Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

Инновации: в фас и в профиль

, 2010

На прошлой неделе в Москве проходил форум «Русские инновации». На нем были объявлены победители ежегодного конкурса на лучший инновационный проект. Этот конкурс с 2001 года организует медиахолдинг «Эксперт». Главная задача — составить базу данных инновационных проектов, провести их экспертизу, отобрать лучшие и помочь им продвинуться на рынке

Семь-восемь лет назад нас спрашивали: вы чем занимаетесь? Мы отвечали: инновациями. Люди крутили пальцем у виска и говорили: вы что, идиоты? — смеясь, рассказывает один из победителей конкурса, представляющий питерскую ком­панию «Стример». — А теперь идиотами не называют. Наоборот, расспрашивают: а как вы это сделали, как внедряете.

На конкурсе специалисты из «Стримера» получили первое место в номинации «Умные сети будущего» за свое устройство, защищающее линии электропередачи от грозы. Вещь в хозяйстве нужная, особенно если учесть, что 70% линий электропередачи в нашей стране давно перешагнуло порог срока эксплуатации. Замена опор неизбежна, а новый изолятор-разрядник снижает их высоту и массу. А значит, и себестоимость.

Чисто теоретически этот продукт может иметь массовый спрос, а производители — превратиться в мультимиллионеров. Если взять все линии электропере­дачи в России, то получится провод в шесть раз длиннее, чем расстояние до Луны. В стране как минимум 10 млн опор, на которые можно установить эти изоля­торы-разрядники. А если выйти на рынки других стран…

Пока изобретение «Стримера» в количестве 300 штук работает лишь в Камышинских электрических сетях, в районном центре Волгоградской области. Чтобы завоевать весь электрический мир, нужно не только сделать полезное устройство, но и добиться того, чтобы о нем узнали максимум потребителей.

— Наша компания в основном монтажная, — говорит Юрий Ланда из Омска, победивший в номинации «Энергосбережение в ЖКХ», — мы, в общем, ничего не разрабатываем, только устанавливаем оборудование. Почему мне ребята дали денег на эту разработку? Я думаю, это ностальгия. Мы все в прошлом были разработчиками.

Для Ланды победа в конкурсе инноваций вполне может стать поворотным пунктом его биографии. Коллеги из фирмы «Экотерм» оплатили его разработку, но вот рекламу компания уже не потянет.

— Чтобы оплатить одну минуту эфирного времени, — сокрушается Ланда, — мне надо несколько месяцев пахать, не разгибаясь.

А ведь его вентиляционная система грозит произвести маленькую революцию. До сих пор такие системы нагревали уже имеющийся в квартирах воздух, который потом по вентиляционным шахтам выбрасывался наружу. А чтобы впустить в квартиру свежий воздух, надо открыть форточки и, соответственно, остудить помещение. Получается, что две трети тепла расходуется на обогрев атмосферы, а не комнаты. Ланда предложил простой выход: надо подогревать свежий воздух с улицы и в таком виде подавать его в квартиры.

— Понимаете, вот сейчас все говорят про энергосбере­гающее освещение, — горячится изобретатель, — а ведь энергия в основном расходуется не на свет, а на отоп­ление. Если повесить в комнате наш вентилятор, результат будет примерно такой же, как если бы мы заменили 50 или даже 100 обычных лампочек накаливания на энергосберегающие.

Форум предоставил его вентилятору самое главное — место в информационном пространстве. А значит, и на рынке. Торговая география России устроена так, что город Омск не попадает в центр внимания современных негоциантов.

— Ко мне на выставках люди подходят и спрашивают, где это можно купить, — рассказывает Ланда. — Я го­ворю: в Омске. А мне говорят: ну, Омск далеко, а в Мос­кве у вас нет представительства? Тогда я сам спрашиваю: а вы откуда? Мне говорят: из Иркутска. Но ведь Омск на полпути от Иркутска до Москвы! А у нас покупать не хотят.

Собственно, это одна из целей инновационных проектов «Эксперта» — свести того, кто изобретает, и того, кто может платить за это деньги. В промежутке стоят эксперты, которые помогают отделить зерна от плевел, то есть отобрать реальные проекты. Еще в советские времена по стране бродили толпы сумасшедших изобретателей и рационализаторов. Они никуда не делись. «Так, один из авторов в случае поддержки нашим конкурсом обещал обеспечить “возможность проникновения в прошлое, будущее и параллельные пространства”», — рассказывают организаторы.

Впрочем, больше пугает не обилие сумасшедших и не боязнь слова «инновации». За последние годы приставка «нано-» и прилагательное «инновационный» стали модными настолько, что под этим соусом можно выклянчить деньги на любую пустышку. Сейчас важнее не столько убедить общество в том, что инновации — это хорошо и совсем не страшно, сколько донести до масс мысль, что инноваторы и нанотехнологи не обязательно мошенники.

— Для нас инновационная политика обернулась и плюсами, и минусами, — признается Денис Андреюк, зам­руководителя маркетинговой службы зеленоградского ЗАО «НТ-МДТ», получившего Гран-при конкурса за разработку сканирующего зондового микроскопа «СОЛВЕР Некст». — Плюс очевидный. Наши главные заказчики — НИИ. Когда в науку пошли деньги, институты кинулись закупать высокотехнологичное оборудование, то есть нашу продукцию. Мы это сразу почувствовали. Вообще наши продажи с 2000 по 2007 год выросли в 25 раз. Это неплохо.

Компания «НТ-МДТ» вообще живет на рынке неплохо: получает престижные международные награды, продает свои весьма недешевые микроскопы и в России, и на Западе. А на вопрос конкурсной анкеты «В чем вы видите препятствия реализации проекта?» гордо отвечает: «Нет препятствий».

Что касается минусов, то они лежат скорее в области психологии, чем реального менеджмента. Но психология на рынке высоких технологий тоже немаловажный фактор.

— Как только в обиход вошли слова «нанотехнологии» и «инновации», они же сразу стали ругательными, — говорит Андреюк. — У серьезных людей на эти слова очень сильная аллергия. А наши разработки — это инновации в области нанотехнологий. Чувствуете? На выставках, как только видели наше «нано», реакция была одна: ну, это жулики. Но сейчас мы видим, как эта аллергия проходит.

Зеленоградский ЗАО «НТ-МДТ» — компания с годовым оборотом $50 млн. Сам Андреюк к этой цифре относится скептически: по его словам, это оборот среднего супермаркета. Но когда проходил первый конкурс русских инноваций, такие масштабы казались недостижимой мечтой.

Фото: Кирилл Лагутко для «РР»; ЗАО «НТ-МДТ»; ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ ТЕСИС; ООО «Промышленная группа Финпром-Ресурс»; Объединенный институт ядерных исследований, г. Дубна; ООО НПФ «Экотерм»; ОАО «НПО «СТРИМЕР»

№21 (149)



    Реклама

    «Мы научились быть конкурентными…»

    Андрей Рязанов, Генеральный директор Завода электротехнической арматуры


    Реклама