Первый китайский в США

Актуально
Москва, 13.11.2008
«Русский репортер» №43 (73)
Китай продал США самолеты — такая новость выглядит сенсацией, если сравнить техническое развитие этих двух стран. Тем не менее это произошло: американская компания General Electric Commercial Aviation Services (GECOS) купила пять пассажирских самолетов, разработанных в Китае, и намерена приобрести еще двадцать. Договор подписан на авиасалоне в Чжухае. Поставки намечены на 2013 год

C амолет ARJ21-700 — гордость Поднебесной, первая модель гражданского лайнера, которую китайские инженеры разработали сами. И он — прямой конкурент самолета «Сухой Суперджет 100». Проекты очень похожи: обе машины будут летать на региональных линиях и перевозить до 100 пассажиров. У них одинаковая крейсерская скорость — 830 км/ч — и сравнимая полезная нагрузка: у китайцев 10–11 тонн, у нас — чуть больше 12.

Принято считать, что Китай побеждает конкурентов за счет неимоверной дешевизны. В данном случае это не так: ARJ21 и SS-100 стоят практически одинаково, около $29 млн.

Руководство компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) новость о продаже китайских самолетов на американском рынке откомментировало односложно: «Молодцы». И еще добавило, что самолеты сейчас сравнивать некорректно, потому что «Суперджет» уже летает и начал сертификационные испытания, а китайский самолет пока в воздух не поднимался. Первый полет ARJ21 был запланирован еще на март, но из-за технических проблем его перенесли на ноябрь.

Надо сказать, что обстановка на рынке региональных самолетов сейчас боевая. Довольно долго на нем существовали только две компании: канадская Bombardier и бразильская Embraer, а сейчас кроме нас и китайцев свой самолет проектирует Япония.

Срок ввода в эксплуатацию и сроки первых поставок могут решить на несколько лет вперед, кто в этот рынок войдет. «Суперджету» выход на международные продажи, наверное, важнее, чем китайскому лайнеру, — по той простой причине, что у нас меньше население и меньше внутренний рынок, а чтобы выйти на прибыль, нужно продать 400 машин. Поэтому ГСС изначально нацелилась на Европу, намереваясь получить 15% мирового рынка. Как рассказывал главный конструктор SS-100 Юрий Ивашечкин, «с самого начала мы проводим консультационные советы с европейскими авиапере­возчиками, обсуждаем самолет». В прошлом году специально для продаж на Запад создали компанию SuperJet International со штаб-квартирой в Венеции.

В результате «Сухому» уже удалось пристроить за рубежом 35 самолетов: десять в Италии, пять в Швейцарии и на двадцать этим летом подписан контракт с «неназванным авиаперевозчиком». (Часто до окончания всех формальностей имена участников не объявляются. По неофициальным данным, самолеты покупает исландская Iceland Air.) Неделю назад SuperJet International объявила, что ведет переговоры с двумя крупнейшими европейскими авиаперевозчиками — Lufthansa и Air France-KLM — о продаже от 20 до 50 самолетов.

Гонку на время русский самолет у китайского выигрывает: и международных контрактов у нас уже больше, и сертификация на ходу, и первые поставки намечены на 2009 год. Китайцам еще нужно подняться в воздух, и, если все пойдет хорошо, только через полтора года ARJ21 начнет возить пассажиров.

По основным характеристикам, как уже говорилось, проекты похожи, но SS-100 комфортнее: потолок выше на 10 см, шире проход и сиденья. Трудно сравнивать экономичность, поскольку точных данных по китайскому самолету нет (и быть, вообще говоря, не может, пока не проводились испытания). Конструкторы SS-100, в свою очередь, подтверждают, что он потребляет на 10% меньше топлива, чем уже существующие канадские и бразильские самолеты.

Пока позиции «Суперджета» выглядят неплохо. Тем более что объявленная продажа пяти китайских самолетов в США, скорее, имиджевая: компания GECOS, подписавшая контракт, является одним из подразделений General Electric. Другое подразделение — GE-Aviation — поставляет Китаю двигатели для этих самолетов.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (73) 13 ноября 2008
    Геополитика
    Содержание:
    Цвет президентов

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Актуально
    Репортаж
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама