Лукашенко сдался

Актуально
Москва, 08.07.2010
«Русский репортер» №26 (154)
С 6 июля де-юре начал действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. И хотя в механизме его функционирования еще много нестыковок, стороны уже говорят о дальнейших этапах интеграции. В том числе и о будущем создании валютного союза

После долгих споров, так и не добившись отмены экспортной пошлины на нефть, президент Белоруссии Александр Лукашенко согласился на создание Таможенного союза. 3 июля белорусский парламент ратифицировал общий Таможенный кодекс, а 5 июля Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали соглашение о вступлении в силу Таможенного союза.

По идее это означает, что при ввозе любого импортного товара пошлина теперь уплачивается всего один раз — на первой границе, а перемещение всех товаров внутри союза будет свободным. Но на самом деле документ предусматривает много исключений, например до 1 июля 2011 года каждая страна сохранит собст­венные импортные пошлины на автомобили. И подобных несогласованных позиций по разным товарам несколько десятков.

— В итоге чиновники на границе по-прежнему руководствуются действующим российским Таможенным кодексом, — объясняет ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ Алексей Портанский. — А там, где возникнут противоречия с новым Таможенным кодексом Таможенного союза, потребуются специальные разъяснения руководства ФТС. Оно уже создало для этих целей круглосуточную горячую линию. Но понятно, что всех вопросов «в ручном режиме» не решить. И в реальности полноценная игра по новым правилам начнется не раньше осени.

И именно осенью, когда будут улажены все текущие противоречия, возникнет другой вопрос: что ждет Таможенный союз дальше? Путей развития, по большому счету, всего два — экстенсивный и интенсивный. Первый предполагает вступление новых стран, второй — более глубокую интеграцию внутри тройственного союза.

Интерес к Таможенному союзу в последнее время проявили несколько стран СНГ: Таджикистан, Украина и Киргизия. Впрочем, последним двум государствам присоединиться к нему будет непросто. Они являются членами ВТО, а значит, уже зафиксировали свои таможенные пошлины и тарифы на определенном уровне, взяли на себя ряд иных обязательств. Потенциальное вступление в Таможенный союз потребует повторных переговоров со странами — членами Всемирной торговой организации. Это долгий, хлопотный, а главное — беспрецедентный процесс: ранее ни одна страна не образовывала каких-то союзов с теми государствами, которые в ВТО не состоят.

— Реальных кандидатов в Таможенный союз, на мой взгляд, два: Украина и Киргизия, — говорит Евгений Минченко, генеральный директор Международного института политической экспертизы. — Но они обе входят в ВТО, что осложняет интеграцию. По­этому никаких реальных изменений состава членов Таможенного союза как минимум в ближайшие два года не будет.

А значит, Таможенному союзу предстоит развиваться вглубь, а не вширь. В принципе такой путь закладывался изначально. С 2012 года Россия, Казахстан и Белоруссия должны создать единое экономическое пространство (ЕЭП). Оно означает общий рынок — свободное перемещение товаров, работ и услуг, также капитала и трудовых ресурсов внутри границ. Именно в рамках ЕЭП Россия готова отменить пошлины на экспортную нефть, которые вызвали многочисленные споры с Белоруссией. К этому моменту должны быть согласованы и все остальные расхождения в таможенных пошлинах, упразднены торговые квоты внутри союза (например, после прошлогодней «молочной войны» между Белоруссией и Россией поставки белорусских молочных продуктов в нашу страну жестко квотированы).

Но и это не предел экономической интеграции. Логичным продолжением может стать создание валютного союза. По крайней мере реализацию именно этой идеи как долгосрочную цель интеграции продекларировал на встрече трех президентов Дмитрий Медведев. По сути речь идет о повторении европейского интеграционного проекта.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №26 (154) 8 июля 2010
    Жара
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Реклама