Долететь до Манчестера

Спорт
Москва, 15.05.2008
«Русский репортер» №18 (48)
Для поклонников московских «Спартака», «Локомотива» и ЦСКА продолжительные еврокубковые сезоны давно уже не в новинку. Участие в Лиге чемпионов и марафонском розыгрыше Кубка УЕФА помогло этим клубам отладить схему выезда своих болельщиков на футбольные матчи за границей. А вот «Зенит» и его фанаты столкнулись с этим впервые

Когда в декабре 2006 года бывший президент питерского клуба Сергей Фурсенко объявил, что целью команды является завоевание трех международных титулов за десять лет, город на Неве разразился дружным хохотом. Однако «Зенит» доказал, что в состоянии сделать сказку былью. Другое дело, что прогресс команды оказался настолько быстрым, что за ним с трудом поспевает менеджмент клуба. Едва ли не каждый новый успех на футбольном поле порождает массу проблем.

По ходу евросезона возникали самые разные неурядицы. Поездка фанатов в Грецию на матч с местной «Ларисой» закончилась двухдневным заточением многочисленной группы болельщиков в аэропорту города Волос. Поведение некоторых россиян, находившихся в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, привело к тому, что греческий экипаж самолета отказался везти их в Петербург. Руководству «Зенита» пришлось срочно вмешаться в конфликт и отправить в Волос другой экипаж. Затем по вине турфирмы — партнера «Зенита» полтора десятка журналистов вовремя не получили визы в Англию и не смогли попасть в Ливерпуль на матч с «Эвертоном». В феврале трое фанатов команды оказались в испанской тюрьме после стычки с полицией на трибунах стадиона в Вильярреале. А в день первой полуфинальной встречи с мюнхенской «Баварией» вообще разразился скандал: более 100 болельщиков и представителей СМИ не вылетели в Германию, потому что им не предоставили обещанный самолет. В клубе было проведено служебное расследование — виновными были признаны турфирма «Арт-Тревел», организовывавшая поездку, и PR-директор «Зенита» Алексей Блинов. 1 мая на официальном сайте клуба появилось сообщение, гласившее: «По результатам расследования PR-директору клуба Блинову А. В., ответственному за работу с болельщиками, был объявлен выговор, а сотрудничество клуба с компанией “Арт-Тревел” решено приостановить».

Трудности перелета

С тех пор как питерский клуб начал регулярно выступать в  европейских турнирах, Клуб болельщиков «Зенита» (КБЗ) взял на себя организацию зарубежных выездов «группы поддержки». На большинство матчей он отправлял по одному чартерному рейсу. При этом традиционная схема выглядела следующим образом: сперва КБЗ собирал заявки от всех, кто собирался побывать на игре любимой команды, а затем бронировал самолет и гостиницы.

— Но в нынешнем розыгрыше Кубка УЕФА мы вынуждены были еще до завершения одной стадии турнира планировать выезд на следующую, — рассказал корреспонденту «РР» президент Клуба болельщиков Сергей Подгайный. — «Зенит» еще не обыграл в 1/16 финала «Вильярреал», а мы уже договаривались с авиаперевозчиком о выделении самолета в Марсель. Конечно, рисковали, но иначе ничего бы не получилось. Только со стороны может показаться, что организовать вылет чартера легко. На самом деле есть масса нюансов, каждый из которых способен привести к отмене рейса. Например, борт должен обладать лицензией на международные перелеты, но далеко не каждый самолет имеет подобное разрешение. А те, что имеют, могут быть заняты на других направлениях.

По этой причине, кстати, Клуб болельщиков не смог централизованно отправить людей в Словакию, где в августе 2007 года в городке Злате-Моравце «Зенит» начал свой поход к финальному матчу Кубка УЕФА. В разгар туристического сезона не удалось найти свободный самолет для питерских болельщиков.

Сложность иного характера возникла при организации выезда на игру с упомянутым «Вильярреалом». Понимая, что желающих побывать в Испании по-настоящему много, авиаперевозчик значительно поднял цены на чартер, рассчитывая, что футбольные фанаты полетят в любом случае. В результате многие приняли решение добираться на матч самостоятельно. И перед следующей встречей — с «Марселем» — билеты уже продавались по прежним ценам.

— Если не получается отправить чартер, мы стараемся организовать перелет рейсовыми самолетами. А еще бронируем гостиницы и приобретаем билеты на матч, — говорит Подгайный.

Проблема в том, что обществ вроде КБЗ в Питере практически нет. Фанатское объединение «Невский фронт» тоже занимается организацией заграничных турне для болельщиков, но никак не массовыми, многотысячными выездами. Поэтому когда настало время финального матча, ситуация окончательно вышла из-под контроля.

«Мы можем продать лишь билет на самолет»

На финальный поединок с «Рейнджерс», который состоялся на стадионе «Сити оф Манчестер», УЕФА выделил для болельщиков «Зенита» порядка 7 тыс. мест. Билеты привезли в Петербург и начали продавать как в кассах стадиона «Петровский», так и в офисе клуба. После приобретения билета (стоимостью от 2,5 до 4,5 тыс. рублей) люди обращались в консульство Великобритании и оформляли визы. Прием документов у болельщиков «Зенита» фактически парализовал деятельность визового отдела английского консульства. Пострадавшими при этом оказались те из россиян, кто собрался ехать в Англию, но вовсе не на финал Кубка УЕФА: их вежливо попросили обратиться за визами позднее, когда стихнет футбольная лихорадка.

Худо-бедно, но британские чиновники со своей работой справились. А вот с перелетом и проживанием в Манчестере все оказалось намного сложнее. «Зенит» этими воп­росами заниматься не стал, а потому многим пришлось либо самостоятельно бронировать места в самолетах и отелях через интернет, либо обращаться в турфирмы. И конечно же, авиакомпании резко подняли цены на все рейсы из Санкт-Петербурга в Манчестер, так же поступили хозяева английских гостиниц. В результате стоимость поездки в последние дни перед матчем достигала почти 1,5 тыс. евро.

Оценив создавшуюся ситуацию, многие туристические компании решили временно ограничиться продажей билетов на свои чартерные рейсы. За неделю до финальной встречи корреспондент «РР» позвонил в одну из фирм, представившись болельщиком.

— Мы можем продать вам лишь билет на самолет. Он стоит 695 евро. Оформление английской визы, покупка билета на футбол, бронирование номера в отеле — это ваши проб­лемы, — объяснил туроператор.

Несмотря на сумасшедшие цены на авиабилеты и проживание в гостиницах, десант питерских болельщиков в Манчестер оказался рекордным: более 5 тысяч человек поддерживали «Зенит» непосредственно на трибунах стадиона

Как не трудно догадаться, при таких расценках далеко не все желающие смогли приехать в Англию. Впрочем, несмотря на многочисленные помехи, десант питерских болельщиков оказался рекордным: более 5 тыс. человек поддерживали россиян, боровшихся за свой первый европейский трофей, непосредственно на трибунах стадиона «Сити оф Манчестер».

Осенью «Зениту» предстоят матчи Лиги чемпионов. И, следовательно, визиты в европейские футбольные столицы. Хочется верить, что к тому времени проблема с организацией выезда болельщиков будет решена.

«Спорт день за днем», для «РР»

У партнеров

    «Русский репортер»
    №18 (48) 15 мая 2008
    Правительство
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Культура
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама