Обнаружен белок, управляющий ростом ампутированных конечностей

Тренды
Москва, 15.11.2007
«Русский репортер» №24 (24)

Ученые из Лондонского университета выявили белок, играющий ключевую роль в загадочном механизме регенерации. Отчет об их исследовании напечатан в последнем номере журнала Science.

Еще в 1823 году английский врач Твиди Джон Тодд обнаружил, что для восстановления отрезанной лапки у тритона необходимо присутствие живого нерва. На месте ампутации сначала образуется так называемая бластема — «холмик» из стволовых клеток, из которого, если все пойдет нормально, постепенно вырастет новая нога. Был известен и специальный белок, Prod 1, — один из молекулярных регуляторов развития конечности.

Заслуга британских биологов в том, что они сделали простое предположение: если известно, что Prod 1 — рецептор, значит, должен существовать и лиганд — вещество, которое связывается с этим рецептором. Именно наличие такого лиганда позволило бы клеткам бластемы принимать некий руководящий сигнал извне и послушно развиваться в новую ножку. Оставалось его найти. Загадочным лигандом оказался белок nAG — один из тех, которые клетки выделяют во внешнюю среду. Семейство белков AG вообще изучено довольно мало. Известно, например, что некоторые из них активно синтезируются в раковых опухолях у человека и грызунов.

№24 (24) 15 ноября 2007