Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!
Общество

Триллион на новом рынке

2018

Рынок онлайн-медицины в России находится пока на стадии зарождения. Нет ни регулирования, ни откровенных лидеров рынка, ни конкуренции. Зато есть большой интерес инвесторов, перспективы развития и большие амбиции молодых игроков.

Всего лишь год назад во многих странах система здравоохранения одной из первых ощутила на себе воздействие вредоносной программы WannaCry. Российское же здравоохранение осталось фактически нетронутым. К сожалению, причина такого позитива для нашей страны была вовсе не в высоком уровне защищенности ИТ в медицине. Увы, просто уровень цифровизации этой отрасли в России минимален. Прошел год. Ситуация в здравоохранении меняется – как минимум, процесс цифровизации уже сдвинулся с мертвой точки. И прежде всего это связано с усилиями отдельных стартапов и компаний, которые видят большой потенциал онлайн-медицины.

Рост с базы

Заместитель гендиректора First Line Software Вадим Юсупов считает, что медицинские онлайн-сервисы в нашей стране пока развиты слабо. «Преобладают сервисы онлайн-записи на прием к врачу. Они присутствуют и на портале государственных услуг, в региональных государственных информационных системах, есть и частные сервисы. Очень небольшой сегмент рынка занимают так называемые личные кабинеты пациентов, которые внедряют частные разработчики преимущественно в частных клиниках. Они могут включать в себя и сервис записи, и доступ к электронной медицинской карте, и некоторые виды телемедицины, в частности, онлайн-консультация с лечащим врачом и дистанционный мониторинг состояния здоровья, – отмечает Вадим Юсупов. – Данный рынок в 2015- 2017 годах был крайне интересен инвесторам, в проекты были вложены миллиарды рублей, появились крупные игроки: интернет-компании, банки, телеком-операторы. Выход закона о телемедицине несколько охладил инвесторов, но рынок продолжает развиваться и привлекать к себе внимание все новых игроков».

 21-02.jpg

«Сегмент онлайн-сервисов активно развивается и представляет большой интерес для инвесторов, причем многие из них – компании, ранее не ассоциированные с рынком медицинских услуг. Мы видим, как крупные игроки рынка телекома, потребительских товаров, ИТ и т.п. активно вкладывают деньги в связанные с медициной проекты или покупают перспективные стартапы, разрабатывающие инновационные продукты в этой сфере. И это общемировая тенденция: Apple, Google, Microsoft, IBM уже довольно давно активно развивают стратегические направления своего бизнеса, связанные с медициной, и анонсируют много интересных «Рынок цифрового здравоохранения находится на стадии динамичного развития. Сейчас формируются правила игры и модели, по которым это направление будет расти. При этом сейчас уже нельзя назвать это голубым океаном, проектов много, и конкуренция растет. Инвесторы видят хорошие перспективы за счет общей цифровой трансформации системы здравоохранения. Новые модели, которые ломают старые парадигмы, дают хороший profit», – убежден социальный предприниматель (акционер платформы «Мое здоровье») Эрик Бровко.

«Мое здоровье» – один из тех проектов, которые меняют ситуацию. Данный сервис позволяет записаться к врачам, а кроме того – пройти тест, который выявит факторы риска для здоровья обратившегося, предложит персональный план по профилактике заболеваний в рамках ОМС. Проект DocDoc делает ставку на другое – на маркетплейс. Директор по развитию бизнеса DocDoc Дмитрий Домарев так комментирует ситуацию на рынке: «В отличие от сегмента телемедицины, где уже есть законодательное регулирование, формирующиеся стандарты продукта, несколько десятков игроков и зарождающаяся конкуренция, сегмент онлайн-медицины пока находится только в самом начале своего становления. Мы в DocDoc видим огромный потенциал этого рынка, именно поэтому в марте 2018 года мы запустили первый федеральный медицинский маркетплейс. Его задача – консолидировать в одном месте предложения от разных медицинских провайдеров в сегменте онлайн-медицины. Сегмент онлайн-медицины мы оцениваем в 900 млрд рублей к 2022 году и рассчитываем занять лидирующие позиции на этом рынке – именно как маркетплейс».

И это далеко не все крупные проекты, которые развиваются на данный момент – инвесторам он очень интересен. К примеру, сервис DOC+ позволяет вызвать на дом врача и получить консультацию онлайн. Есть проект «НеФитнес», созданный для контроля выполнения восстановительных упражнений пациентами, у которых есть проблемы с суставами. Еще один амбициозный проект – платформа компании DocCoin, которая планирует соединять пользователя с любым медицинским специалистом по всему миру. При этом медицинские данные пользователя плат- формы будут храниться в зашифрованном облачном хранилище, где их сможет из- учить врач. Оплата будет осуществляться токенами, а транзакции – записываться посредством блокчейна.

Время экспериментов

Экспериментировать с технологиями и бизнес-моделями как раз и позволяет отсутствие конкуренции. Однако именно это же является и сдерживающим фактором для рынка в целом.

«Так как рынок еще практически не сформирован, вряд ли можно сейчас говорить о значительной конкуренции за клиента, в большей степени ощущается конкуренция за инвестора, – отмечает Вадим Юсупов. – Нам очень полезен опыт работы в медицинских проектах с зарубежным заказчиком, в России, к сожалению, у нас пока мало таких практик».

«Сегмент медицинских онлайн-сервисов в России все еще находится в стадии развития. Однако наблюдается положи- тельная динамика: в последние несколько лет стали появляться сервисы, которые позволяют не только записаться на прием к врачу онлайн, но и получить консультацию удаленно. В крупных городах подобная услуга уже успела себя зарекомендовать, при этом наибольшую актуальность она имеет для жителей отдаленных регионов. А вот конкуренция, увы, развитию этого сегмента пока не способствует: она находится на невысоком уровне, а большинство медицинских онлайн-сервисов – прогосударственные, – говорит старший вице-президент по разработке ПО в WaveAccess Александр Азаров. – Коммерческий сегмент очень слабо развит, государство выбирает среди определенного небольшого списка подрядчиков. Инвесторы, бизнес, стартапы пока могут разве что развиваться на поле борьбы за госбюджет».

В МТС в ближайшие годы ожидают стремительного технологического прорыва в области «цифровой медицины». «Что рынок может предложить сегодня? В основном это удаленное консультирование в сочетании с другими удобными сервисами, в том числе облегчающими запись к врачу и взаимодействие пациента с медицинским учреждением. Однако в будущем применение цифровых медицинских технологий расширится вплоть до применения искусственного интеллекта, – объясняют в пресс-службе МТС в СЗФО.

При этом технологии значимы здесь не сами по себе – они идут вслед за потребностями клиентов, в том числе – представителей молодого поколения, у которых свои привычки и запросы, и менять их они не готовы. «Драйвером развития любых цифровых сервисов является то самое поколение Z, которое не признает никакой другой канал коммуникации, кроме как онлайн. И к новой аудитории нужно искать новый подход, – уверен заместитель генерального директора по перспективным направлениям бизнеса компании «КРОК» Максим Андреев. – На мой взгляд, это отличная тенденция, так как развитие медицинских онлайн-сервисов поможет сократить путь «пациент – клиника», а также сделать более доступной медицинскую помощь в отдаленных местностях, где нет ни врача, ни фельдшера».

И себе, и людям

Однако онлайн-медицина – это не только инструмент, повышающий удобство для пользователя-пациента. Весомая доля сервисов может быть ориентирована на врачей – и вот в этом сегменте у нас в стране все пока далеко не благополучно, хотя перспективы здесь не меньше, чем в потребительском сегменте. «Оба направления достаточно перспективны – и каждое из них по-своему. Если говорить о пользе для врачей, то развитие онлайн-сервисов поможет существенно сократить время приема пациентов за счет отсутствия необходимости сбора таких данных, как температура или давление, – все это можно собрать удаленно и передать в онлайн-режиме», – рассказывает Максим Андреев. Обеспечить данный функционал могут, к примеру, медицинские киоски, расположенные в любом лечебном учреждении. Такие киоски помогут быстро проверить состояние пациента (давление, частоту сердцебиения, вес, температуру тела, содержание паров алкоголя) без привлечения врачей, а врачи могут получить доступ к этим данным в режиме онлайн. «В долгосрочной перспективе в России имеют шанс получить распространение и экспертные системы поддержки принятия врачебных решений на основе искусственного интеллекта, – подтверждает Александр Азаров. – Пока в нашей практике подобные проекты реализуются только для западных медицинских организаций. У российских клиник на сегодняшний день нет таких потребностей и бюджетов. Тем временем в ходе оказания медицинских услуг собирается огромное количество бесценных данных, грамотное управление которыми открывает широкие возможности для реализации проектов с применением машинного обучения: становятся доступны возможности предсказать течение каких-либо процессов (например, появления заболеваний), распознавание образов (для облегчения расшифровки результатов сканирования) и другие».

Правда, эксперты-практики говорят о том, что для того, чтобы онлайн-сервисы и для пациентов, и для врачей вышли на новый уровень, нужно сделать много. «Сейчас для корректной интерпретации результатов анализов, их валидации, нам зачастую приходится обращаться к врачам, направившим пациента на исследование для уточнения специфических деталей – препаратов, которые принимает клиент, сопутствующих заболеваний или состояний и т.п. При наличии доступа к такой информации в электронном виде процесс интерпретации результатов значительно сократится, а значит, и скорость выполнения исследований, их точность повысятся. Первое, что необходимо сделать для этого, – объединить данные в единый интероперабельный формат, то есть «понятный» для всех систем, которые используют участники рынка», – рассказывает Юрий Андрейчук.

Эксперты верят, что перспективы у онлайн-медицины большие. «Думаю, через три-пять лет рынок будет консолидирован и приобретет более явные очертания, как с точки зрения ключевых игроков, так и с точки зрения наиболее востребованных и экономически эффективных технологий, тем более что научные исследования в на- шей стране ведутся уже давно», – резюмирует Вадим Юсупов.

 21-03.jpg

«Эксперт Северо-Запад» №6-7 (762)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Время фиксировать ставку

    Ставки по депозитам продолжают стремиться вниз. На них давит и низкая инфляция, и снижающаяся маржа банков. В этой ситуации Альфа-банк предлагает 7% по накопительному счету

    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"


    Реклама