Приключения «желтого бампера»

Актуально
Москва, 10.03.2011
«Русский репортер» №9 (187)
Фирменные желтые бамперы пазиков, следующих по маршруту Т-71, на глазах всего Нижнего становятся политическим символом — вроде синих ведерок или георгиевских ленточек. А загадочному «индивидуальному предпринимателю Каргину Д. В.», который много лет этот маршрут обслуживает, уже рукоплещет вся русскоязычная блогосфера: в трудную минуту, когда власти попытались отобрать у него бизнес, за Каргина вступились тысячи его клиентов. Причина в том, что он не просто делал деньги, а выстраивал со своими пассажирами долгосрочные отношения и в результате умудрился влюбить в свои маршрутки полгорода

Фото: Сергей Савостьянов для «РР»

Т-71 — она самая дешевая, начинает ездить раньше всех, а заканчивает позже всех, — загибает пальцы девушка-пасса­жирка, — и интервалы у нее минимальные: одна ушла, сразу другая подходит. И еще тут всегда есть кондуктор: водителю не надо разрываться между сдачей и дорогой. Даже если на остановке несколько автобусов, я всегда сажусь на «желтый бампер», это уже привычка.

Девушка выходит, не успев рассказать еще много чего. Например, про лотерею. С некоторых пор на Т-71 вместо грязно-серых талончиков появились нарядные билеты, на которых можно стереть защитный слой и обнаружить, что выиграл пиццу, фотоаппарат или просто хорошее настроение — потому что на «холостых» билетах под защитным слоем написаны пожелания здоровья и благополучия.

Изначально лотерея создавалась для того, чтобы пассажир был заинтересован брать билет, а не оставлять его кондуктору, который мог продать его повторно, поделив навар с водителем. Но потом оказалось, что лотерея — мощный стимулятор пассажиропотока. Когда в салонах Т-71 появились портреты победителей в обнимку с призами, люди стали ездить на «желтом бампере» не только с удовольствием, но и с азартом.

Доезжаю до конечной, пазик разворачивается, а я иду на проходную и поднимаюсь по старой железной лестнице в кабинет Дмитрия Каргина. Он похож на рабочее место авиадиспетчера — расположен прямо над площадкой, на которой разворачиваются его автобусы. Передо мной человек чуть за сорок, спокойный и позитивный, слово «проблема» в его речи никогда не стоит в конце фразы, за ним всегда следуют варианты решения, иногда самые неожиданные.

Каргин, наверное, единственный предприниматель в России, автобусы которого арестовывали за… участие в несанкционированном митинге. Когда выяснилось, что очередной конкурс на маршрут Т-71 он проиграл, в город вы­ехали четыре его автобуса с огромными желтыми плакатами: «Вместе наведем порядок в сфере пассажирских перевозок». Параллельно Каргин организовал сбор подписей в свою поддержку прямо в салонах маршруток, и за полтора дня расписались больше семи тысяч человек. Все это случилось перед выборами, и мэр с перепугу отменил результаты конкурса. Но тут вмешалась антимонопольная служба, которая сочла, что тот превысил свои полномочия. И вот теперь Каргин пытается отменить результаты конкурса через суд. Говорит, что не для себя старается.

— На участке Т-71 я уже 14 лет. Мне-то ничего не будет, если я потеряю этот бизнес. Я спокойно переориентируюсь на другой. А наш коллектив? Это же 200 человек, многие предпенсионного возраста. Они останутся без работы. А ведь все подчиненные у меня с высшим образованием, некоторые даже с двумя. Один я необразованный, — шутит Каргин.

Как многие талантливые предприниматели, в школе он учился очень плохо. После закончил Сормовский машиностроительный техникум. Высшее «для корочки» получать не захотел. Нужные для бизнеса навыки предпочел получать самостоятельно.

— До автобусов я занимался оптовой торговлей. Продавал фрукты, овощи, рыбу. А однокурсник работал в автопарке, и когда зарождались коммерческие перевозки, предложил войти в долю. Начинали мы с одного автобуса, а сейчас у меня на этом маршруте 35 машин. Бизнес с партнером потом разделили, он потерпел неудачу и пришел ко мне работать уже подчиненным и работает по сей день.

Среди сотрудников Каргина есть не только бывшие партнеры, но и бывшие пассажиры.

— Как-то позвонил один парень, предложил для Т-71 сайт сделать, — рассказывает Дмитрий. — Он, пока был студентом, ездил на нашей маршрутке, она ему нравилась. Теперь у меня работает.

На первом в России сайте, посвященном маршрутке, Дмитрий теперь сам читает каждую жалобу на форуме. Грязный салон? Водитель резко затормозил и обматерил пассажиров? Кондукторша нахамила? Вместо того чтобы удалять такие сообщения, Каргин всегда публикует отчет о принятых мерах. А неадекватным личностям просто отвечает: «Приезжайте, мы вернем вам 12 рублей».

— А из-за чего вы проиграли конкурс на маршрут?

— Не прошел по критерию «ДТП с пострадавшими». По той простой причине, что все мои автобусы честно оформлены на меня, а большинство других перевозчиков, по сути, являются лишь посредниками, которые сдают свой маршрут в аренду. Поэтому статистика у них чистая, зато цены на билеты выше. Почему меня пытаются вытеснить? Да потому что это доходное направление, и кому-то захотелось работать на нем по той же схеме — через аренду. Это ж можно 30 тысяч в месяц с автобуса получать и ничего не делать.

Конкурент Дмитрия Каргина — Александр Комраков признался в беседе с «РР», что у него действительно нет такого количества автобусов и персонала, чтобы обслуживать маршрут Т-71.

— Но не будут же люди и машины ждать, пока я выиграю конкурс? — говорит Комраков. — Когда выиг­раю, тогда и найму!

Странная логика получается у администрации города: отобрать маршрут у того, у кого все есть для его обслуживания, и передать тому, кому придется все необходимое еще где-то доставать. А может, и не придется.

— Получается, победитель тендера может сдать вам же в аренду ваш бывший маршрут? — спрашиваю я у Каргина.

— Обсуждался и такой вариант. Понимаете, дело в том, что я никогда никому не платил. Ни в черную, ни в белую. У меня даже диспетчерская своя. А конкуренты связаны взаимовыгодными отношениями с органами. И проверять их будут те же люди, которые близко с ними общаются.

— А почему вы не связаны? Это же выгодные связи?

— А я сделал ставку на пассажиров, на их гражданскую позицию. И мой пример показал, что выгоднее иметь хорошие отношения с клиентами, чтобы они защитили в случае его. Чиновник может в любой момент обмануть, а люди, если чувствуют, что ты с ними по-человечески, всегда поддержат.

— Но это более сложная задача, чем просто задружиться с нужными людьми. Зачем вам лишний риск?

— Понимаете, я человек состоявшийся, все свои жизненные задачи уже перевыполнил. У меня нет цели заработать еще одну кучку денег, мне не нужна яхта, не нужен самолет, все эти ценности с собой не заберешь. Я хочу развивать себя как личность. Хочется, чтобы мои сотрудники говорили, что они работают со мной, а не на меня, это большая разница. Мне в 16 лет папа сказал: «Дима, у тебя, кроме трусов, в этой жизни ничего нет». Это стимулировало. Но сегодня я заложник денег. Надо их постоянно сохранять, приумножать. И в то же время есть мои друзья-теннисисты — они буквально нищие, играют целыми днями. Вообще ни о чем не думают. Возьмут пакет молока, хлеба — и играют. Это же здорово!

По дороге к Московскому вокзалу терзаю кондуктора на тему жизненных перспектив:

— И что, вы действительно окажетесь без работы, если ваш начальник проиграет суд?

— Мы не можем проиграть. Потому что мы — лучшие! — мгновенно реагирует женщина.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №9 (187) 10 марта 2011
    Власть на местах
    Содержание:
    Партия без власти

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Среда обитания
    Путешествие
    Реклама