Ошибка ценой в двадцать жизней

Актуально
Москва, 13.11.2008
«Русский репортер» №43 (73)
Во время испытания атомной подводной лодки «Нерпа» в Японском море погибли двадцать человек. Трагедия показала, что годы простоя не прошли для предприятий военно-промышленного комплекса бесследно. Производить современное оружие они еще могут, но не в состоянии гарантировать его качество и надежность

Государственной комиссии не пришлось долго устанавливать причину гибели людей. Уже на следующий день после трагедии были озвучены предварительные результаты, которые совпали с первой и, по сути, единственной версией: в двух отсеках субмарины ошибочно сработала автоматическая система пожаротушения, туда начал поступать газ фреон, и двадцать человек просто задохнулись.

— Это были последние дни испытаний, именно поэтому на подлодке находились более 200 человек, — объяснил «РР» представитель совета ветеранов Военно-морского флота Сергей Яковлев. — В основном это были гражданские специалисты — от электриков до сантехников, — которые проверяли те блоки, за которые отвечали. Очевидно, когда включилась система пожаротушения, портативных дыхательных аппаратов на всех не хватило.

Кроме того, многие гражданские специалисты просто не представляли, как вести себя во время аварии на подводной лодке: они никогда не выходили на ней в море. Ведь в последние годы подводные суда поступали на вооружение российской армии крайне редко.

Как до последнего времени обстояло дело с производством у нас подводных лодок, хорошо видно на  примере субмарин проекта 971, к которому принадлежит и «Нерпа». Первая лодка была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре в ноябре 1983 года, и с тех пор их было построено 14 штук. Причем практически все — в 80-х и начале 90-х. Потом в стране кончились деньги, и производство остановилось. С 1992 по 1997 год на заводах в Комсомольске-на-Амуре и Северо­двинске были сняты со строительства четыре подлодки проекта 971. Их готовность оценивалась в 12–25%.

Одновременно со всеми было законсервировано и строительство лодки К-152 «Нерпа», начатое в 1991 году. Но в итоге ее все же решили достроить. В январе 2004 года был заключен контракт на достройку лодки с глубокой модернизацией, чтобы потом на 10 лет сдать ее в аренду ВМС Индии за $650 млн. Индийцы уже придумали лодке и собственное название — Chakra. Но сейчас российские военные уверяют, что после всех испытаний «Нерпа» должна поступить на во­оружение российской армии.

К-152 действительно прошла серьезную модернизацию. Одним из ее элементов стала и новая сис­тема пожаротушения, автоматическая. Специальной комиссии теперь предстоит выяснить, почему новая система сработала без каких бы то ни было причин. Не исключено, что все дело в недостатках ее конструкции или наладки.

Все годы, пока военные заводы не получали заказов от государства, они проводили конверсию, теряли специалистов и опыт. А когда заказы появились, вернуть былой уровень производства оказалось уже невозможно. Например, на завод в Комсомольске-на-Амуре постоянно ездили в командировки специалисты северодвинского судостроительного комплекса «Севмаш».

— Дело в том, что там большая проб­лема с кадрами, не хватает высококлассных специалистов, — рассказала нам сотрудница пресс-служ­бы «Севмаша» Анастасия Никитинская. — Есть определенные системы и элементы — даже на лодках их собственного производства, — которые они уже не могут отремонтировать самостоятельно, поэтому обращаются за помощью к нам.

Из-за этих проблем — постоянные срывы военных заказов (та же «Нерпа» должна была быть построена еще в начале 2007 года), и не самое высокое качество работ, что может привести к новым трагедиям.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (73) 13 ноября 2008
    Геополитика
    Содержание:
    Цвет президентов

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Актуально
    Репортаж
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама