Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Спрос стабилен

2018

Бизнес «под копирку»: несмотря на кризис, франчайзинг в России остается востребованным

Игроки рынка франчайзинга отмечают рост спроса и предложения на франшизы как в целом по стране, так и в Северо-Западном федеральном округе. Влияние кризиса, конечно, ощущается, в частности, рынок был очищен от «псевдо- франшиз». И предприниматели не теряют оптимизма.

Если обратиться к мировому опыту, то,например, около 60% экономики Евросоюза формирует франчайзинг. В России это направление бизнеса также актив- но развивается. По данным Всемирного совета по франчайзингу (WFC), Россия является лидером по росту количества франчайзинговых компаний – 98% за последние три года. По оценкам экспер- тов, ежегодные темпы роста российского рынка в среднем составляют 15%, что тоже обеспечивает стране лидерство по динамике открытия новых точек. Общий объем российского рынка франшиз оценивают в 5 млрд долларов. 

Нужно поработать

Однако есть «стоп-факторы», которые сдерживают развитие данного формата. Прежде всего, это пробелы в законода- тельстве и слабая государственная поддержка. «Франчайзинг как признанный во всем мире «локомотив экономики» развивается в России пока самостоятельно», – констатировала президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Агнесса Осипова в ходе панельной сессии «Бизнес в регионах. Придать новый импульс» и призвала оказывать большее внимание отечественному франчайзингу со стороны государства. «Это важнейшее направление, которое позволит говорить о постепенном отказе от сырьевой модели экономики, росте числа малых и средних предприятий, а также формировании здорового делового климата и выходе на зарубежные рынки», – считает она.

Так, на сегодняшний день до сих пор не принят закон «О франчайзинге», регулирующий отношения франчайзи и франчайзера. Соответствующий законопроект существует, но эксперты называют его «сырым». Пока он находится на рассмотрении в Госдуме. В плане законодательства примером опять же могут стать страны ЕС, которые, как считает ряд экспертов, используют эффективные инструменты правового регулирования франчайзинга. Так, были определены общие критерии оценки договоров франчайзинга на соответствие антимонопольному законодательству ЕС и закреплен перечень положений, которые недопустимо включать в договоры франчайзинга из-за риска возможного ограничения конкуренции. При этом более детальное регулирование отношений во франчайзинге остается на усмотрение сторон по договору. Не избежать внесения корректировок по франчайзингу в законодательство и в России. В таком случае есть большая вероятность, что бизнес по франшизе будет пополнять российский ВВП на более солидные суммы. Сейчас вклад в ВВП страны от этого формата составляет порядка 3%. 

Трудности этикета

Существуют и трудности, связанные с добросовестностью как франчайзеров, так и франчайзи. Самый распространен- ный случай, когда франчайзи под любым предлогом закрывает франшизный договор и открывает собственный бизнес под другим брендом. Кроме того, франчайзер зачастую завышает показатели доходности при продаже франшизы либо дает опрометчивое обещание: «За год вернешь свои деньги». Дает очень неточные данные, предполагаемые результаты в том или ином варианте. Например, потенциальный франчайзи покупает бизнес и на практике видит, что не все так замечательно, как было обещано.

Франчайзер может завышать величину единовременного платежа или платежей за специализированное оборудование и очень скоро после совершения сделки теряет интерес к франчайзи, то есть франчайзер заинтересован получить первоначальный, единовременный платеж. Далее он может использовать в своем бизнесе какое-то эксклюзивное оборудование, которое франчайзи может купить только у него или только через него.

Франчайзи также отмечают ряд недостатков в этой сфере. «Сегодня только ленивый не открыл кофейню или барбер- шоп, – говорит управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров. – Однако качество подобных предложений не всегда соответствует установленным в мировой практике стандартам. С правовой и экономической точек зрения запуск франшизы довольно трудоемкий процесс, требующий специальных знаний и времени. Например, многие компании-франчайзеры продают пакеты услуг, не имея уникального права на использование торговой марки, знака. Что в корне противоречит природе франчайзинга. Поэтому следует выбирать большую и надежную компанию с многолетним опытом». Алексей Федоров добавляет, что также всегда играет роль человеческий фактор: даже покупая бизнес по франшизе, предприниматели пытаются изобрести велосипед. «То закупить более дешевый товар, то сэкономить на обучении персонала. Это все говорит об отступлении от стандартов сети», – объясняет он.

«До 2014 года развитие компании по модели франчайзинга казалось золотым дном для франчайзеров, которые пла- нировали быструю экспансию и рост розничной сети, но при этом не имели ни собственных точек, ни проверенной бизнес-модели, ни опыта на рынке франчайзинга. То есть, по сути, предлагали потенциальным франчайзи-партнерам совместный путь проб и ошибок, и часто это заканчивалось крахом как для франчайзи, так и для франчайзера. В 2017 году количество таких «псевдофраншиз» снизилось. Определился пул надежных и проверенных игроков рынка, пред- лагающих свои франшизы», – отмечает заместитель генерального директора по коммерции и операционным вопросам Лабораторной службы «Хеликс» Дарья Горякина.

Экономия в помощь

Безусловно, спад в экономике сказался на определенной категории покупателей франшиз. Особенно это касается малого бизнеса. Франчайзи теперь располагают ограниченной суммой для вложения в бизнес и хотят распорядиться этими деньгами максимально эффективно. «Также снизилось количество предложений франшиз в сегменте бизнес и премиум- класса – предприниматели все чаще выбирают концепции с размером инвестиций не более 4 млн рублей и направленностью на целевую аудиторию с доходами среднего и ниже среднего уровня, что, безусловно, гораздо более актуально в текущей экономической ситуации, особенно в регионах», – констатирует Дарья Горякина.

Несмотря на сокращение бюджетов франчайзи, игроки рынка отмечают стабильную востребованность такого формата открытия своего бизнеса. «Спрос на франшизы продолжает расти. Особенно мы отмечаем рост франшиз стоимостью до 1 млн рублей. Хотя и системно упакованные франшизы более высокой стоимости также достаточно стабильно востребованы», – рассказывает коммерческий директор компании MOZGO Антон Писчиков. Он отмечает, что на рынке сказывается уменьшение реальных доходов населения, это позволяет решаться на покупку только понятных и низкорисковых проектов. «Мы видим серьезное влияние инфо-предпринимателей (посредством таких каналов, как Youtube и Instagram) на создание нового пласта бизнесменов, особенно в малом и микробизнесе», – добавляет он.

По наблюдениям Дарьи Горякиной, франчайзинг стал способом не только открыть свой бизнес, но и выгодно инвес- тировать средства в стабильно растущий рынок. В частности, многие владельцы коммерческой недвижимости, потеряв- шие арендаторов во время кризиса, приняли решение самостоятельно начать бизнес в своем помещении, в том числе и по франшизе, – для них это оказалось более выгодным решением, чем сдавать площади по низкой арендной ставке или просто ждать лучших времен и возвращения арендаторов.

Перспективы эксперты связывают и с расширением сфер, где предлагаются франшизы. Раньше модель франчайзинга в основном предлагалась для развития розничного бизнеса и прежде всего была востребована в сфере общепита. «Однако сегодня мы видим новую тенденцию: рост числа В2В-предложений в сфере аутстафинга персонала, серти- фикации, юридических и бухгалтерских услуг», – утверждает Дарья Горякина. Это обусловлено тем, что малый бизнес не может позволить себе большие инвестиции, которые, как правило, необходимы, когда речь идет о франшизе, связанной с реализацией товаров, в первую очередь на их закупку. Услуги же не требуют серьезных инвестиций: франчайзи начинает зарабатывать, получая свою долю с выручки по факту их оказания.

Рейтинг франшиз по длительности пребывания на российском рынке франчайзинга 40-02.jpg
Рейтинг франшиз по длительности пребывания на российском рынке франчайзинга

Интерес не угасает

Сейчас на российском рынке представлено около 1,7 тыс. концепций франшиз, а количество франчайзинговых точек превышает 50 тыс. В 2007 году франчайзеров было всего 300, а количество объектов, открытых по франшизе, – 9,5 тыс. По прогнозам РАФ, к 2025 году число покупателей франшиз в России должно достигнуть 400 тыс. предпринимателей.

«Франшизное направление является важным элементом развития на рынках Западной Европы и Америки. Однако мы понимаем, что уровень конкурентоспособности зависит от способности выстроить необходимую инфраструктуру по под- держке франчайзи-партнеров», – говорит Антон Писчиков. Франчайзинг – это одно из самых сложных и одновременно качественных способов масштабирования, так как работа с большим количеством разных партнеров заставляет оттачивать бизнес- процессы до максимально возможного уровня. Уверены, что франчайзинг – один из перспективных форматов развития сетей в России, резюмирует он.

Аналогичного мнения придерживается и Алексей Федоров. «Механизмы франчайзинга относительно новы для российского рынка. При этом интерес к франчайзингу растет с каждым днем. Небольшие инвестиции, готовые бизнес-решения и поддержка управляющей компании привлекают молодых и амбициозных предпринимателей. В ситуации кризиса франшиза является выгодным решением проблем для малого бизнеса», – рассказывает он.

Участники рынка видят перспективы и в небольших городах. «Отдельно можно отметить тенденцию популяризации франчайзинга в малых городах Северо- Запада – если ранее лидерами развития франшизы был Петербург, то сейчас большой спрос на франшизу в городах с населением до 200 тыс. человек», – добавляет Дарья Горякина. Например, по данным MOZGO, в городах с населением до 100 тыс. человек время окупаемости проектов составляет четыре-пять месяцев, в группе городов с населением до 500 тыс. человек – три-пять месяцев. В городах, где проживают свыше 1 млн человек, окупаемость произойдет через шесть-двенадцать месяцев.

Соответствующие данные приводит и генеральный директор франчайзинговой компании «Крошка Ру» Ольга Лебедева. «В последнее время наметилась тенденция развития успешных проектов из регионов, хотя некоторое время назад франчайзеры начинали работу в основном из Москвы. Франчайзи по-прежнему формируют повышенный спрос на сегменты общественного питания и, в частности, фастфуды. Однако обозначилась и вторая явная тенденция – увеличение количества сетей, оперирующих в сфере услуг», – считает она.

Появляется большое количество франшиз сегментов детского дошкольного развития, обучения языкам, увеличива- ется число спортивных и танцевальных клубов, частных детских садиков и школ. «Статистика показывает, что у франчайзи в двачетыре раза больше шансов остаться в бизнесе и быть прибыльным, чем у независимых предпринимателей. Поэтому популярность франшиз, особенно в сфере детских услуг, увеличивается с каждым годом», – констатирует Ольга Лебедева.

Как рассказывает франчайзи «220 Вольт» Андрей Петров из Пскова, со второго года существования его бизнес по франшизе начал активно развиваться. Значительно возрос товарооборот, наценка на инструменты составила порядка 60%, на расходные материалы – 110-120% . Каждый месяц продажи увеличивались на 20-25%. Рецепт успеха оказался прост: во-первых, узнаваемый бренд, во-вторых, правильная комплектация матрицы товаров, в-третьих – мощная рекламная кампания.

Франчайзеры также готовы развивать этот формат и уверены в его перспективах. Так, по словам генерального дирек- тора компании Kingwinch Кирилла Дьяковского, в числе преимуществ «бизнеса под ключ»: меньшие затраты на про- движение, инвестиции, быстрое развитие сети и популяризация бренда. «Мы развиваем собственную сеть и планируем предлагать свой продукт в форме франшизы», – говорит он. Основные минусы, по его словам, это сложность юридиче- ского оформления в связи с особенностью сферы деятельности – уникальность локаций, различные формы собственно- сти у партнеров, различные в связи с этим условия для партнеров.

«Эксперт Северо-Запад» №5 (761)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама