Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Трансформации в дестинации

2017
ФОТО: RU.DEPOSITPHOTOS.COM / MIHTIANDER

Один из главных трендов развития туристского рынка в России, в СЗФО – формирование предложений под ключ, включающих исторические, архитектурные, спортивные или другие точки притяжения (аттракции), а также продуманную инфраструктуру и качественный сопутствующий сервис.

Внутренний российский туристический поток стабилизировался: за десять месяцев 2017 года он превысил 55 млн человек. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин в конце ноября в ходе II Всероссийского конгресса туроператоров отметил, что за этот год в Москве уже побывали более 20 млн человек, в Санкт-Петербурге – более 7 млн, в Краснодарском крае – около 15 млн, в Крыму – около 5 млн, в Алтайском крае – около 2 млн, Ставропольском крае – около 1 млн человек.

Спрос на посещение туристами Северо-Западного федерального округа остается стабильным. При этом одним из позитивных факторов для раскрытия туристского потенциала субъектов Северо-Запада России является новая специфика конкуренции на рынке: агенты стремятся «открыть» и сделать привлекательными малоизвестные места, чтобы первыми предложить их заскучавшим было туристам, которых уже не удивишь Санкт-Петербургом и стандартными маршрутами по окрестностям. Яркий пример – «Рускеала» – горный парк с Мраморным каньоном в Республике Карелия. Еще пять-шесть лет назад о нем знали только жители Сортавалы и редкие энтузиасты, но уже с 2016 года объект стал принимать по 300 тыс. туристов ежегодно, обогнав по числу посещений Кижи и Валаам. Добавленную стоимость красотам карельской природы, историческим фактам, связанным с добычей в местных каменоломнях мрамора еще во времена правления Екатерины Второй, а также колориту быта местного этноса здесь придали за счет экстремальных «полетов» на тросе над каньоном, прогулках на лодках и дайвинга, ремесленных рядов и сувенирных лавок. Рост спроса положительно сказался на качестве сервиса, в том числе гостиничного предложения. И сейчас «упакованный» таким образом объем можно уверенно продвигать среди иностранных туристов как вполне приемлемую по европейским стандартам дестинацию.

Глава Ростуризма Олег Сафонов в ходе сочинского конгресса туроператоров подчеркнул, что Ростуризм уже направил в Минэкономразвития проект концепции новой федеральной целевой программы (ФЦП) развития туризма (ФЦП) на 20192025 годы. Программа предварительно обсуждалась с представителями туристического сообщества, Госдумой, Советом Федераций, Общественной палатой, Общественным советом при Ростуризме. В пролонгированной ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» изменилось понятие туристического кластера, который выходит за рамки региона. «Мы предлагаем межрегиональные туристические кластеры. Выделяем 15 крупных территорий опережающего развития туризма. Еще один важнейший блок программы – механизмы поддержки турбизнеса. Это субсидирование процентной ставки по кредиту, субсидирование туроператоров, которые создают продукт с целью расширения сезона и таким образом повышают загрузку объектов размещения. Субсидирование приобретения новых автобусов, речных и морских судов, пассажирских вагонов для перевозки туристов», – рассказал глава Ростуризма. В проекте федерального бюджета, который прошел второе чтение в Госдуме, уже заложены ассигнования на 2019 год. Они сохранятся на том же уровне, как были запланированы на 2018 год – 3,5 млрд рублей. В рамках федеральной программы будет выделяться финансирование на том же уровне, что и в 2018 году, в размере 3,5 млрд рублей. В концепции заложена общая сумма бюджетного финансирования в объеме 67 млрд рублей, это предложение Ростуризма, но, возможно, сумма будет скорректирована.

При этом, как стало известно в мае, общий объем финансирования новой ФЦП по развитию туризма в России на 20192025 годы может составить 404,7 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 102,9 млрд рублей, средства бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты – 25,2 млрд рублей, внебюджетные средства – 276,5 млрд рублей.

В мае 2016 года количество новых туристских кластеров, которые будут построены в России, увеличили до 17. На Северо-Западе это автотуристский кластер «Беломорские петроглифы» и кластер «Южная Карелия» в Карелии, «Финноугорский этнокультурный парк» в Коми, «Центральная городская набережная» в Вологодской области, кластер «Старорусский» в Новгородской области, «Хибины» в Мурманской области, «Беломорский» в Архангельской области.

Ожерельем единым

В 2019 году в федеральную программу развития туризма войдет и проект «Серебряное ожерелье России». По словам заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, «поддержка будет оказываться комплексным проектам, кластерам и приоритетным территориям, Серебряное ожерелье внесено как приоритет». Отдельное внимание уделят разработке маркетингового продвижения проекта за рубежом.

Поручение развивать туристские объекты Северо-Запада, объединенные в Серебряное ожерелье России, путем создания конкурентоспособных дестинаций, сформировал в начале 2017 года заместитель губернатора Вологодской области Олег Васильев. Именно Вологодская область стала главным координатором проекта-конкурента Золотого кольца, объединившего 11 субъектов СЗФО. Решение о его создании было принято в январе 2015 года. К разработке 170 межрегиональных маршрутов были привлечены эксперты более 40 компаний-туроператоров, работающих в регионе, а также научные специалисты Российского этнографического музея. В результате проект объединил населенные пункты и территории, сохранившие уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В целом регион является хранителем более 3,5 тыс. объектов культурного наследия, в том числе 762 из них имеет статус памятников федерального значения, 543 относится к категории памятников регионального значения.

Предложения от Ленинградской области включают маршрут «Петровские города» – знакомство с городами, образованными по указам императора Петра Первого: Шлиссельбург, Новая Ладога, Лодейное Поле, а также города в Республике Карелия, Архангельской и Вологодской областях. Древнейшие монастыри и святыни Бокситогорского, Тихвинского и Волховского районов Ленинградской области, а также Вологодской области войдут в маршрут «По святым местам». Тур по усадьбам известных деятелей политики, культуры и искусства прошлых веков, сохранившихся на территориях Лужского и Гатчинского районов Ленинградской области, а также Псковской области, получил название «Дворянские усадьбы». А «Твердыни Северо-Запада России» объединят фортификационные сооружения юго-западной части Ленинградской, Псковской областей и Республики Карелия.

Аттракции вокруг елки

По оценкам туроператоров, входящих в российскую Ассоциацию туроператоров АТОР, в этом году спрос на новогодний турпродукт по России остался примерно на прошлогоднем уровне. Оценки динамики продаж в туроператорских компаниях варьируются от небольшого роста на уровне 10-20%, в основном за счет прироста спроса по Сочи, до некоторого спада из-за снижения спроса на экскурсионный турпродукт.

Главный конкурент горнолыжного Сочи – Родина Деда Мороза – город Великий Устюг Вологодской области. В общем объеме новогодних продаж туроператоров по внутренним направлениям (в зависимости от ассортимента конкретной компании) его доля сейчас составляет до 10%, при этом на Краснодарский край в разных компаниях приходится от 35 до 90% проданных туров. Объединять здесь объекты под единым брендом «Великий Устюг – родина Деда Мороза» начали еще в 1999 году. За первые три года, с 1999-го по 2002 год, число посетивших город туристов выросло с 2 до 32 тыс. человек. При этом товарооборот в городе вырос в 15 раз, а уровень безработицы заметно снизился. Общеизвестно, что туризм стимулирует развитие 53 смежных отраслей экономики и имеет важное социальное значение: отрасль создает новые рабочие места за пределами мегаполисов, способствует росту качества жизни в регионах. И, как несырьевая сфера, имеет все шансы стать драйвером экономического развития субъектов.

Сегодня местная резиденция Деда Мороза – это раскрученный туристический проект с музеем и почтой, а также загородным парком «Вотчина Деда Мороза». Все значимые объекты города – храмы, музеи, памятники – составляют Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Старейшая часть Великого Устюга – Соборное дворище, в том числе Успенский собор XVII постройки. В городе сохранилось множество жилых и хозяйственных зданий XIX века, а местные мастера славятся искусством народных промыслов из черненого серебра, а также из бересты. В городе хорошо развита туристическая инфраструктура, в том числе туристам обеспечен широкий выбор гостиниц, ресторанов, дополнительных развлечений.

За северным сиянием

10 марта 2017 года в Москве состоялся V Российско-Китайский туристический форум. В ходе сессии «Маркетинг и продвижение туристических дестинаций» прошло представление зарубежным экспертам наиболее перспективных для посещения китайцами регионов России. Свои туристские бренды представила в том числе и Мурманская область, как одно из пяти наиболее перспективных российских направлений для туристов из Поднебесной. Эксперты единодушно высказали мнение о том, что интерес к Мурманской области высок, причем главным местным брендом было отмечено северное сияние. Продвижение продуктов зимнего арктического туризма возможно назвать «белым» туризмом в пару к «красным маршрутам», включающим посещение объектов, связанных с событиями Великой Октябрьской революции и именем В.И. Ленина. Вектор продвижения туристских продуктов Мурманской области на китайский рынок и в странах Юго-Восточной Азии был выбран одним из приоритетных для привлечения туристов в субъект еще в 2014 году. Основой для принятия решения послужил анализ рынка, методов продвижения и роста рынка туристских услуг Скандинавских стран, в том числе опыт Финляндии. Благодаря развитию этого направления за три года уже достигнуто увеличение притока туристов из Китайской Народной Республики со 167 человек в 2013 году до более чем 6 тыс. туристов в 2016-м. Для сравнения, до 2014 года количество скандинавских и финских туристов составляло около 3,8 тыс. человек в год.

При этом мурманский кейс в случае с китайскими туристами выглядит следующим образом: основной город, куда приезжают туристы и где они ночуют, – сам город Мурманск, на его инфраструктуру приходится основная туристическая нагрузка. Самые интересные достопримечательности: атомный ледокол-музей «Ленин», находящийся в 110 км от Мурманска, в глубине Кольского полуострова, саамская деревня и этнографический музей «Самь сыйт». А также село Териберка на берегу Кольского полуострова (в 130 км от Мурманска) – известное с XVI века русское сезонное поселение рыбопромышленников. И экскурсионно-туристический центр «Снежная деревня», расположенный в горнолыжном центре региона, городе Кировске, в Хибинах, у подножия горы Вудъяврчорр. Уже десять лет здесь каждый год отстраивают из снега и льда целый город, в том числе ледовый дворец бракосочетаний – коммерческий проект стал очень популярен у российских и зарубежных туристов. Пиковый сезон посещения Мурманской области китайскими туристами – зимние месяцы года, включая китайский Новый год, который наступает в первое новолуние и может выпасть на любой из дней с 21 января по 21 февраля. Но в 2017 году турпоток нарастал и в летнее время.

«Эксперт Северо-Запад» №46 (757)



    Реклама

    Выставка upakovka расширяет влияние

    Все новые решения для упаковочной отрасли на одной выставочной площадке в Москве 23–26 января 2018 года.


    Реклама