать собственное юридическое лицо в Европе, и стараются обходиться поддержкой европейских партнеров и контрагентов. Однако именно благодаря открытию собственной компании можно с минимальными издержками обеспечить рост экспорта.

Открытие собственной компании в Германии дает множество дополнительных преимуществ. Прежде всего это более короткий и упрощенный выход на европейский рынок. Это возможность самим регулировать логистику своих поставок. И, конечно, для покупателей, и прежде всего для компаний малого и среднего бизнеса, важно, что они заключают договор поставки с более понятной им с правовой точки зрения и близкой территориально немецкой ГмбХ, чем с далеким российским поставщиком.

Кроме этого, для денежных переводов внутри ЕС действуют минимальные банковские комиссии, что позволяет значительно сократить расходы. Есть возможность возврата НДС (19%) при покупке товаров и услуг (например, нотариальные, бухгалтерские услуги, участие в выставках, аренда офиса и т.д.).

Это преимущество особенно актуально для компаний – постоянных участников международных выставок, оно позволяет существенно снизить расходы по организации своего стенда в выставочных павильонах.

Уставной капитал можно тратить после регистрации на нужды бизнеса: командировки, услуги, приобретение имущества и т.д. Все эти меры положительно скажутся на бюджете вашей компании и позволят направить сэкономленные средства на развитие бизнеса.

Деловые связи можно расширить с помощью таких структур, как наше агентство NRW.INVEST. Благодаря присутствию в NRW российские фирмы получают возможность за короткий срок расширить рынок сбыта и получить доступ к новым технологиям, инновациям и установить непосредственный контакт с производителями. Через партнерскую сеть можно в дальнейшем установить контакты с университетами, торговыми палатами, ведомствами, банками, адвокатами и т.д.

Наиболее часто в Германии учреждают юридическое лицо в форме GmbH, что является аналогом российского ООО. В этом случае юридическое лицо несет риски и ответственность по своим обязательствам только уставным капиталом, а не капиталом и имуществом учредителей, как это происходит в случае Ltd. Уставной капитал составляет 25 тыс. евро. При регистрации компании участие немецких физических и/или юридических лиц не является обязательным. Затраты на открытие компании в Германии, включая уставной капитал, как правило, окупаются в течение года.

Естественно, для ведения бизнеса нужны грамотно подобранные люди. Это во многом определяет хороший старт и дальнейший успех. В немецкой компании может быть два и более управляющих директора, которыми одновременно могут являться сами российские учредители. При этом необходим как минимум один местный штатный сотрудник, постоянно находящийся в Германии и знающий особенности ведения бизнеса в регионе.

 

Зеленый свет для экспортеров

 

Партнер консалтинговой группы «ОКНО В КИТАЙ» (China Window) Beijing CW Consulting Company Александр Зайнигабдинов – об особенностях экспортной работы в Китае:

– Для открытия бизнеса в Китае нужно желание и деньги. Связи не требуются, процедура достаточно понятная (хотя и не такая простая и быстрая, как в Гонконге или Сингапуре), бытовая коррупция в Китае практически отсутствует, так что выполнение требований госорганов приведет к открытию бизнеса с вероятностью, близкой к 100%. Требований к участию резидентов в качестве директоров или акционеров нет. Есть определенные требования к уставному капиталу, но уставный капитал почти всегда может быть использован для деятельности компании – в качестве оборотных средств, на закупку оборудования, заработную плату, аренду помещения и т.п. Виза для открытия бизнеса не нужна, наоборот, наличие компании дает право на получение разрешения на проживание для иностранных учредителей/сотрудников.

Китайская Народная Республика не является участницей Конвенции об отмене консульской легализации, поэтому для использования российских документов в КНР нужно пройти эту непростую процедуру: нотариальное заверение в РФ – Минюст РФ – МИД РФ – консульский отдел посольства КНР в Москве. Важно отметить, что генеральные консульства КНР, открытые в некоторых российских городах, легализацией документов не занимаются, поэтому все оформляется только в Москве.

КНР – страна с экспортноориентированой экономикой, и таможенная политика в части экспорта продукции, особенно с высокой добавленной стоимостью – «зеленый свет» для экспортеров. При этом правительство уже не первое десятилетие прилагает усилия к тому, чтобы повысить внутренний спрос и уровень потребления в стране, для чего поощряет и импорт товаров, особенно высококачественных и экологически чистых. В целом можно сказать, что таможенная политика КНР достаточно прозрачна и понятна для участников ВЭД, при этом существуют перекосы проявления протекционизма, часто поддерживаемые местными властями, например, в некоторых регионах, граничащих с РФ (серый импорт продуктов питания, импорт и экспорт контрафакта).

 

Все детали продуманы

 

Управляющий партнер международной юридической фирмы CIS

London & Partners LLP Светлана Ландэн:

– Открытие бизнеса в Великобритании (Соединенное Королевство, СК) – довольно простая с юридической точки зрения задача. Технически зарегистрировать компанию возможно, не выходя из своего кабинета, – онлайн. При этом «простота» предполагает, что все организационные детали продуманы заранее, до момента регистрации компании. Поскольку законы и принципы ведения бизнеса в Великобритании существенно отличаются от российских, на практике это может создавать сложности в построении успешного бизнеса. При планировании и открытии компании стоит принимать во внимание особенности СК в сферах налогообложения, договорного права, законодательства о защите персональных данных, трудового права, а также в целом превалирующие над законом нормы права справедливости.

Основные распространенные формы ведения бизнеса: компания с ограниченной ответственностью (limited liability company) и партнерство с ограниченной ответственностью (limited liability partnership). Первый вариант обычно используется для предоставления консалтинговых услуг – так работают юристы, бухгалтеры, аудиторы и пр. Партнер в такой организации является одновременно и владельцем бизнеса, и управленцем. Для реализации иных товаров и услуг обычно используется форма компании.

Также важным моментом является визовый вопрос. Английские банки, как правило, открывают счета компаниям, если их владельцы – резиденты Великобритании, а в определенных случаях, когда директор компании – резидент Великобритании. Соответственно, открытие бизнеса должно сопровождаться планированием того, как будет решаться насущный для любого бизнеса вопрос о наличии банковского счета. Зачастую решением является либо получение владельцем бизнеса инвесторской, или так называемой предпринимательской, визы, либо привлечение в компанию директора с правом проживания и работы в Великобритании.

Конечно же, остальные задачи, такие как подбор квалифицированного персонала, создание правильных каналов сбыта товаров, необходимое финансирование бизнеса, надежные контакты на рынке и стратегический маркетинг и в определенных случаях реклама товаров и услуг, актуальны и требуют внимания.

 

Границы стерты

 

Генеральный директор юридической фирмы ATA Legal Company Тофик Ахмедов – о ситуации в Казахстане:

– После образования Таможенного союза, затем Евразийского экономического союза таможенные границы между участниками союза стерты, товары между странами ЕврАзЭС проходят без оформления таможенных процедур. Компании стран ЕврАзЭС, которые осуществляют поставку товаров на территорию Казахстана, оплачивают только НДС на импорт (12%).

Чтобы открыть бизнес в Казахстане, необходимо предоставить перечень документов в регистрирующий орган для регистрации юридического лица. Регистрация производится в срок от 1 часа до 3 рабочих дней. Юридические лица делятся на три категории: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес. Условия для среднего бизнеса – минимальный уставный капитал – 100 МРП (месячных расчетных показателей), что эквивалентно 41 255 рублям с годовым оборотом более 300 тыс. МРП, но не больше 3 млн МРП, это примерно 124 млн рублей с численностью работников не менее 100, но больше 200.

Основная ошибка как российских, так и казахстанских бизнесменов – несвоевременное обращение за консультацией к специалистам (юристам). Мы можем проверить клиентов и партнеров на легальность при наличии БИН или ИИН через веб-порталы официальных государственных органов, получить информацию о том, что компания легально работает на территории РК, но добросовестность мы не можем проверить, так как это отношения между партнером или клиентом и поставщиком товара (работ, услуг).

Договориться с профсоюзами

Управляющий партнер LEXTAL, член Латвийской коллегии присяжных адвокатов Армандс Яунзарс – об особенностях ведения бизнеса в странах Балтии:

– Все зарубежные инвесторы могут учредить предприятие и вести предпринимательскую деятельность в Эстонии так же, как местные учредители. Среди основных аспектов, которые нужно учитывать инвесторам, – то, что работодатели Эстонии сотрудничают с профсоюзами, эти взаимоотношения не принято не соблюдать. Работодатели платят за работников вклады по социальному страхованию (33,8%), которые рассчитываются от брутто заработной платы. Работники не производят никаких взносов социального налога. Работодатель обязан удерживать часть брутто заработной платы работника для пенсионных взносов и взносов по страхованию безработицы. Иностранцы, имеющие вид на жительство и проживающие в Эстонии, имеют право работать в Эстонии. Дополнительные разрешения на работу не выдаются. В целом, если сравнивать с довольно строгими нормами трудового законодательства «старой Европы», нормы трудового законодательства Эстонии более либеральны и предусматривают более эластичные условия трудовых взаимоотношений. Однако трудовой закон Эстонии предусматривает принцип защиты прав работников как экономически более слабого слоя, и в связи с этим соглашения между работодателем и работником об условиях, невыгодных для работника, по сравнению с теми, которые установлены в регулирующих трудовые отношения нормативных актах, могут быть аннулированы.

В свою очередь, нормативные акты Литовской Республики предусматривают корпоративную и некорпоративную форму учреждаемых предприятий. Некорпоративная форма представляет из себя предприятие с единственным учредителем, и деятельность данного субъекта регулируется нормами Гражданского закона Литовской Республики. Иностранные компании могут заниматься предпринимательством через филиалы иностранных компаний, зарегистрированных в Литве, также есть возможность действовать через постоянное представительство иностранной компании, которое является налогоплательщиком в Литве. В практике в большинстве случаев для предпринимательской деятельности используются такие формы предприятия, как закрытое акционерное общество (UAB) и акционерное общество (AB).

Самая популярная форма предприятия Литовской Республики, которую предпочитают зарубежные инвесторы, – э то закрытое акционерное общество (UAB).

Что касается Латвии, то в 2013 году Латвия ввела благоприятный налоговый режим для международных холдинговых компаний, встав в один ряд с такими популярными цент рами глобальной инвестиционной деятельности, как Кипр, Мальта, Нидерланды и Люксембург. Это нововведение сделало ее одной из самых привлекательных и бюджетных холдинговых юрисдикций в Европейском союзе. В Латвии действует одна из самых низких ставок в Европе по подоходному налогу с предприятия – 15%. Процесс регистрации достаточно прост, занимает примерно неделю и осуществить его можно отдаленно (с помощью нотариуса или электронной подписи).

«Эксперт Северо-Запад» №12-13 (747)



    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама




    spam@petrov.vodka