Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей

Вопрос выбора

2017
ФОТО:Семен Кузьмин

«На моем профессиональном пути встречались смельчаки, которые меняли свою деятельность полностью», – говорит Юлия Девяткина

В очередном онлайн-выпуске Business Keys Live мы затронули тему современных тенденций рынка труда. Люди меняют работу, находясь в поиске новых профессиональных вершин, каких-то других граней самореализации, кто-то ищет больший заработок, а у кого-то просто есть постоянная потребность в изменениях. Так ли безопасно в это кризисное время покидать насиженное место? Каков сегодня рынок труда, с какими сложностями сталкиваются соискатели, какие методы оптимизации применяют работодатели? Об этом рассказывает директор по работе с персоналом макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Юлия Девяткина.

– Сегодняшний рынок труда – это рынок соискателя или работодателя?

– Безусловно, макроэкономическая ситуация наложила существенный отпечаток на все сферы деятельности, не остался нетронутым и рынок труда. Поэтому сейчас в большей степени все находится в поле принятия решения работодателя. По средним оценкам, это примерно шесть соискателей на одно вакантное место.

– Это связано с тем, что люди остались без работы, попали под сокращение?

– На эту ситуацию повлиял ряд факторов. Во-первых, многие предприятия, начиная с 2015 года, вступили в фазу кризиса. Большинство компаний были вынуждены оптимизировать свои затраты, чистить структуры, ужиматься и т.д. Это привело к выходу персонала на рынок. Вторая сторона медали – разбалованный во времена стабильности соискатель.

– То есть люди увольнялись, не думая?

– Да, даже сейчас мы слышим часто причину увольнения, например, «не было достаточного развития». Начинаем выяснять, что же он хотел от работодателя, и четкого ответа не получаем. Получаем некие представления, что хотелось бы расти то ли горизонтально, то ли вертикально.

– То есть причина увольнения не столько поиск новой работы, сколько поиск нового себя?

– Абсолютно верно. Это и есть причина его увольнения. И этот бывший сотрудник, то есть кандидат, оказавшись на рынке труда, осознает, куда он попал, уже потом, когда сталкивается с реалиями сегодняшнего дня. Это уже не 2013-2014 годы. Это совсем другой рынок.

– Есть какая-то статистика, сколько в среднем уходит времени на поиск работы?

– Все зависит от должности, от позиции, которую ищет кандидат. Срок примерно от 3 месяцев и более. Чем выше позиция, тем выше срок ожидания. Я знаю некоторых кандидатов, чей срок ожидания уже 1 год и более. Это может быть всего два собеседования в месяц.

– Давайте поговорим о роли директора по персоналу в этом процессе. Получается, что мы попадаем во власть человека, который выбирает: подходим ли мы или не подходим? Позволяет ли уровень компетенций HR-директора принимать судьбоносные решения?

– Так как принимать такие решения – это наша работа, выбирать особо не приходится. И здесь я бы говорила не об уровне компетенции, а о понимании HR, какого человека он ищет, какой человек нужен компании.

– Если мы говорим о том, что одним из мотивов поиска работы является поиск себя. Люди пытаются менять не только компании, должности, но и сферу. HR, как правило, смотрит соискателей преимущественно со своего рынка, из отрасли. Насколько это обоснованно?

– Смотрите, если мы говорим о рядовых сотрудниках, то отрасль прошлого места работы особого значения не имеет. Здесь, действительно, важнее профессиональный опыт и компетенции человека. Когда мы говорим о топ-менеджерах, то этот вопрос принципиален. У каждой сферы есть свои особенности, свои нюансы, которые можно было познать лишь опытным путем. Вопрос отрасли в данном случае ключевой.

– Таким образом, дожив до определенного возраста, проработав в конкретной сфере и дослужившись до топовой должности, человек должен принять невозможность изменения своего профессионального пути как данность?

– Это вопрос выбора каждого человека. Если он считает перемены необходимым элементом своей карьеры, то нужно принять тот факт, что это будет сопряжено с неким первоначальным падением. Падением в должности, в полномочиях, в материальном вознаграждении. Таким образом, придется расти заново. На моем профессиональном пути встречались такие смельчаки, которые меняли свою деятельность полностью. Часто на этом этапе люди уходят в предпринимательство. Это особый склад характера, когда человек легко замыкает всю ответственность на себя, не боится начать с нуля и поменять не только сферу деятельности, но и образ жизни.

– Возвращаясь к рынку труда, скажите, портрет соискателя сегодня каков? Это молодежь, вышедшая из вузов покорять карьерный олимп, или как раз люди после 30 лет, находящиеся в поиске себя и новых путей самореализации?

– Контингент абсолютно разный. Сильно зависит от позиции. Если мы говорим о руководящих должностях, то это люди от 30 лет.

– Как сегодня поменялся запрос работодателя? Какие компетенции прежде всего в цене?

– Запрос к кандидату действительно сильно трансформировался. Мы хотим видеть аналитический склад ума. Причем не отвлеченный анализ, а очень привязанный к бизнесу, к показателям. Требуется сверхадаптивность, многозадачность и ясное понимание того, что стабильности еще долго не будет.

– Посоветуйте кандидатам, находящимся в поиске, на что обратить внимание в первую очередь?

– Прежде всего нужно четко понимать, какую работу вы для себя ищете. Не бросаться на любое место, лишь бы ее найти, потому что работодатель это все равно увидит. Тщательно готовиться к собеседованиям. Не бояться рассказывать не только о своих успехах, но и о проигрышах, которые вы смогли проанализировать и вынести из них опыт. Быть собой, верить в себя и оставаться увлеченным человеком.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №12-13 (747)



    Реклама

    Государственным запасам российской Арктики – многоуровневый контроль

    В XXI веке богатство России будет прирастать Арктикой

    Время упущено? Пока никто не повторил наш опыт

    «Звезды Арбата» - единственный в премиальном классе комплекс апартаментов в России, где сервисные услуги осуществляет крупнейший мировой гостиничный оператор компания Marriott International


    Реклама