Где потерялась половина космоса

Тренды
Москва, 15.05.2008
«Русский репортер» №18 (48)

Вещество в космосе — большая редкость. Даже те 4% Вселенной, которые остаются за вычетом темной материи и энергии, учтены примерно наполовину. Остальное дает о себе знать лишь косвенными признаками, но прячется от прямых наблюдений. Куда именно — выяснили нидерландские астрономы во главе с Норбертом Вернером, чья работа вышла в Astronomy & Astrophysics.

Вернер с соавторами обнаружил шлейф «потерянного» межзвездного газа длиной в 50 млн световых лет, соединяющий две галактики, Abel 222 и Abel 223. Обычно такой газ подсвечивают звезды. Этот от перегрева неожиданно стал черным: атомы газа, будучи сильно возбуждены, перестали поглощать и рассеивать звездный свет.

Открытие стало возможным только потому, что орбитальный телескоп XMM-Newton сумел поймать их собственный сигнал — слабые рентгеновские лучи. «Черный газ» плотнее и горячее обычного межзвездного и, похоже, связывает не только две конкретные галактики. Не исключено, что «усушку и утруску» видимого космоса удастся списать как раз на него.

№18 (48) 15 мая 2008