Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Шок по-питерски

, 2008

Поражающая воображение экспозиция открывается 1 марта в Петербурге. Жители города и туристы увидят самые жуткие эпизоды дореволюционной истории России: убийство Павла I, страшную смерть княжны Таракановой, гибель Петра Ильича Чайковского и сожжение Распутина. Там же желающие перенесутся в Петербург Достоевского и посмотрят на то, как именно Раскольников рубил старух. Ничего подобного в России еще никогда не было

Родные ужасы

Гигантская пещера ужасов в развлекательном комплексе, расположенном в центре Петербурга, строится уже полтора года.

— У нас все по-настоящему, — уверяет арт-директор проекта «Невский ужас» Михаил Александер. — Стены тюремных коридоров выложены из кирпичей позапрошлого века. Мостовая тоже настоящая, эти камни с Большой Монетной улицы. Сюжеты, само собой, тоже питерские.

По словам создателей необычной экспозиции, ее идею они позаимствовали из опыта европейских столиц. Яркие аттракционы, героями которых являются Джек-потрошитель и граф Дракула, действительно есть и в Лондоне, и в Париже.

— Вот мы и подумали: чем Петербург хуже? — рассказывает Михаил Александер. — Сразу была идея воссоздавать именно питерские сюжеты, чтобы наша родная, абсолютно ужасная питерская история стала ближе к народу. Это не мос­ковские ужасы, которых еще больше — Москва-то более древний город, — не общероссийские, а именно наши, петербургские.

Палачей сыграют профессионалы

Воссоздание местных ужасов идет с размахом. Такого в России и в самом деле еще не было: на площади 1300 м2 уже появились тюрьма, зеркальный лабиринт, из которого невозможно выйти без проводника, котельная с гигантской топкой и зал Александринского театра. В программе, которую планируется тут показывать, будут задействованы механические аниматронные фигуры, трехмерные видеопроекции и живые актеры.

— Палачей и тюремщиков будут играть профессионалы, — говорит режиссер «Невского ужаса» Егор Чернышев. — Безработных актеров в Питере много, люди соглашались сразу же. И роли интересные, и работа постоянная. Многих привлек и свободный график: новая работа не помешает ни съемкам, ни репетициям.

Демонстрация ужасов Северной столицы России начинается с воскового лодочника, который плывет к посетителям. Потом, прямо с невской набережной, они попадают в старинный лифт: согласно замыслу создателей аттракциона, он переносит людей XXI столетия во времена Екатерины Великой. После небольшой встряски в ретролифте любители ужасов оказываются в длинном тюремном коридоре. Объемные изображения тюремщиков в нем появляются в самых неожиданных мес­тах и так же неожиданно исчезают, растворяясь в воздухе.

Композитор умирает на сцене

Первой, кого увидят посетители пещерных застенков, окажется полуголая княжна Тараканова.

— В этом зале мы демонстрируем гибель этой несчастной женщины во время наводнения, затопившего казематы Петропавловской крепости, — азартно рассказывает Михаил Александер. — Тараканова пытается спастись от наступающей воды, забравшись на кровать. Прямо по ней при этом будут бегать огромные крысы.

В следующих залах гостей поджидают дух императора Павла I и историческая реконструкция смерти Петра Ильича Чайковского. По версии создателей экспозиции великий композитор умирает прямо на сцене Александ­ринского театра. Восковой Чайковский несколько минут играет на рояле Шестую («Патетическую») симфонию, а затем под шумные аплодисменты с грохотом падает на пол.

— Подбор персонажей неслучаен, — уверяет Михаил. — Всех людей, представленных

в экспозиции, объединяет ужас насильственной смерти. Послереволюционные сюжеты мы не брали принципиально, хотя и там ужасов хватает. Взять хотя бы 1937 год или блокаду. Но воспоминания о них еще слишком живые, а события 200- или 300-летней давности воспринимаются как исторический анекдот. Кроме реальных персонажей мы взяли и литературных героев, имеющих прямое отношение к Петербургу, — пушкинского Германна, героев гоголевской «Шинели» и, конечно, Раскольникова.

По шинели бродит Нос

Зал, иллюстрирующий бессмертное произведение Достоевского, и в самом деле является гвоздем новой программы. Творческая группа «Нев­ского ужаса» весьма натуралистично запечатлела Родиона Раскольникова над телом процентщицы, бьющейся в предсмертных конвульсиях. Кровавые брызги будут лететь в разные стороны. С места этой бойни посетители попадают в рукава гоголевской шинели. Именно в них живут обитатели мрачного и бездушного Петербурга позапрошлого века. Мимо огромных пуговиц будут разгуливать майор Ковалев и мужчина, обнаруживший потерянный нос в буханке черного хлеба. Здесь же появится и сам Нос, наряженный в парадный мундир.

Напоследок тем, кому не хватило разруб­лен­ной старушки и умирающего Чайковского, продемонстрируют Распутина, горящего в гигантской печи.

— Как известно, труп «святого черта» был выкопан из могилы после Февральской революции, — рассказывает Михаил Александер. — В обстановке строгой секретности его перевезли в Петроград и тайно сожгли в печах Политехнического института. Облик его котельной начала прошлого века мы и попытались воссоз­дать при помощи историков. Печка получилась просто замечательная. В самый неожиданный момент Распутин будет вставать в горящем гробу и креститься.

Язычок на память

Создатели пещеры ужасов рассчитывают на невероятный наплыв посетителей — как коренных петербуржцев, так и приезжих — и уверены, что новая экспозиция войдет сразу в несколько популярных туристических маршрутов. Специально для туристов уже разработаны «типично питерские» сувениры — отрезанные руки и ноги, а также вырванные языки, которые предлагается носить на шее. Дизайнерская группа «Невского ужаса» преобразила и здания, являющиеся символами Северной Пальмиры: эмблемой экспозиции стали Исаакиевский собор, оскалившийся жуткой пастью, и Ростральная колонна с вампирскими клыками.

— К сожалению — или к счастью, далеко не все приезжают в город на Неве для того, чтобы посетить Эрмитаж или Русский музей, — рассуждает Михаил Александер. — Мы предлагаем посмотреть не только парадный Петербург, но и его изнанку, причем совершенно настоящую, а не выдуманную.

Пускать в пещеру ужасов, что вполне естественно, будут далеко не всех. Доступ туда закрыт для детей, не достигших 14 лет. Не рекомендован просмотр выставки и лицам с не­устойчивой психикой, а также беременным женщинам.

— Мы готовы ко всему, — уверяет Михаил Александер. — Наша компания на полгода заключила договор со станцией скорой помощи. Автомобиль с бригадой медиков будет постоянно находиться у дверей пещеры. Так что, если кому-то из посетителей вдруг станет плохо, помощь ему окажут квалифицированные специалисты.

Наслаждение от испуга

Необычный проект уже сейчас вызывает массу споров среди горожан. У него, что вполне понятно, есть противники.

— Лично мне идея создания подобной экспозиции кажется глупой, — говорит психолог Лев Щеглов. — «Кошмарные» эпизоды вырываются из исторического контекста. Точно так же, к примеру, можно устроить выставку муляжей под названием «Левые ноги известных петербурженок» и демонстрировать куски пластика, подписанные «Нога Екатерины Великой», «Нога княжны Таракановой» или «Нога Александры Коллонтай». Создатели подобных выставок эксплуатируют примитивные человеческие чувства. Главным образом — инфантильное наслаждение от испуга. Незрелая личность и в самом деле испытывает некоторое удовольствие от испуга в искусственно созданной ситуации. Основную часть посетителей пещеры ужасов составят именно такие люди. Скорая помощь у входа в этот балаган — элементарный пиар-ход. Куда больше она нужна на американских горках. В рамках рекламной кампании следовало бы пригласить пожарных и — так, на всякий случай — ОМОН. Невероятное количество народа явилось бы только для того, чтобы посмотреть на этот карнавал безумия.

Специально для туристов уже разработаны «типично питерские» сувениры — отрезанные руки и ноги, а также вырванные языки, которые предлагается носить на шее

Как бы то ни было, с 1 марта увидеть «Невский ужас» смогут все желающие. Выстроятся ли горожане и туристы в очередь, чтобы посмотреть на горы трупов и море крови, покажет ближайшее будущее. К примеру, с весны до осени прошлого года, посетители Петропавловской крепости рвались вовсе не к могилам самодержцев в соборе Петра и Павла, а на выставку орудий пыток инквизиции, проходившую в соседнем здании. Так что не исключено, что пещера ужасов действительно прославит Петербург на весь мир.

№6 (36)



    Реклама



    Реклама