Феномен «народной команды»

Спорт
Москва, 19.07.2007
Почему самый популярный футбольный клуб России переживает длительный кризис?

Имя столичного «Спартака» в нашей стране не может равнодушно произносить ни один любитель футбола. Команду эту либо любят, либо ненавидят. «Спартак» в России — как «Манчестер Юнайтед» в Англии, как «Ювен­тус» в Италии, как «Бавария» в Германии. Это клуб-легенда, клуб-чемпион, клуб, отдельная победа над которым возбуждает конкурентов ничуть не меньше, чем общий успех в целом соревновании. Проиграв чемпионат, но выиграв у «Спартака», каждый тренер может считать, что сезон прошел не зря…

Любая история в «Спартаке», будь то крупный скандал или рядовой переход игрока, становится поводом для массового обсуждения и обрастает множеством слухов. Спорить о том, что в России есть другая команда, сравнимая по популярности с «красно-белыми», попросту бессмысленно — и в прессе им внимания уделяется больше других, и болельщиков у них всегда предостаточно. И какое бы место ни занимала «народная команда», она всегда остается в центре внимания публики.

В последние годы много говорится о кризисе в игре 21-кратных чемпионов страны. Но здесь, пожалуй, можно согласиться с одним из самых знаменитых спартаковцев Александром Мостовым: «Конечно, “Спартак” должен иметь другое лицо. Но что мы можем сделать? Кто управляет, тот и заказывает музыку. Кризис, говорите? А что такое кризис? В мадридском “Реале” кризис на протяжении всего сезона был. И ничего! Чемпионат Испании команда выиграла. И ситуацию в “Спартаке” нельзя назвать кризисом. Вот у тех команд, которые находятся за пределами десятки, кризис. А по поводу “красно-белых” не стоит сгущать краски».

«Спартак» недолго оставался в середине турнирной таблицы национального первенства: два года подряд он занимал второе место, играл в Европе, а футболки с традиционным ромбиком давно уже носят не сомнительного качества легионеры, а вполне квалифицированные игроки. И разве нет проблем у тех же ЦСКА, «Локомотива» или «Зенита»? Или тренеров меняют только в «Спартаке»? Бюджет клуба — один из самых больших в стране, деньги платят своевременно, заложен первый камень собственного стадиона.

  Фото: Даниил Иванов; Сергей Привалов
Фото: Даниил Иванов; Сергей Привалов

Похоже, кризиса действительно нет, но ситуацию в команде никак нельзя назвать блестящей. Разве игра «Спартака» соответствует высоким критериям, выработанным поколениями игроков под руководством Бескова и Романцева, а еще раньше — Гуляева и Симоняна? Почему в других клубах игроки прибавляют в мастерстве, а у «красно-белых» наблюдается обратный процесс? Почему селекция почти сведена на нет, обещания приобрести звезд остаются обещаниями, а ожидания приезда сильных игроков — ожиданиями? Судя по последним событиям, в клубе нет должного взаимопонимания между генеральным и спортивным директорами и главным тренером. А страдают команда и болельщики.

Отступление № 1. Имени свободного раба

Самое первое объяснение феномена спартаковской популярности — само название команды. Легендарный Николай Петрович Старостин в день основания клуба, возможно, сам того не ведая, сделал гениальный по простоте маркетинговый ход: предложил соратникам название книги Раффаэлло Джованьоли, которой тогда зачитывалась вся страна. И на волне массового энтузиазма довоенной советской молодежи имя «Спартак» попало в самую точку.

Но, с другой стороны, имя раба, восставшего против грозного Рима, было в сумеречные 30-е годы прошлого века в определенном смысле фрондерским. Люди всегда, хотя бы подсознательно, тянутся к свободе. Возможно, поэтому они отдавали свои симпатии «Спартаку» — главному футбольному сопернику московского «Динамо», опекаемого шефом чекистов Лаврентием Берией.

Статус вневедомственного клуба тоже подогревал популярность «Спартака». Принадлежность большинства ведущих московских команд была определена со дня их основания. ЦСКА изначально относился к Министерству (в довоенные годы — Наркомату) обороны. Марка «Динамо» принадлежала МВД. За спиной «Локомотива» и «Торпедо» стояли Министерство путей сообщения и крупнейший столичный автозавод имени Сталина, а позднее — Лихачева. «Спартак» же всегда стоял особняком — он не принадлежал ни одной государственной структуре.

  Фото: Даниил Иванов; Сергей Привалов
Фото: Даниил Иванов; Сергей Привалов

А то, что «Спартак» якобы многие годы был профсоюзной командой и содержался на деньги советских тред-юнионов, — не более чем миф. На самом деле профсоюзы никогда не поддерживали спартаковцев материально. До войны команду опекала крепко стоявшая на ногах «Промкооперация» — организация, созданная еще во времена нэпа и занимавшаяся торговлей. А с конца 40-х на долгие годы «красно-белые» оказались под крылом Моссовета.

Заложники собственного успеха

В 1990-е годы, в смутные времена становления нового российского футбола, «Спартак» был единоличным лидером национального первенства, выигрывал чемпионат за чемпионатом, достойно представляя нашу страну в Европе. Сильных конкурентов у него не было: даже «выстрелившие» на один-два сезона «Алания» Валерия Газзаева и ЦСКА Олега Долматова оказались «калифами на час». Но на рубеже веков со «Спартаком» стало происходить что-то странное. Самый титулованный клуб страны стал сдавать позицию за позицией. Вдруг выяснилось, что у колосса глиняные ноги. Организация дел в клубе была крайне запущена, а структуры, которая могла бы поддержать команду на плаву, попросту не оказалось.

Олег Романцев, долгие годы совмещавший посты главного тренера и президента (иногда к этим должностям прибавлялась еще и роль наставника сборной), больше занимался спортивной стороной дела. Менеджмент был поручен людям, не слишком понимающим, что надо делать для развития клуба. И в какой-то момент «Спартак» оказался заложником своего же успеха.

«Романцев за свои девять чемпионских лет по сути дела уничтожил “Спартак”, разрушил те основы, что закладывали в клуб братья Старостины, те традиции, за которые команда любима народом, — считает ветеран команды, футбольный аналитик Александр Бубнов. — Но помимо того, что бывший главный тренер уничтожил  “Спартак” морально, он еще и продал его. И в какой-то момент футбольного  “Спартака” просто не стало. И это при том, что клуб оставил след не только в отечественном, но и в мировом футболе, много лет был лицом футбольной России, приобрел в нашей стране огромное социально-политическое значение».

  Фото: РИА Новости; Итар-Тасс; Сергей Привалов; Epsilon
Фото: РИА Новости; Итар-Тасс; Сергей Привалов; Epsilon

Что ж, действительно, золотые медали шли в руки «красно-белым» без всяких структурных изменений в клубе. Селекционная работа, подготовка резервов и многое другое было отодвинуто на второй план. Блеск «золота» слепил, и в «Спартаке» не заметили, как нарастил мускулы «Локомотив», как на месте аморфного некогда ЦСКА Евгений Гинер в короткий срок создал новый мощный клуб-лидер. К тому же «Спартак» был своего рода авторским проектом — сначала Константина Бескова, потом Романцева. Слишком многое в команде зависело от личности тренера, от его формы. И когда в какой-то момент у Олега Ивановича задрожали руки, некогда сильнейший клуб страны повалился. А хаос в менеджменте и элементарная нехватка средств лишь ускорили падение.

До поры до времени руководству клуба казалось, что ничего страшного не происходит — «лев устал и прилег отдохнуть», «взят разбег перед новым прыжком». Но в 2003 году противоречия между главным тренером Романцевым и президентом клуба Андреем Червиченко выплеснулись наружу. Наставник, когда-то продавший акции «Спартака» молодому бизнесмену, был этим же самым бизнесменом уволен.

С тех пор «Спартак» шатает. Давно уже нет в клубе Червиченко, к управлению пришли представители «ЛУКОЙЛа» во главе с Леонидом Федуном, а «народная команда» до сих пор не вышла на свой прежний уровень. Последнее чемпионство было добыто шесть лет назад. Столь же долго спартаковцы не обыгрывали ЦСКА, своего главного конкурента в постсоветской истории. Последний Кубок России был взят перед самым уходом Романцева — в смутном 2003 году. «Мы стояли слишком гордо, мы платим вдвойне», — пел в одной из своих песен Борис Гребенщиков. Вот так и «Спартак», приучивший своих болельщиков не просто к победам, а к красивым выигрышам в фирменном стиле, никак не может выйти на свой прежний чемпионский уровень, расплачиваясь за ошибки, допущенные из-за «головокружения от успехов».

Отступление № 2. Под крылом братьев Старостиных

Еще одна причина огромной популярности «красно-белых» заключается в силе личности учредителей команды — братьев Старостиных. Без этих людей невозможно представить себе не только «Спартак», но и вообще историю советского и российского футбола. Николай Петрович и Андрей Петрович были талантливыми руководителями и организаторами. Сейчас фигур такого масштаба в нашем футболе, увы, нет. Старостины обладали невероятной эрудицией и громадной внутренней культурой. Они знали и могли прочитать наизусть всего пушкинского «Евгения Онегина» и множество других произведений великой русской литературы. Их всегда заботило, чтобы футболисты развивались не только физически, но и духовно.

  Фото: РИА Новости; Итар-Тасс; Сергей Привалов; Epsilon
Фото: РИА Новости; Итар-Тасс; Сергей Привалов; Epsilon

При этом Николая Петровича отличала еще и хорошая деловая хватка. Когда игроку «Спартака» нужно было «пробить» квартиру или машину, достать дефицитные лекарства, устроить детей в детсад или школу, старший Старостин готов был расшибиться в лепешку, но неизменно добивался своего. Об этом говорят в своих воспоминаниях представители не одного поколения спартаковцев, которым посчастливилось работать с Дедом.

Николай Старостин знал не только классическую русскую литературу, он всегда дружил с цифрами. В начале 90-х японцы привезли спартаковцам первые компьютеры. «Мы хотим, чтобы руководитель клуба посчитал общую стоимость покупки», — с ходу заявили они. Их проводили в кабинет Старостина. Николай Петрович — а ему было уже под девяносто — сидел в черных нарукавниках по локоть, в каких работали еще в начале прошлого века, и занимался бухгалтерией. Увидев японцев, он быстро достал свои старинные деревянные счеты и на глазах у изумленных гостей за считанные секунды подсчитал им общую стоимость. От увиденного у японцев округлились глаза, и они в один голос воскликнули: «Зачем вам компьютеры, когда у вас есть такой человек!»

Братья Старостины обладали громадным авторитетом не только в спортивном мире, но и в обществе. Они были великолепными ораторами — говорили очень образно и точно. К их словам прислушивались, им верили. Андрей Петрович был своим человеком в театральном мире. Не случайно он заразил футболом многих знаменитых актеров, писателей, деятелей культуры. Достаточно вспомнить наиболее известных болельщиков «Спартака»: Лев Кассиль и Юрий Олеша, Михаил Яншин и Рубен Симонов, Олег Ефремов и Михаил Жаров, Армен Джигарханян и Олег Табаков, Александр Калягин, Александр Фатюшин, Никита Высоцкий, Денис Мацуев и многие, многие другие.

В советское время в театральной Москве ходил анекдот, что в труппу МХАТа молодых актеров принимали, исходя из их клубной принадлежности. Болеешь за «Спартак» — добро пожаловать. Нет — от ворот поворот. Болеть за какую-то другую команду считалось у мхатовцев дурным вкусом.

Гонка без лидера

Cо времени ухода из клуба Олега Романцева в «Спартаке» нет явного лидера. При всей противоречивости и спорности своей натуры Романцев, пожалуй, был последним руководителем «красно-белых», которому и игроки, и болельщики верили безоговорочно, как Евгению Гинеру в ЦСКА или Юрию Семину в «Локомотиве».

  Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров
Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров

«Романцев — тот человек, который лучше других может поставить игру команде, — говорит бывший капитан “Спартака” Дмитрий Аленичев. — Я вообще считаю, что он — наи­лучшая кандидатура тренера для сегодняшнего “Спартака” с его нынешним подбором игроков. И когда говорят, что Романцев себя исчерпал, я признаю право специалистов на подобные оценки. Но сам я так не считаю. Что такое 50 с небольшим лет для наставника? Повторюсь, что Романцев, на мой взгляд, — именно тот тренер, который может принести “Спартаку” пользу, потому что он умеет поставить команде игру. Для меня лично существуют только три тренера, которые мне многое дали, — Романцев, Капелло и Моуринью».

Впрочем, нынешнее руководство клуба во главе с Леонидом Федуном, кажется, мыслей Аленичева не разделяет. Штаб «Спартака» не делает глобальных ошибок и точно знает, чего хочет: вновь сделать клуб успешным, развитым, способным побеждать не только дома, но и в Европе. Все это прекрасно. Но вот пути достижения этой цели, похоже, спартаковцами до сих пор не определены. Отсюда и частые перемены курса, выразившиеся в многочисленных тренерских отставках.

Возможно, будь у недавних наставников «Спартака» Невио Скалы, Александра Старкова или Владимира Федотова чуть больше времени на создание команды, у них получилось бы что-то путное. Но «Спартак» не тот клуб, где могут довольст­воваться малым и ждать. Это не «Локомотив», который Юрий Семин, подобно библейскому Моисею, мог «водить» многие годы в поисках первого места. И не ЦСКА, который, прежде чем выиграть Кубок УЕФА, должен был пройти унизительное испытание «Вардаром». «Спартаку» — его руководству, футболистам и болельщикам — нужно все и сразу.

И так уж ли безосновательны были тренерские отставки? Не ставя под сомнение квалификацию Скалы, Старкова и Федотова, заметим, что к моменту своего ухода они уже были «хромыми утками» и их работа была скорее контрпродуктивна.

Именитый Скала «поплыл» после шести проигрышей подряд и бесславного вылета из Кубка России. Александр Старков вряд ли смог бы полноценно трудиться после конфликта с Дмитрием Аленичевым и обструкции со стороны болельщиков. Владимир Федотов не смог подготовить «Спартак» к сезону, и к маю нынешнего года команда откровенно играла по схеме «кто в лес, кто по дрова». Получается, что каждый из трех наставников был просто обречен на увольнение и никто из них не смог реализовать в «Спартаке» свой потенциал.

Отступление № 3. Спартаковские «кружева»

Истинный футбольный гурман испытывает особое наслаждение от красивой игры, и в этом смысле отдельного разговора заслуживает так называемый спартаковский стиль игры. Именно ему «Спартак» во многом обязан своими многочисленными победами. Не секрет, что за победителей болеют гораздо больше, чем за завзятых середнячков. А в нашей стране ни один футбольный клуб не может похвастаться таким количеством чемпионских титулов — 12 союзных и 9 российских.

  Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров
Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров

Заложенный еще в начале 1950-х яркий атакующий стиль стал символом «красно-белых». Конечно, со временем игра команды менялась, но приверженность к комбинационному футболу у настоящих спартаковцев в крови. И как только клуб отступал от этих принципов, начинались неудачи и провалы.

В составе «Спартака» всегда были игроки-личности, по­смотреть на игру которых народ специально ходил на стадионы. Противники их боялись и уважали, а поклонники души в них не чаяли. Символами «Спартака» образца 50-х были прежде всего Игорь Нетто, Сергей Сальников и Никита Симонян. В 60-е блистали Галимзян Хусаинов и Геннадий Логофет, затем пришло поколение Евгения Ловчева и Виктора Папаева, наконец, на рубеже веков команду Федора Черенкова, Юрия Гаврилова и Рината Дасаева сменили Илья Цымбаларь, Андрей Тихонов, Дмитрий Аленичев. И сейчас у спартаковских болельщиков, в отличие от их главных оппонентов, есть игрок, которого они смело могут назвать «наше все», — Егор Титов, человек, который с семи лет носит на груди спартаковский ромбик.

Что же такое фирменный спартаковский стиль? Это преж­де всего тонкое владение мячом и осмысленные розыгрыши, основанные на коротком и среднем пасе. Тренеров «Спартака» специалисты частенько ругали за примитивные занятия с использованием традиционных для «красно-белых» игровых «квадратов», в которых футболистам легче всего было тренировать их знаменитые многоходовые комбинации и «стеночки» (когда пас от атакующего игрока идет вперед на партнера, а тот, разворачиваясь, возвращает мяч пасующему, отсекая таким образом одного или даже нескольких соперников). Но эти приемы были и остаются весьма эффективными на поле. Можно вспомнить, что так часто играли, например, чемпионы мира итальянцы, когда год назад выигрывали первенство планеты на стадионах Германии.

При этом не стоит забывать, что в «Спартаке» всегда были игроки, способные сильно и точно ударить по воротам, сделать дальнюю нацеленную передачу, вынести мяч из зоны атаки соперника… Но все же эстеты от футбола всегда предпочитали простоте английского стиля игры филигранную вязь комбинаций.

В этом смысле особенно характерным выглядит пример Федора Черенкова. Пик карьеры ведущего полузащитника «Спартака» пришелся на те времена, когда на международной арене Советский Союз чаще представляли киевское «Динамо» и сборная, возглавляемые Валерием Лобановским. Этот великий тренер исповедовал прежде всего рациональный футбол, где во главу угла всегда ставился результат. Умения и таланты отдельных звезд приносились в жертву командной стратегии и тактике. «Почему Лобановский так относился к Черенкову? — рассуждает Геннадий Морозов, партнер Федора по знаменитой спартаковской команде. — У Лобановского была своя концепция игры: он подбирал тех футболистов, которые ему нужны для осуществления его стратегических замыслов, и многие ему просто не подходили. А Федор действительно был на поле непредсказуем. Он все умел, отлично понимал игру, обладал очень хорошим видением поля и фантастическим пасом…»

  Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров
Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров

Тем не менее Черенкову в национальной сборной под руководством киевского специалиста места почти никогда не находилось. А народ буквально валом валил на матчи с участием Федора и его партнеров, которые чаще других команд устраивали на поле настоящие футбольные спектакли и, даже проигрывая, частенько удостаивались аплодисментов за красоту футбола.

Ни игры, ни селекции

На кого сегодня ходят спартаковские фанаты? Пожалуй, лишь на Егора Титова, который при этом отнюдь не показывает великолепной игры, а лишь остается негласным символом команды, некогда побеждавшей всех и вся. А все оттого, что в «Спартаке» так и не налажена грамотная кадровая политика. Но, как бы ни был талантлив тренер, если у него под рукой не будет качественного «материала» в лице талантливых игроков, все его усилия будут тщетными. Ставка на собственные резервы весьма похвальна, но, как показывает мировая практика, клубы, ориентирующиеся лишь на выпускников своих футбольных школ, ничего серьезного не добиваются. Напротив, они являются поставщиками кадров в другие, куда более успешные команды. Лавры же достаются тем, кто проводит грамотную селекцию.

Кадровая политика «Спартака» при президенте Червиченко была похожа на какой-то водевиль. В межсезонье в команду завозили целые группы игроков из Африки, Бразилии, бывшей Югославии, чье мастерство вызывало большие сомнения. Все эти Селкичи, Фло и Баги рекламировались как звезды мирового уровня, но стоило им выйти на поле, как все становилось ясно… При этом сам бывший владелец «Спартака» себя виновником многочисленных бед клуба явно не считал. «Я не перестаю удивляться, как болельщики любят про мою работу рассуждать: ах, много потратил, ах, того не купил! Ну, блин, ребята... Ну искренне удивляюсь! За билет лишние сто рублей не отдадут — и тут же кроют последними словами за то, что я еще пару миллионов не отдал. Просто слов нет, — возмущался он. — Принесите деньги в клуб, раз вы такие умные! Иные у меня все о совести выспрашивают. Так и хочется сказать: вы в своей-то совести поковыряйтесь, вспомните — хомячков не душили в детстве? Вот так посмотришь — ну почти все из рая, все в белом, а я один — губитель “Спартака”».

Но стоило спартаковским рекрутерам выйти на след стоящего игрока — Ярошика, Олича или Гусева, — как тот непременно оказывался в рядах главных конкурентов из ЦСКА. Президент армейцев Гинер регулярно переигрывал своего спартаковского коллегу. И финансовые возможности у ЦСКА были выше, да и переговорщики в штабе «красно-синих» были куда более умелыми. Конечно, и у «Спартака» случались отдельные удачи — Павлюченко, Ковалевски, отчасти Пьянович, — но исключения лишь подтверждали правило.

Смена власти в «Спартаке» не замедлила сказаться на кадровой политике. Генеральный директор Юрий Первак сразу засучил рукава: летом 2004 года презентации новичков «народной команде» шли одна за одной. В ряды «красно-белых» влились серб Неманья Видич, защитник сборной Чехии Мартин Иранек, олимпийский чемпион Афин аргентинец Клементе Родригес, его земляк форвард Фернандо Кавенаги, лучший футболист Молдавии Сергей Ковальчук, нападающий молодежной сборной России Никита Баженов. «Ковровая» селекция производилась под нового наставника Александра Старкова. Рано или поздно сильные мастера должны были составить сильную команду.

  Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров
Фото: Сергей Привалов ; Александр Федоров

Но уже к зиме 2005 года кадровая активность «Спартака» заметно спала. Команду пополнили лишь полузащитник «Рубина» Денис Бояринцев и вратарь «Алании» Дмитрий Хомич. Да «на флажке» были куплены чех Радослав Ковач и австриец Эманюэль Погатец, который через полгода ушел в «Мидлсбро». А затем на пост гендиректора заступил Сергей Шавло, в прошлом полузащитник «красно-белых», и массовых закупок для «Спартака» вообще не стало. До конца года в команду пришли лишь Владимир Быстров и бразилец Моцарт. Так селекция стала «точечной». Зимой 2006 года в команде появились только два новичка — голландец Квинси Овусу-Абейе и австриец Мартин Штранцль. А в летнюю трансферную кампанию был куплен один защитник «Сатурна» Жедер. Нынешней зимой необходимость усиления состава стала более чем очевидной (из команды ушли Кавенаги, Родригес и Пьянович) — в составе возникло сразу несколько слабых мест. Но все разговоры о покупках так и остались разговорами. И тренеру Владимиру Федотову оставалось довольствоваться тем, что осталось. Ставка же на собственную молодежь оправдала себя лишь частично.

Появление на капитанском мостике «Спартака» Станислава Черчесова, человека, который отдал этой команде лучшие годы своей карьеры, может помочь руководству клуба решить сразу несколько проблем. То, что у Стаса почти непререкаемый авторитет среди игроков, — это факт. Как и то, что его личность хорошо известна и по достоинству оценена спартаковской торсидой. Похоже, что и руководство команды полностью ему доверяет. «Назначение Стаса могло состояться еще в прошлом году, — говорил сразу после отставки Федотова президент “Спартака” Федун. — Но тогда Черчесов посчитал, что не готов возглавить команду. Сейчас ему легче: он год в клубе, в курсе всех дел. У Стаса сегодня абсолютный карт-бланш. Он вправе самостоятельно определить состав своих помощников и подобрать игроков. Это целиком его прерогатива».

Кажется, Черчесов вместе с другим бывшим спартаковцем Сергеем Шавло, нынешним генеральным директором «Спартака», вправе претендовать на роль сильного лидера сродни Олегу Романцеву. Это подтверждает и Леонид Федун: «Шавло работает нормально. Именно такой работы я от него и ждал — спокойной, без истерик и всхлипов, по-западному методически правильной. В “Спартаке” вообще-то уже был один яркий персонаж — Червиченко. Думаю, настало время проявить себя более взвешенным фигурам. За гендиректора вообще должны говорить не его речи, а результаты. То, что команда стала играть на стабильно высоком уровне, — заслуга Шавло. Он сумел стабилизировать систему управления. И это главное. С ним работают нормальные финансисты, нормальные селекционеры. А он ими управляет. Есть функции, которые Шавло выполняет весьма профессионально. И растет вместе с командой. Звезды со всеми ее завихрениями мне в клубе не надо. Звездой может быть только один человек — главный тренер. Пусть “звездит” сколько хочет, остальные должны ему помогать».

Что ж, тренеру и гендиректору предстоит много работы. Кадровых проблем в «Спартаке» немало, и если их не решить, то борьба за «золото» и в национальном чемпионате, и в Лиге чемпионов будет крайне сложной. В этой ситуации многое зависит от первых лиц. Смогут Черчесов и Шавло проявить жесткость, убедят руководство в необходимости покупки нужных для тренерской концепции игроков — можно ждать качественного прорыва «красно-белых». Если же селекционная работа новой команды снова окажется иллюзорной, то чемпионства любимой команды болельщикам придется ждать еще долго.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №9 (9) 19 июля 2007
    Гарри Поттер
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Реклама