Приобрести месячную подписку всего за 240 рублей
Экономика

Тест на КСО

, 2017
ИнтерПресс / Петр Ковалев

Корпоративная социальная ответственность (КСО) воспринимается бизнес-сообществом Северо-Запада как инструмент устойчивого развития, но не всегда приводит к созданию партнерских отношений в создании цепочки ценностей, показали результаты анкетирования номинантов премии «Эксперт года – 2016»

Принятие концепции КСО становится все более популярным для российских компаний. Этому способствует прежде всего рост профессионализма топ-менеджеров, а также усложнение деловой среды, повышенные требования к компании со стороны ее клиентов и партнеров, а также государства и его институтов. КСО постепенно становится неотъемлемой частью стратегического планирования компаний и фактором долгосрочной конкурентоспособности бизнеса за счет формирования позитивной репутации и имиджа компании и роста ценности ее корпоративного бренда.

Для участия в конкурсе откликнулось 23 компании, среди которых есть благотворительные организации и некоммерческие партнерства (6), компании-производители (5), компании сферы услуг (9), розничные торговые компании (3).

Спектр проектов, представленных на конкурс, очень широк. Даже внутри, казалось бы, традиционной благотворительной деятельности, понимаемой чаще всего как финансовая помощь больным, инвалидам, людям с ограниченными способностями и без определенного места жительства, были представлены очень нестандартные и актуальные проекты социальной реабилитации, связанные с поддержкой трудоустройства выпускников детских домов, организацией тренинга с участием людей-аутистов, экстренной психологической помощью детям-подросткам в формате анонимного интернет-общения, открытием прачечной для бездомных и малоимущих и еще множество других интересных и полезных проектов. Многие проекты касаются улучшения экологической ситуации в регионе, формирования экологического мышления у населения, и особенно у молодежи.

Одной из целей организации премии была оценка отношения компаний к КСО и изучение особенностей организации КСО в компаниях посредством их анкетирования. По результатам опроса было собрано и проанализировано 23 анкеты по трем номинациям: «Эксперт в сфере волонтерства и благотворительности», «Эксперт в сфере заботы о сотрудниках компании», «Эксперт в сфере экологии, урбанистики и доступной среды». В данной статье публикуются результаты анализа ответов респондентов.

Отношение компаний к КСО

Мы предложили компаниям оценить степень своего согласия с формулированием сущности КСО по 5-балльной шкале (График 1). Расчет средних значений показал, что все формулировки были признаны релевантными с некоторым лидерством восприятия КСО как производства качественных товаров и услуг. Интересно, что восприятие КСО как соблюдения законодательства в рамках исследования получила наименьшую среднюю оценку.

 015-1.jpg СОб. Инф
СОб. Инф

Статистический анализ ответов респондентов показал достаточно высокую однородность оценок (График 2). Так, коэффициент вариации по всем утверждениям составляет менее 33%, что отражает высокую согласованность мнений респондентов. Однако опять же наименьшая однородность мнений характерна для восприятия КСО как соблюдения действующего законодательства. Важно, что высокую оценку согласия (средняя 4,65) и однородности мнений (коэффициент вариации 16,02%) получило восприятие КСО как устойчивого развития – наиболее современная трактовка КСО, принятая и реализуемая глобальными компаниями.

 015-2.jpg СОб. Инф
СОб. Инф

Цели КСО

Основными общими целями реализации проектов КСО компании-респонденты видят следующие:

• обеспечение устойчивого развития компаний через увеличение социально-культурной активности общества;

• укрепление взаимоотношений со стейкхолдерами;

• улучшение репутации компании;

• укрепление имиджа надежного партнера в бизнес-сообществе;

• привлечение внимания общественности, бизнеса, власти к существующей проблеме и проекту;

• формирование нового подхода к социальной ответственности;

• повышение эффективности внешних социальных инвестиций и социального партнерства;

• повышение информационной открытости компании;

• формирование долгосрочного конкурентного преимущества.

Если говорить о целях проектов КСО по отношению к сотрудникам, то компаниями были выделены следующие:

• создание партнерских отношений между предприятием и сотрудником путем формирования атмосферы взаимопомощи, взаимовыручки, взаимной ответственности как основы корпоративной культуры;

• повышение общего уровня вовлеченности сотрудников в участие в проектах;

• формирование и укрепление положительной внутрикорпоративной атмосферы.

Были также определены цели по отношению к обществу и окружающей среде:

• воспитание ответственного отношения к окружающему миру;

• способствовать решению острых социальных проблем населения;

• содействовать формированию компетентного сообщества благотворителей в России, в том числе повышению грамотности некоммерческих общественных организаций в их взаимодействии с бизнесом;

• налаживать и укреплять связи в сообществе благотворителей и некоммерческих общественных организаций с целью обмена успешным опытом и повышения уровня компетенций в области благотворительной деятельности в России;

• сформировать в обществе положительное отношение к людям с ограниченными возможностями и помочь им продемонстрировать свое право быть полноправными участниками жизни общества;

• формирование сознательности населения;

• отстаивание прав незащищенных слоев населения;

• формирование благоприятной социальной и культурной среды;

• формирование среды, способствующей раскрытию человеческого потенциала сотрудников, местного сообщества, бизнес-сообщества, представителей благотворительных и некоммерческих организаций и общества в целом;

• формирование общей образовательной и просветительской деятельности среди всех групп населения.

Появлению в компаниях формализованной политики КСО способствовал ряд предпосылок.

Во-первых, желание компаний перейти от разовых благотворительных практик к системной деятельности.

Во-вторых, желание вовлечь в реализацию социальных проектов сотрудников.

В-третьих, желание создать современный формат корпоративного волонтерства, показать на своем примере, что это не всегда требует больших затрат.

В-четвертых, наличие в компании активных, инициативных сотрудников с активной социальной жизненной позицией.

Для корректной и систематической реализации политики КСО компании-участники ставят перед собой ряд задач:

• установление общих принципов деятельности компаний в области КСО;

• выделение приоритетных направлений деятельности группы компаний в области КСО;

• установление общих принципов планирования, управления и контроля за деятельностью;

• формирование экспертной группы;

• создание условий для эффективной реализации стратегий КСО;

• поддержка инициативы и ответственности сотрудников.

Со стороны благотворительных и общественных организаций задачи направлены на:

• донесение до окружения информации о том, кому и как можно помогать;

• ознакомление общественности с деятельностью и целями работы фонда;

• разработку стратегии по привлечению волонтеров и помощь сделать первые шаги в этом направлении;

• привлечение внимания общественности к острым социальным проблемам;

• привлечение компаний к сотрудничеству по реализации целей фонда;

• работу со средствами массовой информации с целью повышения информированности стейкхолдеров о деятельности компании.

Плановый характер КСО

Результаты опроса показывают, что большинство компаний имеют формализованную политику по КСО в виде утвержденного документа (83%), а 76% респондентов заранее закладывают бюджет для своих спонсорских проектов на будущий год, что показывает доминирование планового подхода к реализации КСО. Другими словами, большинство компаний сознательно выбирают сферы и проекты по КСО, формулируют их цели, задачи, рассчитывают бюджет.

Бюджет на КСО у всех разный и варьируется от нуля (когда компания реализует проекты силами своих сотрудников) до 700 млн рублей. Бюджеты благотворительных фондов колеблются в районе 30 млн рублей в год.

 016-1.jpg СОб. Инф
СОб. Инф

Сферы реализуемых проектов очень разные. Компании-респонденты отметили такие сферы, как здравоохранение, спорт, образование, экология, окружающая среда, внутрикорпоративная культура, культурное наследие, творчество. Почти все проекты носят постоянный характер. Временные или единоразовые проекты, как правило, разрабатываются под специальные мероприятия. Большинство же компаний практикуют системный подход в области КСО.

Стейкхолдеры проектов по КСО

Инвестирование в области КСО осуществляется в отношении разных стейкхолдеров. Наше исследование выявило следующих основных стейкхолдеров.

Наибольшее инвестирование в области КСО осуществляется в сотрудников, с результатом в 100%, далее идут благотворительные фонды и общественные организации (по 82%). Исследование показывает, что компании также активно инвестируют в потребителей и муниципальные и региональные власти (по 47%).

Значительно меньше компаний работает с партнерами по цепочке ценности. Так, проекты по КСО включают поставщиков только в 29% компаний, подрядчиков – в 24%, посредников и акционеров – в 12%. Этот результат показывает, что идея устойчивого развития хотя и ассоциируется большинством с практикой КСО, но пока еще не нашла своей реализации в механизмах взаимодействия с партнерами по цепочке ценности, которые как раз и могут обеспечить ресурсосбережение и экологичность конечного продукта при его создании в цепочке ценности.

Таким образом, радует, что компании Северо-Запада не только имеют системное представление и осознают важность развития КСО, но и активно реализуют интересные и разнообразные проекты в этой сфере. Стоит надеяться, что деятельность в области КСО будет развиваться и привлекать все большее количество активных участников. Ведь это залог нашего будущего неравнодушного и чувствительного к проблемам окружающих общества.

Средняя оценка компаниями степени своего согласия в отношении понимания сущности ксо (по 5-балльной шкале)
Ключевые стейкхолдеры проектов по ксо, процент упоминаний респондентами
Информация о проектах КСО
«Эксперт Северо-Запад» №14-15 (748)



    Реклама

    Системный подход к инжинирингу и подготовке кадров

    Об опыте и о новых идеях рассказывает генеральный директор МВШИ Вальтер Рац


    Реклама




    spam@petrov.vodka