О смерти и жизни занимательно

Культура
Москва, 19.07.2007
«Русский репортер» №9 (9)
Дух смерти витает над Венецианской биеннале, и толь­ко русский павильон не сдается

52-я Венецианская биеннале вызывает у критиков массу нареканий. Главным объектом претензий является ее куратор — американец Роберт Сторр. Его упрекают в излишней простоте, в музейном подходе, в лоббировании американских художников и нагнетании истеричной атмосферы. «Биеннале — глубоко эмоциональная, нарочито социально направленная. Во всем ощущается американский дух, воинственный и провокационный», — пишет итальянская газета La Repubblica.

Начавшись с небольшой международной выставки в 1893 году, за 100 с лишним лет биеннале превратилась в одно из знаковых событий в современном искусстве, раз в два года определяя самые важные тенденции, касающиеся как тем, так и самого художественного языка.

Самой значительной частью биеннале являются художественные проекты, представленные в на­циональных павильонах и участвующие в общем кураторском проекте, занимающем огромное здание Арсенала. На этот раз он называется «Думай с чувством, чувствуй с умом», что в переводе с кураторского языка означает попытку вернуть современному искусству эмоциональность. Участвующие в нем художники размышляют о смерти, заставляя зрителей чувствовать ее буквально всеми доступными способами, и прежде всего — играя в смерть. Можно полюбоваться мультяшными скелетами Тома и Джерри в корейском павильоне или вполне гламурными вышивками Анжело Филомено — сценами из жизни философствующего скелета. Это раздел «О смерти занимательно».

Большинство работ просты, безыскусны и выглядят документальными. Проста и незамысловата идея проекта китайского художника Ян Чжень-Чжона — на 16 экранах люди различных национальностей и профессий на разных языках говорят всего одну фразу: «Я умру». Некоторые персонажи роликов китайского художника даже не в состоянии произнести это на первый взгляд простое предложение, другие начинают смеясь, а заканчивают в глубокой задумчивости. Очень непросто, оказывается, думать о своей собственной смерти.

Художники, которых собрал в Арсенале американский куратор Роберт Сторр, не оставили без внимания ни одного крупного военного конфликта ХХ века. Открывает экспозицию вселяющий надежду проект Луки Буволи «Прекрасное послезавтра». Далее полсотни авторов на разные лады доказывают, что наше вчера и сегодня — сплошной кошмар. Венчает же все гениальный в своей утопичности проект Ильи Кабакова «Манас» — про мифическую и рукотворную Шамбалу. Совсем непохожи на работы западных и восточных коллег проекты российских художников Дмитрия Гутова и Андрея Монастырского. Вcе вокруг — про отношения человека с миром, с природой, друг с другом, а эти замкнуты на себе, на своем внутреннем мире и его изменениях.

Те же проблемы поднимают и другие наши художники, выставившие в российском павильоне медийные аттракционы под общим заголовком «Я надеюсь». Компьютерное кино группы АЕС+F повествует о трагических буднях подростков на военной базе в пустыне — зрелище красивое и завораживающее. Проект Юлии Мильнер click I hope похож на электронное табло в магазине, оповещающее входящего о том, что он 34567-й посетитель этого заведения. Только вместо потенциальных покупателей он подсчитывает «надеющихся», выбравших надпись на своем родном языке. Самый дорогостоящий проект российского павильона — «Душ» Александра Пономарева и Арсения Мещерякова — вызвал больше всего эмоций у посетителей. На фоне медийной инсталляции фотографировались подростки, остальные с воодушевлением крутили ручки регулировки горячей и холодной воды, которые на самом деле переключали каналы в многочисленных телевизорах, которыми «остеклили» душевую кабину: сотни телеэкранов показывали все на свете — от порнографии до мыльных опер. А вот «Поле одиноких сердец» — горящие сердца с надписью I love you Андрея Бартенева — проект не новый: нечто подобное художник демонстрировал на одной из ярмарок «Арт Москва» лет пять назад. Подобные медийные развлечения два года назад занимали и венецианскую публику. Впрочем, кураторы постоянно подчеркивают, что «актуальное» не всегда означает «новое». И хотя специалисты морщат нос — мол, опять отстали, — проекты российского павильона и сегодня интересны посетителям.

Фото: Архив пресс-службы ; Gamma, AFP/East News

У партнеров

    «Русский репортер»
    №9 (9) 19 июля 2007
    Гарри Поттер
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Реклама