Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Ставка на спрос

2017

Основным препятствием роста деловой активности стал спрос и платежеспособность клиентов, а не доступ к финансовым ресурсам и высокая стоимость кредитования. Это вынудило бизнес занять выжидательную позицию

Журнал «Эксперт СевероЗапад» подготовил обзор деловой активности регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам прошлого года и за первый квартал 2017 года. Восстановление экономики – не только рост прибыли компаний, которая фиксируется в конце года. Это и ожидания бизнеса по объемам продаж, восстановлению потребительского спроса.

Для того чтобы отследить деловую активность, мы взяли три группы показателей – ввод жилых многоквартирных домов, индексы физического оборота оптовой и розничной торговли. Первый демонстрирует результаты строительства. Эта отрасль важна своим высоким мультипликативным эффектом, поэтому ее рост закономерно провоцирует позитивную динамику выручки в других отраслях. Поскольку сравнивать площади всех сданных домов в СанктПетербурге и, например, Ненецком автономном округе (НАО), не совсем корректно из-за разного размера регионов, мы рассчитали сданную площадь на одного человека. Второй и третий показатели отражают, как часто совершаются сделки между продавцами и покупателями в оптовой и розничной торговле. Оптовая торговля отражает деловую активность в B2B секторе (отрасли, которые продают товары для промышленности). Фактически это промышленность, добыча и энергетика. Розничные продажи показывают деловую активность в потребительском секторе. Таким образом, охвачены практически все основные отрасли для экономики СЗФО. В своем обзоре мы приняли решение не говорить об инвестициях в основной капитал, валовом региональном продукте и добыче. Есть много других исследований, где подробно говорят об этих показателях, при этом торговля обычно остается за кадром. Но без анализа торговли сложно получить целостную картину о том, что происходит в деловом сообществе. 

Недостаточно дать анализ статистики торговли и строительства. Чтобы не ограничиваться сухими цифрами показателей, мы сопоставили их с опросами руководителей фирм о препятствиях для развития. Это позволило сопоставить настроения предпринимателей и статистику. Так можно отследить настроение бизнеса и его болевые точки, которые могли измениться за время кризиса. В какой-то степени их настрой – оптимистичный или пессимистичный – может помочь спрогнозировать динамику деловой активности.

Оптимизм стал дороже 

Обращаясь к цифрам, которые характеризуют общее положение дел в экономике Северо-Запада, прошлый год сложно назвать полноценным восстановлением. Индекс промышленного производства СЗФО не превысил докризисного значения. В декабре прошлого года этот показатель был на 10,8% ниже, чем в январе 2014-го, когда рассчитывали на нулевые темпы роста. Такая динамика – уже долгосрочный тренд. Поэтому вряд ли ситуация кардинально изменится и в этом году. Вдобавок денежные доходы населения Северо-Запада продолжили снижаться в 2016 году. В декабре их величина оказалась на 1,8% меньше, чем в 2015-м. Хотя инвестиционная активность на Северо-Западе вышла в рост, все же говорить о восстановлении до сих пор рано – производство не растет, население продолжает затягивать пояса. 

Кроме этого, компании заметно сократили расходы на персонал и инвестиции. Прибыль компаний Северо-Запада (финансовый результат прибыльных организаций) на 1 января 2017 года достигла 1,8 трлн рублей. Динамика этого индикатора впечатляет, годом ранее он был 1,2 трлн рублей. Ранее прирост был заметно меньше, только в нулевые он превышал 40%. Тогда такой рост сопровождался повышением уровня жизни, инвестиций, производства – то есть расходной части компаний. Теперь ситуация другая – производство и зарплаты сокращаются, только инвестиции начали расти. Поэтому радоваться увеличению прибыли рано – зачастую это результат того, что бизнес воздерживается от вложений в развитие. 

Основная отрасль, кроме добычи, которая формирует спрос на самые разные товары, – строительство. Поэтому рост деловой активности среди застройщиков может стать позитивным сигналом для всех. Результаты прошлого года демонстрируют сдержанный оптимизм. В 2016 году в СЗФО сдано 6,8 млн кв. м новых многоквартирных домов – это на 5,2% больше, чем годом ранее. Если не учитывать Санкт-Петербург, на который приходится 43% сданных на Северо-Западе площадей, динамика немного лучше – 5,7%. Региональный срез демонстрирует, что Ленинградская и Калининградская области лидируют по величине площади сданных многоквартирных жилых домов на душу населения – 0,9 и 0,8 кв. м на человека соответственно. На третьем месте Санкт-Петербург – 0,6 кв. м на душу населения. Самый маленький ввод площадей в Мурманской области – 0,06 кв. м на душу населения, немного лучше в Архангельской области и НАО. 

Сопоставив этот результат с индексом предпринимательской уверенности в строительстве, видно, что новые площади вводятся больше в регионах, где застройщики уверены в будущем. Индекс предпринимательской уверенности по СЗФО по итогам первого квартала 2014 года был равен 1,5; в начале 2015-го он составил минус 8, в 2016 году достиг минуса 14, а в первом квартале этого года стал минус 16,5. 

Основными препятствиями для развития строительного бизнеса стали низкий спрос и слабая платежеспособность заказчиков. Опрос Росстата о факторах, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, показал, что 28,8% считают основной сложностью недостаток заказов на работы. Второе препятствие – высокая стоимость налогов, третья – неплатежеспособность заказчиков. Предприниматели в строительстве оказались в заложниках кризисной ситуации, застройщики вряд ли смогут справиться с падением реальных доходов населения и слабым спросом. Поэтому деловая активность в этом секторе закономерно замораживается, охлаждая остальные отрасли – высокий мультипликативный эффект дает о себе знать. 

В кризисных условиях закономерно выросла потребность в квалифицированном персонале. В 2016 году значимость этого фактора была около 20% – на 5-6% выше, чем в 2014-м или в первом квартале 2017 года. Больше площадей ввели в эксплуатацию в регионах, где бизнес лучше оснащен квалифицированными кадрами. Пожалуй, это основной фактор, который объясняет различия между субъектами СЗФО по объемам сданных площадей в жилых многоквартирных домах. Такая связь не прослеживается с высокой стоимостью коммерческого кредита и расходных материалов. Возможно, что рост квалификации мог бы стать одним из драйверов деловой активности в строительстве в сложившихся условиях.

Игра с нулевой суммой 

Деловая активность в потребительском секторе измерена индексом физического объема оборота розничной торговли – он отражает динамику продаж, очищенную от инфляции. Этот показатель по СЗФО в 2016 году немногим меньше уровня 2015 года, только в марте 2017-го удалось показать рост – прибавить 0,5%. Это результат низкой базы: население продолжает экономить на продовольствии – в первом квартале этого года продажи меньше, чем в 2016 году, который тогда демонстрировал меньшую величину продаж по сравнению с 2015-м. В то же время продажи непродовольственных товаров показали рост, который начался в ноябре 2016 года и продолжается до сих пор. В марте этого года продано на 3,7% больше, чем в 2016 году. 

Есть шанс, что начнется восстановление во втором-третьем кварталах этого года. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в первом квартале 2017 года достиг 0,11; в аналогичном периоде 2016 года он был минус 1,93, а в 2015 году составил минус 1,82. Главная интрига – как будут себя чувствовать предприниматели во втором квартале этого года. Традиционно в первые месяцы года уверенность ниже, теперь настроения бизнеса улучшились и стали заметно оптимистичней. Если во втором квартале индекс уверенности будет больше, чем в первом, а также в аналогичном периоде прошлого года, можно будет заключить, что положение дел в рознице стало улучшаться. 

Региональный срез индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле дает надежду, что все же сбудется оптимистичный сценарий. В первом квартале 2016 года в семи регионах бизнес был настроен пессимистично, а в январе – марте 2017 года регионов-пессимистов стало четыре. Заметный рост позитива в Ленинградской области – в первом квартале 2015 года среди руководителей компаний в рознице индекс уверенности был отрицательным, через год индекс вышел в положительную плоскость, а в первом квартале 2017 года достиг 11,9 – максимум в СЗФО. Похожая картина складывается в Республике Коми. В Санкт-Петербурге бизнес консервативней – позитив появился только в 2017 году.

Основные препятствия для роста розничной торговли теперь связаны со спросом и конкуренцией, до кризиса эти факторы меньше ограничивали развитие отрасли. В первом квартале 2017 года 71,3% предпринимателей отрасли ответили, что высокая конкуренция препятствует развитию их бизнеса. Эта проблема волновала и раньше – в начале 2014 года таких респондентов было 68%. На второй строчке – недостаточный платежеспособный спрос, по итогам первого квартала 2017 года 60,7% руководителей считают, что это основное препятствие для роста продаж. Три года назад таких было 47,4%. А высокое налогообложение представляет собой меньшую сложность – только 45,5% считают этот фактор существенной трудностью для развития бизнеса в 2017 году.

К сожалению, реальные доходы населения не растут. Регионы практически единогласны в отношении роли спроса для роста розничных продаж – для розницы этот фактор имеет принципиальное значение. Но мнения предпринимателей сильно отличаются, когда заходит речь о нехватке финансовых ресурсов для поддержки этой отрасли. 

Деловая активность в рознице сдерживается слабым спросом, остальные факторы тоже важны, но они связаны скорее со структурными проблемами каждого региона, а не с макроэкономикой. Обычно в предвыборный год зарплаты бюджетников росли, что поддерживало и спрос. Повторится ли история в этом году – вопрос, у регионов денег стало меньше. Поэтому остается рассчитывать только на удачное стечение обстоятельств. 

На среднем старте 

Индекс физического оборота оптовой торговли в начале 2016 года показал неплохую динамику за счет низкой базы 2015 года – в феврале продали на 51,3% больше, чем в аналогичном месяце предыдущего периода. Но все ограничилось этим всплеском, в марте оборот оптовой торговли был на 33% выше прошлого года, снижение продолжилось до конца года.

Ситуация в регионах очень неоднородна. В Карелии оптовая торговля незначительно просела в 2015 году и росла в 2016-м, в первом квартале 2017 года увеличилась на 56,9%. Вялый рост наблюдался в Архангельской области (без учета НАО), но перешел в активный рост в 2017-м. Вологодская и Мурманская области тоже могли похвастать низкими темпами роста оптовой торговли в прошлом году. Но теперь первая прибавила 12,6%, а вторая продала на 2,2% меньше в первом квартале этого года, чем в аналогичном периоде предыдущего. Такая же ситуация в Псковской области – динамка в четвертом квартале вышла в позитивную плоскость, но это продиктовано низкой базой 2015 года, а в этом году снова ушла в негативную плоскость. 

В Санкт-Петербурге оптовые продажи повторяют динамику СЗФО – замедление темпов роста, которое переходит в падение и снова рост в первом квартале 2017 года. То же самое в Ленинградской области, но с меньшей амплитудой в 2016 году, а в текущем квартале – падение оборота оптовой торговли. 

Мнение бизнеса о факторах, которые ограничивают оптовую торговлю, практически не изменилось. В целом по Северо-Западу основным препятствием назвали высокий уровень налогов – так считают 59,1% опрошенных в первом квартале 2017 года руководителей фирм. Немного выросло негативное влияние транспортных расходов. Ожидаемо, что рост курса иностранной валюты сделал перевозки дороже. Поэтому в начале этого года 45,1% опрошенных сочли стоимость перевозок основным препятствием, три года назад таких было 37,7%. На третьей строчке – недостаток финансовых средств. Закономерно, что высокий процент коммерческого кредита тоже занимает верхние строчки среди препятствий для развития бизнеса. 

Самая большая разница между регионами связана с их отношением к величине налогов. В Мурманской области в первом квартале 2017 года 77,3% руководителей предприятий в оптовой торговле считали этот фактор основным препятствием для развития бизнеса. На второй строчке – Вологодская область, где к концу прошлого года 71,4% опрошенных считали высокий уровень налогов основным препятствием для развития бизнеса в 2016 году. В Ленинградской, Калининградской областях и Санкт-Петербурге, напротив, доля тех, кто считает налогообложение главным барьером, менее половины от всех опрошенных. Просматривается тенденция, что в богатых регионах этот фактор играет меньшую роль. В целом в секторе оптовой торговли слабый спрос чувствуется меньше, а старые проблемы, среди которых транспортная инфраструктура, налогообложение, стали ощущаться острее. Поэтому, вероятно, кулуарная критика властей может быть жестче. 

Предприниматели Северо-Запада ждут, когда начнет восстанавливаться спрос и появится уверенность в стабильности ситуации. Текущий год может стать переломным – если не случится нового витка кризиса, бизнес будет чувствовать себя уверенно к концу года. Но дело осложняют выборы 2018 года – отсутствие понятной и поддерживаемой населением политической повестки может заставить ждать еще год, если не больше. Без уверенности нет мотивов расширять бизнес, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на быстрый рост деловой активности в регионе в 2017 году.

Поменять мышление

Региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Вячеслав Трактовенко: 

Региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Вячеслав Трактовенко 007.jpg
Региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Вячеслав Трактовенко

– Одной из ключевых проблем, препятствующих развитию предпринимательского сообщества, является его разрозненность. Предприниматели сконцентрированы на решении собственных проблем и подчас не понимают, что проблемы, мешающие развитию их бизнеса, имеют системный характер. Не менее остро стоит вопрос с правовой безграмотностью. Чаще всего предприниматели сталкиваются с этим при проведении различных проверок контролирующими и проверяющими органами. Радует тот факт, что такие ведомства, как прокуратура, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Роспотребнадзор, ведут очень активную разъяснительную работу с предпринимателями. Нельзя не отметить, что в целом за последние несколько лет принят ряд законов, которые значительно упрощают осуществление предпринимательской деятельности. Тем не менее, конечно, говорить о либерализации в предпринимательской сфере слишком рано. Существует много административных барьеров, которые существенно осложняют жизнь бизнесменов. На мой взгляд, самый эффективный способ снижения админбарьеров – контрольные закупки, механизм независимой оценки предпринимателями качества предоставления государственных услуг.

Не только внешние факторы сдерживают развитие предпринимательства в России. К сожалению, у нас все еще не сформирована культура предпринимательства, недостаточное внимание уделяется вопросам формирования команды, ее мотивации. Все перечисленные факторы в совокупности тормозят развитие бизнеса в нашей стране, не позволяют нам конкурировать на глобальных рынках. Поэтому предпринимателям важно начать менять привычную схему мышления, объединяться и вместе решать проблемы, привлекая самый широкий круг экспертов, это могут быть и институты развития, и консультанты, и, конечно же, деловые объединения. Это обеспечивает системное видение проблем и комплексный характер их решения.

Провести легализацию

Руководитель компании MediaPro (Карелия) Валерий Видякин 008-01.jpg
Руководитель компании MediaPro (Карелия) Валерий Видякин

Руководитель компании MediaPro (Карелия) Валерий Видякин: 

– В производстве рекламы в меньшей степени вызывают трудности факторы, связанные с наличием коррупции, так как основные заказчики нашей сферы – это представители бизнеса. Наибольшие затруднения вызывает тот факт, что государство не предпринимает со своей стороны никаких мер по защите малого бизнеса от конкуренции так называемого рынка фриланса, когда производители медиапродукции не платят никаких налогов и ведут незаконную предпринимательскую деятельность. Из-за этого рыночная стоимость услуг в сфере медиа намного ниже европейских аналогов, и средний качественный рынок рекламных услуг, особенно в малонаселенных субъектах, не может сформироваться. 

Предприниматель в сфере производства рекламы, который готов легализовать свои доходы и платить белую зарплату сотрудникам, не чувствует защищенность от государства по борьбе с нечестным предпринимательством и вынужден зачастую идти на различные ухищрения, чтобы быть конкурентоспособным на рынке, где большую часть занимают игроки, которые не имеют даже юридического лица. Многие специалисты в области медиапроизводства ищут другие рынки и не видят перспектив в рекламном бизнесе. К примеру, специалисты в области видеопроизводства охотнее предлагают свои услуги на рынке свадебной индустрии, где могут заработать в разы больше и не афишировать свои доходы. Это приводит к весьма странной картине, когда цены на рекламном рынке в небольших регионах ниже, чем стоимость аналогичных услуг при создании частных свадебных видеороликов, хотя во всем мире мы можем наблюдать другую практику. Если государство начнет борьбу с нелегальными предпринимателями, то этот факт сможет стимулировать компании по производству рекламы работать честно и открыто, а также будет способствовать формированию качественного среднего и малого рынка рекламных услуг в правовом поле. 

Проблему может решить только государство, которое, собирая налоги с малого бизнеса, должно нести ответственность по защите прав честного предпринимателя. У наших коллег на европейском рынке любые поступления финансовых средств на личные банковские карты отслеживаются, и налоговые органы могут задать неудобные вопросы по обоснованию таких регулярных поступлений. В работе с малым бизнесом в нашей сфере мы видим от государства только пропаганду честного предпринимательства и контроль юридических лиц, которые уже платят налоги. Никакой работы по легализации деятельности незаконного предпринимателя не происходит.

С прорывными технологиями

Генеральный директор группы компаний Robotikum (Санкт-Петербург) Роман Усатов-Ширяев 010-01.jpg
Генеральный директор группы компаний Robotikum (Санкт-Петербург) Роман Усатов-Ширяев

Генеральный директор группы компаний Robotikum (Санкт-Петербург) Роман Усатов-Ширяев: 

– Мы ищем заемные средства на масштабирование производства под существующие предзаказы в нашем первом предприятии – ООО «Образовательная робототехника», где мы поставляем собственное лабораторное оборудование два в одном для обучения «роботехнического спецназа» и проведения исследований. Основная проблема – банкам нужны твердые гарантии устойчивости бизнеса – отчетность за предыдущие периоды. Для начинающего бизнеса это стоп-фактор. Нет истории – нет кредита. 

Касательно получения займа или грантового софинансирования на наши исследования в области промышленных разработок (напомню, мы выступаем как системный интегратор), механизмы господдержки вроде и есть, но разобраться с грамотным использованием их крайне сложно, всегда есть риск допустить ошибку, а это нарушение условий использования средств, которое строго наказывается. На Западе при получении господдержки к компании прикрепляется специальный человек, который проследит за буквой закона на всех этапах проекта, в России это не так, поэтому часто приходится слышать про «токсичность» государственных денег. Пока придерживаемся стратегии самоинвестирования по мере возможности. 

Мы дошли до понимания, что наша экспертиза, которую мы закладываем в основание технических заданий для разработки тех или иных решений, тоже может продаваться, и включились в «поедание слона по частям» с подобным предложением рынку. Чего не сделаешь для того, чтобы заработать на то, чтобы твой проект взлетел без раздирания его на мелкие клочки кредиторами.

Также мы работаем в том сегменте, где госпредприятия побаиваются смотреть в будущее безлюдных производств, а большинство коммерческих предприятий готовы на внедрение робототехники, лишь разделив риски с государством либо почему-то полностью ведя НИОКР с нуля. Сложно найти человека в организации – потенциальном партнере или заказчике, который принимает решение. Нет единого поля для оценки состоятельности той или иной технологии по вектору «взлетит – не взлетит». И это не решается без метода проб и ошибок. Если подобные проекты не поддерживали бы фонд «Сколково», Фонд поддержки инноваций, Российская венчурная компания и Агентство стратегических инициатив, такие проекты, как наш, умирали бы на второй-третий год после появления, так и не вступив в качественный диалог с клиентами. 

Есть сложности, связанные с особенностями рынка. В свое время крупные игроки рынка лабораторного оборудования испортили «карму» университетских закупок своими бесконтрольными поставками невостребованного оборудования. Теперь университеты проявляют волю и приобретают доступ к прорывным технологиям в лице наших консультаций и поставок готовых экспериментов для исследования новых сложных операций в робототехнике. В промышленном секторе есть отдельные игроки, с которыми нас свели в Клубе лидеров и в АСИ и с которыми легко работать.

Цифровой обмен

Генеральный директор компании KORBIT (Калининградская область) Йоханн Воронин 013.jpg
Генеральный директор компании KORBIT (Калининградская область) Йоханн Воронин

Генеральный директор компании KORBIT (Калининградская область) Йоханн Воронин: 

– Наше предприятие разрабатывает программное обеспечение для Интернета вещей. Большинство заказчиков – крупные промышленные и телекоммуникационные компании на территории Германии. Основываясь на нашем опыте, наработанном в западных странах, мы пробуем донести необходимость цифровой трансформации и российским предприятиям, так как видим пользу и значительное увеличение конкурентоспособности тех фирм, которые решили подойти к этому процессу спланированно и комплексно. К сожалению, даже на очень крупных предприятиях Германии трудно найти директора по информационным технологиям (CIO), который обладал бы достаточным опытом именно в сфере цифровой трансформации. Зачастую недостаточная компетентность порoждает страх не справиться с поставленной задачей, и многие CIO отмахиваются от всего нового, «как бы чего не вышло». Некоторые предприятия проводят точечные меры, интегрируя какие-то решения, которые часто так и не приживаются на практике по ряду причин. По мнению коллег, работающих в этой сфере, особенно руководство государственных предприятий старается избегать первичного анализа процессов, так как он ведет за собой «излишнюю» прозрачность.

Для того чтобы успеть на поезд Четвертой индустриальной революции, нужно создавать обучающие семинары для директоров разного уровня, предлагать курсы повышения квалификации, приглашать в гости директоров компаний (как российских, так и зарубежных) для обмена опытом. Создавать круги общения, бизнес-ужины, где директора и руководящий состав могли бы в непосредственной форме обмениваться опытом (нетворкинг). Подключить СМИ и на практике показывать возможности цифровой трансформации производства и бизнеса в целом. 

Внедрить электронный документооборот – это еще не цифровая трансформация. Современные технологии позволяют сегодня собирать данные с производства, анализировать их, сопоставляя с внешними и внутренними экономическими факторами, и в конечном итоге визуализировать, так чтобы руководство имело возможность быстро реагировать на изменения в производственном процессе и на рынке в целом.

Нужна помощь экспертов и консультантов частных консалтинговых компаний, идущих в ногу со временем и понимающих российские особенности рынка. На сегодняшний день услуги в цифровой трансформации в России могут предложить только очень крупные консалтинговые компании за большие деньги. Государству нужно обратить внимание на новых, мелких консультантов и поддержать их, например, помогая продвигать бренд, предоставлять рекомендации на предприятия для создания пилотных решений, проводя практические семинары с привлечением таких консалтинговых компаний. Недорогой консалтинг на региональном уровне сможет серьезно продвинуть мелкий и средний бизнес. Университеты могли бы проводить больше рыночных исследований в связке с заинтересованными частными компаниями. На данный момент, например, в России нет ни одного исследования на тему IIoT (Индустриальный Интернет вещей), а это ведет к тому, что очень тяжело найти инвесторов для новых проектов, базируясь на исследованиях западных стран. 

Оптовая торговля в 2016 году была в плюсе. Индекс физического объема оборота оптовой торговли, %
Ввод жилых многоквартирных домов на душу населения по регионам СЗФО
Промышленное производство продолжает сокращаться. Индекс промышленного производства, январь 2014-го = 100%
В регионах, где строительный бизнес чувствует себя уверенней, вводимая площадь жилых домов на душу населения больше
Продажи непродовольственных товаров поддерживают розничную торговлю. Индекс физического объема розничной торговли, %
Транспортные расходы стали вторым по значимости препятствием для отрасли. Факторы, ограничивающие развитие оптовой торговли в первом квартале соответствующего года
Предприниматели в розничной торговле начали год оптимистично, до этого пессимистично. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле, %
Недостаточная платежеспособность спроса теперь стала одним из основных препятствий для развития розничной торговли. Факторы, ограничивающие развитие деятельности организаций розничной торговли за первые кварталы соответствующих лет, %
«Эксперт Северо-Запад» №20-22 (750)



    Реклама

    Пятновыводители

    Новая технология очистки воды от нефтепродуктов, разработанная уральским стартапом «Биомикрогели», нашла применение в несколько неожиданной сфере


    Реклама