ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

Зарыть деньги

2008

На что в России можно потратить 13 трлн рублей? Премьер-министр Владимир Путин считает, что на развитие транспорта. На большом транспортном форуме в Сочи он утвердил сверхамбициозную федеральную программу развития транспортной системы страны до 2015 года. В ней много нового — от размеров финансирования до расстановки приоритетов

Речь идет о самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством», — подчеркнул премьер, который еще в бытность президентом лично постарался сделать эту программу «самой масштабной». Именно он в ноябре прошлого года настоял на том, чтобы Минтранс фактически заново переписал уже существующую федеральную целевую программу — продлил сроки ее реализации и сделал более дорогой. Цифра в 13 трлн не может не впечатлять. Однако не менее грандиозны и задачи, которые эти вложения призваны решить.

Министр транспорта Игорь Левитин на одном из недавних заседаний правительства назвал самые большие проблемы отрасли. Количество аэропортов в стране за 15 лет сократилось в 4 раза — с 1302 до 330. Уровень развития автодорог от­стает от уровня автомобилизации в 5 раз. 29% от общей протяженности федеральных трасс работает в режиме перегрузки, а 60% — вообще не соответствует нормативам. Участки с ограниченной пропускной способностью составляют треть протяженности основных грузообразующих железных дорог. Что же до речного транспорта, то на маршрутах в европейской части страны труднопроходимые участки занимают три четверти всей их протяженности. 148 мостов на федеральных трассах и более 17% всех судоходных гидротехнических сооружений — в предаварийном или аварийном состоянии. В 5 регионах вообще нет железных дорог. Из-за их нехватки не осваиваются 23 уже разведанных крупных месторождения полезных ископаемых. 40 тыс. населенных пунктов, где проживает более 3 млн человек, не обеспечены постоянной связью с общей транспортной сетью по автодорогам с твердым покрытием. Износ основных фондов на всех видах транспорта составляет до 70%. Список можно было бы продолжить, но Левитин, очевидно, рассудил, что и этого достаточно для обоснования запрошенной на программу суммы.

Тем интереснее узнать, на что именно пойдут эти деньги. План расходования средств еще окончательно не согласован, но основные контуры видны уже сейчас. И они кажутся неожиданными, по крайней мере на первый взгляд. Основной упор в программе делается не на автомобильные и железные дороги, которые в первую очередь приходят на ум, а на гражданскую авиацию и внутренний речной и морской транспорт. Именно они обычно находятся на периферии внимания государства. И вот теперь, когда цифры, отражающие степень их деградации, стали просто катастрофическими даже на фоне износа остальной транспортной инфраструктуры, Минтранс наконец обратил на них внимание. Левитин даже согласился на некоторое сокращение объемов финансирования дорожного хозяйства — только бы водному и воздушному транспорту выделили все в полном объеме.

Финансирование программы почти на две трети предполагается обеспечить за счет частных вложений — в одиночку бюджет такую нагрузку не потянет. Но вот вопрос: как привлечь инвесторов в проекты с такой медленной и невысокой отдачей, как транспортная инфраструктура? Премьер напомнил, что «там, где большие деньги, там всегда много потерь, и мы должны минимизировать эти потери». Имел ли он в виду только неэффективное расходование средств или сложности изыскания их в нужном объеме, наверняка сказать трудно. На бюджетные пять с лишним триллионов, конечно, можно сделать много полезного. Но чтобы пословица о дураках и дорогах канула в Лету, этого все же маловато.

№20 (50)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама