Банкоматные страхи

Москва, 04.11.2010
«Русский репортер» №43 (171)
Сегодня посредством банкомата или услуг интернет-банкинга можно осуществить почти любую операцию. Оплатить телефон, интернет, услуги ЖКХ, обменять валюту, открыть вклад — список опций пополняется чуть ли не ежедневно. Но пока интернет-банкингом пользуются очень немногие, а самая популярная функция банкомата — снятие наличных

Не секрет, что Россия по-прежнему остается страной, где царствует его величество кеш. Если, стоя в очереди в мюнхенском или венском магазине, видишь, как великовозрастная фрау, делая покупку на 15–20 евро, привычным жестом достает из портмоне кредитку, то в Москве экономически активная часть населения платит наличными даже приобретая дорогие вещи.

— Конечно, во многом виноваты торговые сети. Даже в дорогих супермаркетах и ресторанах сотрудники нередко отказываются принимать “пластик”, объясняя это сбоем в программе или иными техническими проблемами. Процесс оплаты, который в Европе занимает не более минуты, у нас нередко достигает 5–7 минут. За это время люди в очереди тебя и твою карту успевают возненавидеть. И в следующий раз ты сто раз подумаешь, прежде чем пойти по пути прогресса, — признается руководитель розничного департамента крупного банка.

При этом количество банковских карт в России давно перевалило за 100 миллионов. По данным Центробанка, летом нынешнего года на 100 россиян приходилось 89 карт. Это, конечно, гораздо меньше, чем в США или Англии (313 и 274 карты соответственно), но тоже совсем неплохо. Однако используем мы «пластик», как и десять лет назад, ради одной только операции — снятия наличных. Среднее количество операций по одной карте в год в России составляет не более двадцати.

— Получил аванс или зарплату — и тут же снял ее в банкомате. Всего 3,8% товаров и услуг оплачивается у нас с помощью карт. Статистику портят пенсионеры, которые в последние год-два массово получили карты в рамках зарплатных проектов. Их уже новым технологиям не научишь! — так объясняют аналитики приведенные выше цифры.

Но, как показывает практика, ни возраст, ни доход, ни образование при использовании банковских сервисов решающего значения не имеют.

Снимать не менять

— Главное препятствие на пути внедрения новых опций в банкоматах — консерватизм населения, привыкшего использовать для оплаты услуг терминалы, а не банкоматы, — жалуются банкиры.

— Мы в течение 6–7 лет приучаем людей дистанционно оплачивать услуги ЖКХ или осуществлять другие операции, но пока лишь небольшой процент населения готов к этому. Самой распространенной операцией после снятия наличных является оплата мобильного телефона. При этом, несмотря на кажущуюся простоту действий и экономию, которую дает платеж через банкомат, многие снимают деньги с карты и идут к терминалу, чтобы с пяти-десятипроцентной комиссией оплатить «мобильник», — говорит зампред правления банка «Возрождение» Марк
Нахманович.

Снятие наличных, оплата услуг сотовой связи и ЖКХ — основные опции, востребованные населением, и они, естественно, есть в банкоматах практически любого банка. Введение любой другой функции тут же становится отличительным признаком и иногда конкурентным преимуществом. Так, ВТБ24 предлагает своим клиентам возможность оплатить через банкомат товары по каталогам и продукцию интернет-магазинов, услуги такси и турфирм и даже внести плату за обучение в вузе или колледже.

Еще один новатор в этой области — Мастер-банк, один из немногих участников рынка, предлагающих обмен валюты через банкомат. Поменять доллары или евро на рубли можно даже не имея карты, а с учетом наличия у банка круглосуточных банкоматов эта возможность доступна в том числе ночью. В прошлом году Мастер-банк ввел еще одну редкую опцию — размен денег. Во всех его полнофункциональных банкоматах можно теперь разменять купюры любого достоинства (от 10 до 5000 рублей) — правда, с комиссией, которая составляет 1–10 рублей.

Тот же Мастер-банк, а также «Глобэкс», Газпромбанк и некоторые другие кредитные организации предлагают оформлять через банкоматы карточные переводы (P2P — person to person).

— Технология проста: вставляете карту, вводите пин-код, выбираете услугу «денежные переводы Visa», вводите сумму и 16-значный номер карты, на которую переводите средства, жмете ОК, — объясняют суть операции в банке «Глобэкс». Средства будут списаны и отправлены на счет указанной вами карты Visa. Сам перевод занимает от нескольких минут до нескольких дней в зависимости от специфики банка. Операция платная и обойдется клиенту в среднем в 1% от суммы перевода.

Впрочем, как считают сами участники рынка, функции размена денег, обмена валюты и перевода средств с карты на карту через банкомат востребованы населением в наименьшей степени. И дело тут не только в спросе.

— Обмен валюты и размен предполагают покупку очень дорогостоящего оборудования — банкоматов с cash-in и устройством выдачи монет или специальных валюто­обменных автоматов, дающих сдачу монетами. Кроме того, банкоматы с функцией обмена валюты или размена целесообразно ставить только в крупных торговых сетях: лишь в этом случае есть шанс окупить расходы на покупку дорогостоящего оборудо­вания, — рассказывает Дмитрий Заплаткин, руководитель IT-направления банка «Глобэкс».

Есть и другое немаловажное обстоятельство: торговые точки берут с банков значительную плату за аренду места под размещение банкомата (от 5 до 15 тысяч рублей за квадратный метр), что делает перспективу возвращения затрат на дорогостоящее оборудование совсем уж призрачной. К тому же торговые центры, как правило, размещают у себя банкоматы всех кредитных организаций, готовых оплачивать аренду, а это приводит к размыванию клиентского потока и увеличению сроков окупаемости.

Препятствия для перевода средств с карты на карту через банкомат иные: дело в том, что данные владельца карты, на которую приходит перевод, остаются неизвестны, а это нарушение закона: банк должен идентифицировать клиента. Впрочем, те, кто ввел эту услугу, уверены, что никаких нарушений здесь нет, поскольку клиент, получающий деньги, в любом случае идентифицируется своим банком.

Вклад «Банкоматный»

Одна из последних новаций, вводимых в банкоматах, — это открытие депозита. Имея карту банка, предлагающего такую услугу, можно откладывать деньги с каждой зарплаты — при наличии, разумеется, функции пополнения счета.

— Для этих целей у нас разработан вклад «Банкоматный». Клиенты могут открыть его в течение тридцати секунд, — говорит Марк Нахманович из банка «Возрождение». Аналогичная услуга доступна и клиентам банка ВТБ24.

— Данная функция пользуется спросом, поскольку людям не приходится стоять в очереди и они могут открыть депозит в любое удобное для них время: банкомат работает круглые сутки, — объясняют в ВТБ24.

Уральский банк реконструкции и развития предлагает два банкоматных вклада — «Управляемый» и «Доходный».

— Клиенты, оформившие договор по ним, могут, не заходя в офис, пополнять свой счет или снимать с него средства. В зависимости от выбранного вклада проценты перечисляются на карточный счет клиента либо плюсуются к сумме вклада. «Управляемый» позволяет совершать расходные операции в течение всего срока действия вклада, зато по «Доходному» более высокая ставка, — рассказывают сотрудники банка.

Основной минус таких депозитов в том, что человек, открывающий счет через банкомат, существенно ограничен в выборе вида вклада.

— Их общая линейка клиенту недоступна, потому что на экране недостаточно места, чтобы разместить все предложения, — объясняет Елена Махота, член правления, вице-президент Промсвязьбанка.

Да и без посещения офиса обойтись не получится, если вы не являетесь обладателем «пластика» данного банка.

Видимо, поэтому многие участники рынка пока воздерживаются от предоставления подобной услуги.

— Мы не предлагаем такие вклады. Хотя теоретически это возможно, если при первом визите в банк клиент подписывает договор комплексного обслуживания, — объясняет Александр Вишняков, директор департамента карточного бизнеса и дистанционного банковского обслуживания Юникредитбанка.

Фото: Getty Images/Fotobank; Игорь Дмитриев/фотобанк «Лори»; Анастасия Семенова/фотобанк «Лори»; из личного архива П. Иванова

Банкоматные вклады (в рублях)

Что может банкомат: популярность банкоматных опций среди клиентов (в порядке убывания)

  1. Снятие наличных
  2. Оплата мобильной связи
  3. Оплата услуг ЖКХ, интернета
  4. Получение выписки по счетам
  5. Погашение кредита
  6. Подключение (отключение) услуги SMS-информирования
  7. Переводы средств между своими счетами
  8. Пополнение своего счета или вклада
  9. Оплата иных товаров и услуг
  10. Открытие вклада
  11. Перевод средств с карты на карту
  12. Обмен валюты
  13. Размен валюты

Точка зрения

Павел Иванов, руководитель проекта «Депозиты» НБ «ТРАСТ»:

В линейке срочных вкладов нашего банка есть «Траст-Мобильный», который позволяет осуществлять внесение как первоначального, так и дополнительных взносов через банкоматы, используя пластиковую карту, выпускаемую специально к данному вкладу. Однако для получения карты и оформления документов по вкладу необходимо все же обратиться в отделение банка. Возврат суммы вклада и начисленных процентов производится тоже на карту.

Этот вид вклада пользуется большой популярностью у клиентов из-за удобства управления и довольно выгодного предложения по доходности. Открыть его очень просто: минимальная сумма депозита составляет всего 10 рублей, максимальную доходность можно получить разместив на вкладе более 3 тысяч рублей. Пополнять его можно в течение всего срока действия, который в зависимости от желания клиента составляет от одного месяца до года.

Кстати, через банкоматы можно управлять не только вкладом, но и кредитом. Банк выдает заемщику кредитную карту, чтобы ему удобно было осуществлять ежемесячное погашение кредита. Удобство заключается в том, что клиенту достаточно через банкомат перечислить на эту карту сумму ежемесячного платежа (наличными или с другой карты безналичным переводом) — и в нужный день средства будут автоматически списаны в счет погашения долга.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №43 (171) 4 ноября 2010
    Ценности молодежи
    Содержание:
    Игрушечное время

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Реклама