Из чего состоит мир

Тренды
Москва, 23.09.2010
«Русский репортер» №37 (165)
Хорошее дело — это когда имеется и движуха, и ТЗ. Если есть движуха, но нет ТЗ — это бардак. Если есть ТЗ, но нет движухи — это тоска. Если нет ни того ни другого — совсем плохо… Этими простыми формулами можно описать практически любое явление — от пьяных посиделок на кухне до модернизации российской экономики

Наука должна экономить слова. И дело тут не в желании избавить уши и глаза публики от потока мудреных терминов, благо некоторым глазам и ушам этот поток очень приятен. У этого тезиса есть глубокие философские основания. Вспоминается и «бритва Оккама» (Pluralitas non est ponenda sine necessitate — «Не умножай сущности без надобности»), принцип экономии гипотез (если одно и то же явление можно одинаково убедительно объяснить двумя способами, то предпочтение отдается тому, который проще) и прочие умные вещи.

Но я о простом. Совершенно случайно натолкнулся на очень экономичную модель описания всех социальных отношений. Автор идеи отнюдь не социальный философ. Это мой знакомый из Тверской области — предприниматель, чуть-чуть чиновник, слегка общественный деятель, и все это в районно-областных масштабах. Я ему дважды благодарен. Во-первых, за то, что помог (очень-очень) с проведением летней школы «Русского репортера», а во-вторых, за то, что помог сформулировать простой способ описания общественных явлений. В его речи все время повторялись два слова: «движуха» и «ТЗ». Другие слова тоже использовались, но именно на этих двух строились смыслы.

Аббревиатура «ТЗ» позаимствована у инженеров. Перед созданием каждого нового прибора составляется дотошное техническое задание. Объясняя, для чего нужно ТЗ, справочники пишут:

  • представить готовый продукт;
  • иметь возможность попунктно проверить результат;
  • спланировать выполнение проекта и работать по намеченному плану;
  • отказаться от выполнения работ, не указанных в ТЗ.

Обычно ТЗ относится к каким-нибудь штукам типа трубопрокатных агрегатов. Но его суть вполне применима к любым социальным явлениям. Только делать это можно исключительно в сочетании с понятием «движуха».

«Движуха» — это человеческая активность, которая самим своим фактом доставляет удовольствие ее участникам, а заодно и окружающим людям. В некоторых регионах и субкультурах используются синонимичные термины «движняк» и «движ» (другой мой знакомый, из Московской области, расписывал деятельность своей молодежной организации, используя последний вариант с растянутым «ж»: «движ-ж-ж-ж-ж-ж», отчего его выступление
напоминало гудение улья).

Итак, возьмем, к примеру, развеселую компанию, которая пьет пиво, гуляет по парку, рассуждает о постмодернизме и пытается флиртовать по сложнопересеченным линиям. Им хорошо. Движуха здесь есть. Но отсутствует ТЗ.

Можно предсказать будущее такой тусовки: модель обладает неплохой прогностической силой. Этой компании скоро станет скучно. И ей придется либо встречаться реже, либо добавить в движуху хоть чуть-чуть ТЗ — например, создать клуб «Юный друг постмодерниста», начать собирать мусор в парке или перевести флирт как минимум в секс.

Обратная модель: какая-нибудь фирма, где расписаны все правила, обозначены все бизнес-цели, а сотрудникам по двести раз в день сообщают, что «наш главный лозунг — работаем на результат!». Эта фирма будет работать. Но если нет движухи, то есть получение кайфа от работы сведено к минимуму, потребуются все большие и большие затраты на мотивирование сотрудников. В конце концов бизнес может стать вообще невыгодным.

Несложно догадаться, что отсутствие и движухи, и ТЗ — это катастрофа для любой общест­венной структуры. Что, правда, не мешает существовать тысячам организаций, отделов, контор, государственных программ, семейных пар, где начисто отсутствуют оба ключевых слова. Но это уже не жизнь — существование.

И, наконец, сочетание мощной и яркой движухи с четким и амбициозным ТЗ. Это радость, идеал, утопия. Не пугайтесь этих слов. На таком разумном базисе утопия вполне может стать реальностью. И я просто уверен, что у многих это получится. Например, у моего знакомого из Тверской области, который умеет экономить слова.

Фото: архив «РР»; иллюстрация: Тимофей Яржомбек

У партнеров

    «Русский репортер»
    №37 (165) 23 сентября 2010
    Элита России
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Реклама