ЕГЭ против науки

Актуально
Москва, 08.07.2010
«Русский репортер» №26 (154)
Этим летом ЕГЭ сдавали почти 900 тысяч выпускников. Из них 408 тысяч выбрали обществознание. Для сравнения: географию сдавали 12 тысяч человек, историю — 155 тысяч, физику — 175 тысяч. Обществознание популярно, ведь его требуют в большинстве экономических и гуманитарных вузов. К тому же школьникам этот предмет кажется более простым: тут вроде бы не нужны ни даты, ни формулы — должно хватить здравого смысла и десятка вызубренных определений

Курс обществознания один из самых спорных в программе, и задания ЕГЭ это наглядно демонстрируют. Три года назад мы предложили ведущим ученым — психологам, философам, социологам и экономистам — ознакомиться с вопросами ЕГЭ по этому предмету. «Идиотизм!», «Диверсия против науки!», «Абсурд!» — примерно так реагировали профессора и доктора наук, когда читали эти задания.

Основная претензия: выпускникам предлагалось выбрать один-единственный вариант ответа там, где в общественных науках его не существует. Результаты этой экспертизы были опубликованы в журнале. Последовала масса комментариев, в том числе и со стороны чиновников. Практически все соглашались с тем, что задания по «общаге» нужно радикально менять.

Недавно, подводя итоги единого госэкзамена, глава Рособрнадзора Любовь Глебова заявила в радио­эфире: «У нас сейчас перестали рассуждать, быть или не быть этому ЕГЭ. Сейчас стали рассуж­дать о другом — каким ему быть? Что в нем хорошо? Что в нем требует доработки?»

Правда, обсуждаются в основном технические детали, а не предлагаемые задания. «Очень важно, что по содержанию к контрольно-измерительным материалам этого года вопросов не возникало», — сообщила Глебова на пресс-конференции.

Однако вопросы к содержанию все-таки возникают. Мы взяли примеры заданий по общество­знанию, которые предлагались выпускникам уже в этом году.

«К какой сфере общественной жизни относится предоставление услуг в салоне красоты?

  1. Духовной
  2. Социальной
  3. Политико-правовой
  4. Экономической».

Вариант можно выбрать только один. В этом-то и загвоздка.

Девушка хочет сделать новую прическу, дабы соответствовать неким эстетическим канонам. Эстетика вроде бы относится к сфере духовного. Однако социального здесь тоже немало. Политики, правда, нет, но зато отношения клиента и парикмахера описываются целой кучей законов и нормативных актов, так что про правовую сферу забывать нельзя (особенно если барышня подаст в суд за неправильно подобранную краску для волос). Экономика в оказании услуг тоже присутствует. Что в этой ситуации делать школьнику? Можно, конечно, сразу валидол под язык, а можно вспомнить точную формулировку из некого учебника, который мало вяжется со здравым смыслом и мировой наукой, зато рекомендован Минобразом.

Еще один пример.

«Какая сфера общественной жизни осуществляет руководство и управление обществом?

  1. Экономическая
  2. Политическая
  3. Социальная
  4. Духовная».

Уже сама стилистика настораживает: «руководящая и управляющая сфера» — это как? А правильный (не тот, который требуют на ЕГЭ, а действительно правильный) ответ будет зависеть от политических взглядов, социальной установки, конкретного исторического контекста и т. д.

И напоследок:

«В какой экономической системе товары и услуги производятся одним и тем же способом на протяжении длительного периода времени?

  1. Смешанной
  2. Командно-административной
  3. Традиционной
  4. Рыночной».

Понятно, что от выпускника ждут ответа «традиционной». Точно так же понятно, что производственный консерватизм может существовать в любой системе. К примеру, в современной России некие специалисты за весьма солидную оплату производят услугу — разрабатывают вопросы для ЕГЭ. И почему-то упорно делают это «одним и тем же способом на протяжении длительного периода времени».

У партнеров

    «Русский репортер»
    №26 (154) 8 июля 2010
    Жара
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Реклама