Заштампованный бренд

Культура
Москва, 19.07.2007
«Русский репортер» №9 (9)
«Хроника» — ретроспективная выставка Олега Кулика — объединяет видеосъемку перформансов, фотографии, инсталляции и скульптуры, созданные им с 1987 по 2007 год. Пожалуй, «реальный бренд» — это самое точное название для арт-продукции, выпускаемой Куликом

Окна в Центральном доме художника занавешены, пол и стены покрыты черной тканью. Все поверхности обтянуты непрозрачным целлофаном. Это неуютное, угрюмое и стерильное пространство, в котором нечего разглядывать и изучать. Выставленные объекты кажутся здесь случайными и лишними. 

«Спасение животной природы человека, репрессированной культурой» (так формулирует Кулик свою художественную миссию) разворачивается как-то вяло. Бренд нуждается в контексте, а вне его шутки кажутся несмешными, ерничество — чрезмерным, приглашение зрителя к коммуникации — искусственным и неуместным. Тотальная инсталляция распадается на истерический лай, мычание и вкрадчивый голос самого Кулика, бессмысленно и нескончаемо проповедующего что-то карпам или торговцам мясом (перформансы «Миссионер» и «Новая проповедь»).

Всю жизнь Кулик специализируется на «животной» теме. Его ранние перформансы, в которых он изображал собаку, известны далеко за пределами узкого круга поклонников современного искусства. С тех пор для демонстрации несводимости человека к достижениям цивилизации, преступности антропоцентризма и сомнительности любой коммуникации Кулик пользовался разными способами, в том числе и медийными. Получалось забавно, но не увлекательно и не страшно. Кроме того, Кулик никогда не забывает оставлять в своих работах непременные следы «русскости»: в произведениях, ориентированных на западный рынок, легкий национальный колорит включен в прейскурант. Так возникают подвешенная к потолку фигура Гагарина в скафандре, покрытая куриным пометом скульптура Льва Толстого и серия фотографий «Русское». Штампами о России Кулик пользуется совершенно сознательно, но никаких изменений эти общие места не претерпевают, появляясь в произведениях художника в том первозданном виде, в каком они существуют в коллективном сознании.

Помимо узнаваемости страны изготовления, отличительной особенностью «реального бренда» является четко регламентированный состав. У Кулика это ограниченное количество тем, предельно широкие и поэтому теряющие всякий смысл метафоры, элемент интерактивности и провокации, а также игривая радикальность любви к животным. Все это, с одной стороны, мгновенно и без труда опознается, а с другой — придает творчеству ту дозу легкомысленности и универсальности, которая позволяет встраиваться в любые предлагаемые современной культурой контексты. Только вот монолог самого художника получается слишком уж предсказуемым.

Фото: РИА Новости; Итар-Тасс

У партнеров

    «Русский репортер»
    №9 (9) 19 июля 2007
    Гарри Поттер
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Реклама