Конец идеологий

Тренды
Москва, 17.05.2007
«Русский репортер» №1 (1)
Партийная демократия утрачивает идейность

Американский социолог Ричард Сеннетт в своей книге «Культура нового капитализма» предложил объяснение европейскому кризису идеологий.

Методы и обычаи, сформировавшиеся и утвердившиеся в экономике, теперь проникли в политическую сферу, считает Сеннет. Он любит приводить в пример автомобили: сделанные одной и той же фирмой Volkswagen дешевая «шкода» и самая дорогая «ауди» технологически почти не отличаются друг от друга. Но если бы при продаже своих машин Volkswagen подчеркивал их идентичность, покупатели выбирали бы только дешевые модели. Многие компании стремятся к тому, чтобы одинаковый, по сути, товар различался лишь имиджем, позиционированием и прочими сугубо маркетинговыми характеристиками. Усвоив стратегии маркетинга, современная демократия столкнулась с мощным вызовом.

Сеннетт считает, что готовность общества к критическому восприятию информации резко снижается, если демократия начинает формироваться по модели потребления: в такой системе координат народ выбирает «товар», а стратегические решения принимаются политиками без его участия.

Ситуацию с выхолащиванием партийных идеологий обсуждают сегодня многие социологи и философы как самую острую проблему западной партийной системы. Россия в эту проблематику входит ускоренными темпами: в 90-е выборы строились на остром идеологическом конфликте между коммунистами и демократами, затем преобладают центристские и имиджевые партии, сейчас происходит попытка на новом уровне построить право-левую двухпартийную систему.

Фото: AFP/EAST NEWS; AP/FOTOLINK (2)

У партнеров

    «Русский репортер»
    №1 (1) 17 мая 2007
    Эстония против памятников
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама