Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Болезни роста

2018
DEPOSITPHOTOS.COM

Привычка ругать власти за препоны малому бизнесу удобна: можно умолчать о личном, и часто весомом, вкладе предпринимателей в неуспех своего дела

Разбор проблем, мешающих построить успешный малый бизнес как на уровне отдельно взятого малого предприятия или ИП, так и на уровне пласта экономики малого бизнеса в целом, стал одной из основных дискуссий, состоявшихся в ходе Форума малого и среднего предпринимательства, в «нулевой» день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Пробуксовка затянулась

В ближайшую шестилетку, согласно заданным ориентирам президента России Владимира Путина, доля малого бизнеса в ВВП должна вырасти вдвое, до 40%, а количество занятых в малом бизнесе – на 6 млн человек, с 19 до 25 млн. Остановимся на этих цифрах чуть подробнее. Отметим, что вклад малого бизнеса в экономику развитых стран составляет более половины ВВП. В то время как в России в последние 15 лет эта цифра колеблется на уровне 20%. Впрочем, в 2015 году ставилась задача поднять долю малого бизнеса в экономике до 50% к 2020 году, а в 2010 году президент Дмитрий Медведев ставил амбициозную задачу достичь к тому же 2020-му показателя 60-70%. И если за последние 15 лет, несмотря на все поставленные задачи, воз и ныне там, то есть ли объективные предпосылки для реального роста на этот раз? Определенный потенциал кроется в следующем ориентире – росте числа занятых в малом бизнесе. Сегодня в России 76,6 млн трудоспособных граждан. Из них занятых в МСП – 19 млн, в то время как теневая занятость составляет 23,9 млн человек. Меры государства по выводу «теневых» граждан на белый налоговый и статистический свет пока не увенчались успехом: в качестве самозанятых зарегистрировалась всего тысяча человек. Это наглядно свидетельствует о неверном подходе к задаче. По мнению депутата Госдумы Рифата Шайхутдинова, надо автоматизировать процесс регистрации самозанятых: «Многие самозанятые регистрируются на электронных площадках поиска работ – почему бы не использовать их для учета? Предложил свои услуги – тебе пришло уведомление, что ты зарегистрирован в базе данных самозанятых, и больше от тебя ничего не требуется!» Отметим, что в настоящее время налоговые органы через соцсети отслеживают самозанятых в группах по предложению товаров и услуг и направляют соответствующие предписания о необходимости регистрироваться в качестве ИП или покупать патент, грозя карами за незаконное предпринимательство. Такой метод кнута лишь укрепляет убеждение, что быть предпринимателем в России – дело трудное и неблагодарное. Самозанятые легализуются тогда, когда им станет выгодно: метод кнута необходимо дополнить методом пряника. «Надо создать налоговые каникулы для самозанятых на 15-20 лет и дать преференции по пенсиям», – уверен Рифат Шайхутдинов.

Государство вам поможет?

Председатель попечительского совета общественной организации малого и сред- него предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов в рамках дискуссии на ПМЭФ отметил неэффективность государства в отношении легального малого бизнеса и невыполнение ряда полезных законов. 96% закупок, по данным Минфина, проходит на неконкурентной основе через одного заказчика или через аффилированные структуры; в госзакупках участвуют всего 43 тыс. из более чем 6 млн малых предпринимателей, то есть менее 1%. «Давление на малый бизнес огромное, несмотря на все благие инициативы. От Федерального закона №294-ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». – «Эксперт С-З») остались рожки да ножки, сегодня лишь 3% внеплановых проверок согласовывается с прокуратурой, а не 70%, как раньше. Сейчас вот трагедия в Кемерово привела опять же к росту давления на малый бизнес, хотя эта трагедия – производная от действий чиновников, сугубо коррупционная история. А страдает опять малый бизнес», – отметил Сергей Борисов. Еще одна неувязка, по его мнению, заключается в бюджетном распределении: «Мы давно говорим: дайте налоги от малого бизнеса муниципалитетам. Они были бы тогда в одной лодке, а сейчас муниципальные власти говорят, что им легче сходить за субсидией, чем реально развивать малый бизнес». И еще одна проблема, о которой знают абсолютно все, но говорить вслух об этом не принято, – то, что крупный бизнес ходит в дебиторах у малого, то есть попросту не платят контрагентам из сферы МСБ, затягивая процесс максимально. А в условиях достаточно дорогого банковского финансирования и жестких критериев к заемщикам деньги малому бизнесу взять негде. Такой кассовый разрыв губит многих бизнесменов.

 09-02.jpg

Предприниматели всех масштабов, объединяйтесь!

«Востребованность точки зрения представителей малого бизнеса низка: нас не слушают, нам просто вешают сверху законы. Между тем причина провалов многих инициатив состоит именно в том, что власти не слушали бизнес», – говорит Сергей Борисов. Он приводит один из показательных примеров: когда в 2013 году подняли страховые платежи, чистый отток индивидуальных предпринимателей составил 500 тыс. человек. Сейчас, по мнению Сергея Борисова, имеет место настоящий произвол в отношении завышения кадастровой стоимости недвижимости, когда логика властей «я тебе сразу больше назначу (кадастровую стоимость), а ты потом судись, если не согласен» бьет по предпринимателям: не у всех есть время и юристы, чтобы ходить по судам. Это своего рода презумпция виновности. Президент «ОПОРЫ России» Александр Калинин напрямую связывает неучет властями мнения бизнеса с низким участием бизнесменов в объединениях. «Сегодня максимум 10% состоят в разного рода бизнес-объединениях, тогда как, например, в Турции участие в бизнес-объединениях – обязательно для всех», – говорит Александр Калинин. Будучи разрозненными, предприниматели не могут донести свою точку зрения до госорганов, поэтому надо быть активнее и объединяться, считает он.

А сами что?

Согласно данным ВЦИОМ, если в 2008 году 36% имели или хотели бы открыть свой бизнес, то в 2017-м эта цифра снизилась до 29%, на 7 процентных пунктов. Во многом такая картина складывается в силу неэффективной экономической политики, о которой было сказано выше. Впрочем, становлению успешных предприятий МСБ мешают не только административно-бюрократические препоны, но и собственные просчеты предпринимателей. «Для большинства россиян характерен внешний локус контроля. В случае провала начинаний причины будут искать во внешних обстоятельствах, а не в том, что было приложено недостаточно усилий для достижения успеха. Это, с одной стороны, определяет важность восприятия факторов внешней среды при формировании предпринимательских намерений, а с другой – меньшее желание отвечать за свои действия, что влияет и на восприятие риска», – указано в отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства» от Высшей школы менеджмента. Но успешное предпринимательство невозможно без принятия на себя личной ответственности за свои бизнес-решения. И здесь очень важно понимать типичные ошибки и ловушки, которые подстерегают не только начинающих, но и опытных бизнесменов. Основатель и генеральный директор онлайн-школы английского языка Skyeng Георгий Соловьев (входит в топ- 20 ИТ-компаний в Рунете), на полях форума поделился своим опытом ошибок. «Основная ошибка, которая ежегодно забирает десятки миллиардов рублей из экономики, когда продукт делается без оглядки на потребителя, исходя только из собственных представлений о том, как надо и как должно быть, – рассказывает Георгий Соловьев. – Первый год – время и деньги – мы потратили на разработку электронно-цифрового учебника. И когда наконец мы вывели продукт на рынок, 95% функционала оказалось не востребовано! И только 5% функций, которые нам казались неосновными, стали востребованы. В то же самое время, когда мы работали над учебником, по остаточному принципу и минимальными возможностями мы делали CRM-систему, по которой получали практически еженедельную обратную связь, и в итоге она стала успешным продуктом, точно выстроенным с учетом всех потребностей аудитории. То есть масса времени и денег тратится впустую, если не получать регулярной обратной связи от тех, на кого продукт рассчитан». На такого рода очевидных со стороны вещах «погорают» очень многие начинающие бизнесмены. Второй совет от Георгия Соловьева – по максимуму использовать уже имеющиеся на рынке разработки, отслеживать лучшие практики и оперативно их внедрять. Предприниматель, совладелица сети салонов красоты Privé7 Сюзанна Карпова предлагает поступать еще проще и покупать франшизы успешных бизнесов. Сергей Борисов указывает на крайне распространенную ошибку, которую упорно совершают предприниматели не только малого, но и среднего и крупного бизнеса: «В опыте моего собственного бизнеса меня подвели сотрудники – дети близких друзей и родственников, которых я взял на работу. Не берите – себе дороже выйдет».

Пси-фактор

По мнению сооснователя проекта «Бизнес-молодость» Михаила Дашкиева, ошибки системы мышления приводят к кассовым разрывам на стадии роста и развития стартапа. Михаил Дашкиев выделил ошибки, которые способны привести к финансовому краху. Все они кажутся со стороны довольно очевидными, но «на своей шкуре» превращаются в ловушки психики. Первая ошибка связана с тем, что в реальности мозг не воспринимает деньги как абстракцию, и усложнение модели бизнеса по мере его роста «ломает» мозг начинающего предпринимателя. Когда растет бизнес, появляются затраты будущих периодов, заказы будущих периодов, где-то есть отсрочки платежей, где-то авансы, при этом доходов не хватает на покрытие расходов – злую роль играет излишняя самонадеянность: раз у меня получилось начать бизнес и пошли заказы, «я все знаю сам и со всем справлюсь сам». В итоге копятся долги, и многие сходят с дистанции. Решение – наем финансового директора, который разделяет те деньги, которые уже есть, и те, которых еще нет. Вторая ошибка – зацепка за ранее работавшие методы (в продажах и не только) вместо того, чтобы пробовать новые методы по мере потери эффективности старых. Третья ошибка – неспособность делегирования и замыкание на себе всех ключевых процессов, в результате переполняется человеческая «пропускная способность», происходит выгорание. Выход – наем грамотных сотрудников (с той оговоркой, что здесь дружеские и родственные связи способны сыграть злую шутку). Четвертая ошибка или, точнее, ловушка психики, если предприниматель вышел на стабильность в бизнесе, наладил процессы, вырастает «корона на голове», которая приводит к закрытости и оторванности от реалий. Бизнесмен Олег Тиньков отмечает и так называемые социальные баги, которые есть в российском обществе применительно к бизнесменам: «В обществе, безусловно, отношение к предпринимателям как к некоторым воришкам». По существу это наследие советского прошлого. В целом на менталитет бедности заточены и детские сказки (где, как правило, хорошие герои – бессребреники, а плохие – богатеи), и поговорки, и устоявшиеся стереотипы вроде того, что больших денег честным путем не заработаешь. Текущая трактовка многих религиозных постулатов также порицает богатство («легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное). «В итоге с детства формируется установка типа, «если я бедный, то я хороший», и человек неосознанно настраивает свой мозг таким образом, чтобы избегать заработка. В итоге на уровне сознания денег хочется, а внутри срабатывают самосаботаж и мощнейшие стоп-сигналы», – утверждают психологи. Так или иначе, статистика говорит, что в течение первого года деятельности разоряются 90% начинающих предпринимателей. В следующий год из оставшихся разоряются еще 50%. До пяти лет существования доживает всего три-пять компаний из 100. Из выживших стартапов считанные единицы становятся скейлапами (растущим и развивающимся бизнесом, который переходит из категории микро в малый, из малого – в средний). Сегодня из более чем 6 млн предприятий МСП в стране 95% относится к микробизнесу, то есть бизнесу с численностью сотрудников до 15 человек и выручкой до 60 млн рублей в год.

В нашей стране катастрофически не хватает бизнес-образования, считают уже состоявшиеся предприниматели. Очень многие задачи легко решаемы там, где предприниматель дезориентирован в вопросе, как правильно развивать свою компанию: открывать филиалы или за- водить второй бизнес, менять маркетинговую стратегию, делать «зонтичный бренд», всех объединять и «вертикально интегрировать». Даже без решения этих, безусловно, важных вопросов всегда есть пути и возможности плавно оптимизировать управленческую структуру, определять слабые места и системно повышать эффективность уже запущенных в компании процессов. И «развитие вглубь» открывает такие же финансовые перспективы, как и «развитие вширь».

Веяния времени изменят лицо бизнеса

Традиционно молодежь чаще имеет намерения создавать новый бизнес, в то время как с увеличением возраста такие намерения снижаются. Сегодня в предпринимательство как раз приходит молодежь, которая выросла в режиме онлайн и для которой любая бумажная волокита кажется невозможным анахронизмом. «Почему бы не задействовать онлайн-кассы для отказа от бухгалтерии в сфере малого предпринимательства? Онлайн-кассы напрямую передают данные в налоговую службу – почему бы при фискальных операторах не создать структуры ведения бухгалтерии? Раз все данные уже и так в налоговой, так, может быть, освободить предпринимателя от налоговых проверок и функцию ведения бухгалтерии, по желанию предпринимателя, передать фискальным операторам или налоговой службе?» – задается вопросами Рифат Шайхутдинов. Александр Калинин говорит о концепции «Бизнес за ноль», когда в идеале открытие бизнеса не сопряжено с расходами: банк может предоставить электронный офис. А биометрия открывает широкие дистанционные возможности. Уже в ближайшие годы образ предпринимательства способен существенно трансформироваться. Меняются и модели потребительского поведения, растет роль Интернета, а внедрение технологий на основе блокчейна способно в разы ускорить и повысить прозрачность всех процессов. Мы стоим на пороге глобальной перестройки бизнес-моделей, и вызовы времени способны смести целый пласт предпринимателей «старого образца» в случае, если они оперативно не отреагируют на них. При этом именно сейчас даются большие шансы предпринимателям, которые действуют на опережение и могут предложить цифровизацию тех или иных процессов. И зачастую это именно молодежь. О важности популяризации предпринимательской активности среди молодых людей говорит советник министра экономического развития РФ Юлия Алферова: «В первую очередь необходимо понимать запросы и проблемы молодежи, а также мониторить информацию о сфере предпринимательства, распространяемую в сети Интернет, поскольку зачастую она искажена. В то же время неформальные интернет-площадки могут стать местом для бизнес-консультаций. Очень важно заниматься профориентацией в сфере предпринимательства. Молодые люди ищут жизненные ориентиры, и наша задача – показать им те примеры, которые действительно заслуживают внимания». В качестве одной из системных проблем в данной связи Сергей Борисов выделяет разрыв между образовательными программами и бизнес-реалиями. Бизнес с трудом входит в вузы, и если на Западе до 50% преподавателей – из сферы бизнеса, то в России такая практика совершенно не сформирована. В итоге теоретическая база выпускников вузов и практическая деятельность в бизнесе слабо коррелируют между собой.

 09-03.jpg

«Эксперт Северо-Запад» №6-7 (762)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама