ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

10 учителей

2010

Евгений Ямбург

Директор центра образования № 109, более известного как «школа Ямбурга», член-корреспон­дент РАО, доктор педаго­гических наук, заслужен­ный учитель России

— Возьмите нас к себе учиться, — теребя в руках ключи от машины, просит женщина Ямбурга.

— Куда? Я не могу по трое сажать за парты!

— Давайте я буду у вас работать. На любой должности, — не сдается женщина.

Свидетелями этого диалога мы стали в директорской приемной, когда впервые приехали в центр образования. И этот случай скорее правило, а не исключение.

109-я привлекает родителей своей адаптивной моделью образования: здесь не ребенок адаптируется к школе, а школа перестраивает учебный процесс, исходя из особенностей своих учеников. Поэтому в ней гармонично уживаются продвинутые гимназические классы и классы компенсирующего обучения, где с ребятами помимо педагогов занимаются психологи и дефектологи.

Монография Ямбурга «Школа для всех» признана лучшей педагогической книгой России 1997 года.

Ефим Рачевский

Директор центра образования «Царицыно» № 548, заслуженный учитель России 

К Рачевскому за советом — разобраться в новом законе или выбрать методику обучения — обращаются учителя со всей России. Он из обычной московской школы вырастил центр образования, известный своими экспериментами в образовании. Рачевский считает, что школа — это место, где ребенок имеет право ошибаться. Только так он может чему-то научиться. Но не только дети учатся в «Царицыно» — здесь и взрослые могут получить профессиональную подготовку или повысить свою квалификацию. Сам Рачевский активно читает лекции для своих коллег, объясняя, как добиться успеха и в работе, и с детьми, и в административном управлении школой.

Олег Парамонов

Победитель конкурса «Учитель года России — 1993», преподаватель русского языка и литературы

Пока мы готовили этот материал, дозвониться до Олега Парамонова у нас так и не получилось: он читал лекции школьным учителям в Чечне. Вообще для Парамонова это стандартная практика — ездить с лекциями по стране, давать мастер-классы. Благо есть чем поделиться. Опыт преподавания у него самый разнообразный: это и обычные общеобразовательные школы, и вечерние, и преподавание в школе при посольстве в Германии, в русской школе Будапешта, и даже в исправительной колонии, заставившей его пересмотреть свое прочтение классики: с доводами, которые ему там приводили, трудно было не согласиться.

Шалва Амонашвили

Научный руководитель московской школы № 200, академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Он считается патриархом педагогики. Точнее, той ее части, которая пытается вырваться из традиционных схем и шаблонов. Он основатель так называемого гуманно-личностного подхода к детям. Кто-то может спросить: а что, все остальные подходы к обучению детей негуманны? Главное отличие системы Амонашвили в том, что он призывает учителей выйти за границы двумерной оценки ребенка на уровне «сделал домашнее задание — значит, хороший ученик, нет — плохой». Расшифровывая свою методику, Шалва Александрович пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Борис Бим-Бад

Академик РАО, доктор педагогических наук, почетный доктор нескольких зарубежных университетов 

Его имя прочно связывают с педагогической антропологией, то есть учением о человеке как воспитателе и воспитуемом одновременно. На самом деле круг деятельности Бориса Михайловича заметно шире. «Школьный учитель, учитель-экспериментатор, лектор Института повышения квалификации работников образования, преподаватель для слепоглухих, организатор высших учебных заведений, руководитель ряда университетов, заведующий кафедрами, преподаватель собственных и иных вузов — я един во всех этих лицах», — пишет Бим-Бад в автобиографии.

В 1989 году он возглавил один из первых негосударственных вузов — Российский открытый университет, куда принимал всех желающих без экзаменов. Главной же задачей образования он считает научить ребенка быть счастливым.

Леонид Мильграм

Более 40 лет возглавлял гимназию № 45, народный учитель СССР

Теперь о времени его директорства складываются легенды. Однажды Мильграму подарили настоящий кнут бедуина — наводить в школе порядок. Но Леонид Исидорович тут же потребовал принести ему из буфета пряник. Так материализованный принцип его руководства — кнут и пряник — долгие годы висел на стене его кабинета.

«С одной стороны, школе нужна свобода, а с другой — как это ни парадоксально, жесткая власть. Всегда нужно быть готовым действовать неординарно», — утверждает Мильграм.

Но сам он власть применял лишь в исключительных случаях. Например, вызывал нерадивых учеников с родителями в школу к 6.30 утра или сажал проштрафивше­гося ребенка у себя в кабинете и заставлял писать сочинение: «Как я дошел до такой жизни». Перевоспитывались все.

Сергей Менделевич

Директор московской школы № 57 («пятидесятисемит», по его собственному выражению), заслуженный учитель России

Когда говорят о рейтинге столичных школ, одной из первых обязательно упоминают 57-ю. Казалось бы, не лицей и не гимназия, откуда такая слава?

У школы есть своя «фишка» — математические классы, выпускники которых зачастую делают блестящую научную карьеру. Их хорошо принимают Университет Беркли, MIT, Гарвард. Сергей Менделевич руководит процессом воспитания математических гениев уже почти 20 лет.

«В чем наш главный интерес: под что мы друг друга находим и под что мы затачиваем детей? Это интерес к интеллектуальной деятельности. Школа должна давать широту, а не специализацию. Это не подготовительные курсы. Мы не будем адаптироваться к конкретному вузу. Ребенок должен знать, что в мире есть чем заниматься, а не как научиться так, чтобы заниматься вот этим. В этом разница между школой прямой и просто приличной школой», — пишет Менделевич в одной из своих статей.

Владимир Караковский

Директор московской школы № 825, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, народный учитель СССР

Авторитет Караковского у своих учеников огромен. Об этом говорит хотя бы тот факт, что за последние двадцать лет из стен 825-й вышли более 300 ребят, ставших впоследствии учителями.

— У нас из всех учителей каждый третий — наш бывший выпускник, — говорит Караковский. — Мы сами для себя делаем кадры. У нас очень хорошо развита ориентация на педагогическую профессию.

Он сильно возмущается предложением Медведева упразднить педвузы за ненадобностью:

— Сейчас, когда у нас ситуация очень сложная: учительство стареет, молодежь в школу не идет — говорить об отказе от педвузов? Это предательство России.

Майя Пильдес

Директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга, народный учитель РФ, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ

Майя Пильдес — единственная женщина в нашем списке. Но авторитет ее не меньше, чем у коллег-мужчин. Начать с того, что она в прямом смысле построила свою гимназию. Когда Пильдес в начале 90-х ее возглавила, она была мало похожа на школу — ветхое здание, в котором приходилось учиться в три смены. Пильдес удалось прервать привычную песню чиновников про «нет денег» и добиться строительства нового учебного здания.

Сегодня оно, кстати, тоже мало походит на школу: в коридорах светлые диваны, зеркала, а сами классы больше напоминают европейские офисы. «Гимназия № 56 — это школа успеха: мы не боремся с недостатками, мы развиваем достоинства», — пишет Пильдес в приветственном слове директора.

Юрий Завельский

Основатель и директор московской гимназии № 1543, заслуженный учитель России

1543-я (в просторечии «сорок третья школа») неизменно попадает в рейтинг лучших школ страны. Учиться там престижно, потому что очень трудно.

— Если человек хочет получить всестороннее, универсальное, полноценное образование, он должен быть готов к тяжелому труду, — говорит Юрий Завельский с высоты своего более чем полувекового педстажа. А в юношеские годы Юрий Владимирович и не думал, что будет учителем, мечтал о кино и режиссуре. Потому, наверное, самым большим событием прошлого учебного года считает 150-летие со дня рождения А. П. Чехова, а не объявленный Год учителя. К Году учителя у Завельского вообще скептическое отношение:

— Много информации, разговоров на эту тему. Но сказать, что я реально ощутил перемены — не я лично, а гимназия, — я не могу, я этого не вижу. Жизнь идет так, как она шла раньше.

Фото: РИА НОВОСТИ; МИТЯ АЛЕШКОВСКИЙ/ЭКСПЕРТ; Илья Питалев/Коммерсант; ИЗ АРХИВА ГИМНАЗИИ №56; СЕРГЕЙ АНИСИМОВ ДЛЯ «РР»

№37 (165)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама