По ту сторону добра и зла

Сцена
Москва, 17.04.2008
«Русский репортер» №14 (44)

Французский экономист XVIII века Бернард Мандевиль однажды заметил, что общество революционно обновляется благодаря не столько добродетелям, сколько своим порокам. Замечание циничное, но в нем угадывается правда современной жизни, когда кумирами масс стали звезды поп-культуры и политики.

Звезды прибавили нашему миру двусмысленности, в том числе этической. Рок-музыкант Джон Бон Джови многим запомнился благодаря публичному поеданию живой мыши. Голливудскую диву Джулию Робертс за ее сексуальное подвижничество прозвали «горячие трусики». Подкаблучник Анджелины Джоли Брэд Питт заставляет нас простить многим мужчинам их женственность. С неуправляемым норовом актрисы Скарлетт Йоханссон не мог справиться ни один импресарио (эта роль оказалась под силу только ее маме): Скарлетт, не опасаясь пересудов, охотно делится с публикой рассказами о своих эротических приключениях — то в лифте, то в автомобиле — с другими звездами и богачами. С неменьшим интересом публика наблюдает за звездами политическими, смакуя то приключения Билла Клинтона, то нарочито публичный развод и женитьбу французского президента Николя Саркози. Звезда стала снарядом — она должна поразить зрителя наповал.

Но откровения знаменитостей исподволь меняют наш мир. Иногда именно их аморальность придает культуре динамику. Саркози, дитя сексуальной революции 70-х, расширил понимание допустимого в большой политике: растиражированные СМИ фотографии его обнаженной жены Карлы Бруни не бросают тень на него, как политика, а тем более на его любовь. Проказы героев масскульта незаметно меняют наше отношение к экстравагантному поведению в принципе. Мы становимся более терпимыми к самым разным человеческим грехам. Этика теряет назидательность и превращается в эстетику. Такова непростая диалектика жизни.

Культурная революция в России совпала с концом советского официоза. Эмансипированные герои вытеснили обязательных для всех кумиров. Абсолютный, свирепый, иерархический и стерильный порядок символов сменился эпохой попсы. В культе звезд мы обнаружили обратную сторону массовой демократии.

Политическое ток-шоу Владимира Соловьева «К барьеру!» — эталон новейшего стиля, обращающего любую проблему в игру вопросов и ответов. Приглашенная звезда, чаще всего политическая, постоянно тестируется и проверяется в словесной дуэли. Соловьевская передача похожа на непрерывный референдум, изничтожающий все политические и культурные каноны. Проблема предстает игрой вопросов и ответов. Но — внимание! — передача тестирует не только «дуэлянтов», а еще и всех нас. И все с помощью той же сети вопросов и ответов.

Демократическая состязательность поп-звезд повсеместна в современной культуре. Формой всенародного референдума становятся разнообразные рейтинги — красивейших, богатейших, умнейших, самых удачливых и прочих выдающихся. Но этот бесконечный референдум, навязывающий нам общий вкус, имеет и другую сторону: он одновременно является ультиматумом. Монтаж и формат телепрограмм формируют странную пластическую реальность — «общественное мнение». А знание нами звезд — спортивных, кинематографических, политических — удостоверяет тот факт, что мы интегрированы в общество. Мы, зрители, вживаемся в эту реальность только через телевизор, интернет или таблоид.

Все это вовсе не значит, что мы оказались в замкнутом кругу порока и греха. Просто демократия и поп-культура требуют от нас зрелости. Несовершенства звезд — это наши человеческие несовершенства, которые нельзя победить, например, путем законодательных запретов. А если кто-то хочет бороться с символами, то побеждать их надо другими символами.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №14 (44) 17 апреля 2008
    Звезды
    Содержание:
    От редактора
    Вехи
    Портфолио
    Среда обитания
    Путешествие
    Фотография
    Фотополигон
    Реклама