Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Русский драйв по итальянскому рецепту

2018
АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

Смысл франчайзинга в том, чтобы проект рос и подпитывался энергией каждого участника. Это – в чистом виде синергия в бизнесе

Одна из самых перспективных франшиз в области фастфуда – сеть кафе-мороженых Gelateria Plombir – ведет свою историю из Санкт-Петербурга. В апреле 2018 года основатель сети Евгений Драй стал лауреатом премии «Эксперт года» в номинации «Рожденный быть глобальным». Тогда же, выступая на торжественной церемонии Премии, он заявил о дальнейших планах: к 2020 году в сети будет не меньше 500 торговых точек в десяти странах. Если это и не глобальная экспансия, то уже серьезная заявка на лидерство.

Масштабирование и его драйверы

История бренда Gelateria Plombir насыщена событиями. Здесь было все: и выход на рынок десять лет назад (с минимальным стартовым капиталом, но максимальной решимостью), и работа с итальянскими коллегами над рецептурой и выкладкой. А также открытие своей франчайзинговой сети и выход на зарубежные рынки – даже на такие, где российских франшиз почти нет.

Кейс не остался незамеченным. «Сбербанк России» за свои деньги снял видеоролик о компании и ее основателе. Компания с ходу вошла в топ-20 самых выгодных российских франшиз (2016) по версии Forbes-Россия. Оценка со стороны партнеров-франчайзи была еще более наглядной. Осенью 2015 года в сети Gelateria Plombir было десять торговых точек в разных регионах России, осенью 2016-го – уже 60, через год – 150.

Сегодняшнее положение дел можно кратко описать так: весной 2018 года в среднем заключается до пяти договоров в месяц, новые кафе в разных регионах открываются как минимум раз в неделю. В сети работает около 200 кафе в шести странах – помимо России, это Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Грузия и Таджикистан. В Санкт- Петербурге у компании Gelateria Plombir – около двух десятков кафе (главным образом в крупных торговых комплексах), и Евгений Драй управляет этой сетью сам. Петербургские кафе – образец для всей сети. На них оттачиваются технологии, которые позже экспортируются в виде франшизы. Примеры: межрегиональная система CRM и мобильное приложение собственной разработки, запущенное совсем недавно.

Евгений Драй объясняет: смысл франчайзинга в фастфуде (и в торговле в целом) достаточно прост. Торговая сеть должна расширяться при минимальных повторных вложениях, как бы развивать сама себя. Если франшиза описана просто и понятно, если продукт популярный (а в данном случае еще и вкусный), если стоимость «входа» для франчайзи минимальная, если исключены некоторые антигуманные требования, свойственные западным франшизам, – то масштабирование будет максимально эффективным.

Так и случилось. Обвалы рубля в 2014- м и в 2015-м (и пологий спуск в остальное время) стали дополнительными драйверами для продаж мороженого. Основной потребитель уже не летал в Турцию и Египет, а проводил уикенды в ТРК – все это сработало в пользу франчайзи Gelateria Plombir во всех регионах и даже в соседних странах. Посещаемость торговых точек в разгар кризиса выросла на 25%, выручка – еще больше (это не фантастика, а данные CRM).

Партнеры в свою очередь оценили два обстоятельства: франшиза Gelateria Plombir имеет самый низкий паушальный взнос по сравнению со сходными форматами. Сегодня этот взнос составляет примерно 2 тыс. долларов. С учетом закупки оборудования и первой партии товара можно уложиться в 5 тыс. долларов вместе с паушальным взносом. По крайней мере, в России – это психологически важный порог.

Второй фактор, и тоже в значительной мере психологический, – отсутствие роялти (некоторые бренды требуют процент за пользование торговой маркой еще до начала продаж). Так или иначе «лед недоверия» со стороны потенциальных франчайзи был сломан раз и навсегда.

Расчетливая доступность

Особенность франшизы Gelateria Plombir – не только низкий порог входа, но и возможность для франчайзи вкладываться в развитие. Скажем, паушальный взнос за вторую (и все последующие) точки – символические 20 тыс. рублей. Поэтому вторую точку открывать очень выгодно. Иногда эту схему называют «золотым правилом лоукостера»: нужно предложить рынку понятную услугу по доступной цене, а тот, кто захочет большего, всегда сможет докупить «недостающие опции».

Евгений Драй как владелец франшизы только приветствует проявление инициативы со стороны партнеров. Собственно, это и есть смысл франчайзинга: проект растет и подпитывается энергией каждого. Это – в чистом виде синергия в бизнесе: общий результат всегда выходит больше, чем простая арифметическая сумма слагаемых.

Между прочим, и эту простую сумму легко подсчитать: оборот всех точек Gelateria Plombir за 2017 год, включая вы- ручку управляющей компании, составил около 350 млн рублей. В среднем оборот торговых точек в городах-миллионниках в будни составляет от 7 до 15 тыс. рублей в день, в выходные – до 40 тыс. Чистая прибыль – в среднем от 80 до 200 тыс. рублей в месяц (в зависимости от локации).

«Есть и некоторые моменты, которые нужно усиливать в бизнесе, – замечает Евгений Драй. – Надо менять некоторых поставщиков оборудования. Надо придумывать больше маркетинговых «фишек» для наших партнеров. Надо ужесточать и отбор франчайзи, чтобы в компании были более сильные партнеры. И все же этот год для нас был лучшим за всю историю, а премия «Эксперта», как и ряд других премий, – еще одно тому доказательство. И настоящая история только начинается».

«Эксперт Северо-Запад» №5 (761)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама