Долой реформы!

Сцена
Москва, 28.04.2011
«Русский репортер» №16 (194)

Пока еще не поздно, следует остановить реформы, в частности введение подушевого финансирования школьного образования и, вероятно, медицины, а также иных квазирыночных механизмов. Нужно прекратить писать безграмотные стандарты, нормативы, правила и пр. — до завершения обсуждения целей, смысла и плана преобразований. До начала любых резких движений их программа должна быть критически осмыслена широкой общественностью и профессиональными сообществами, причем неопробованные меры с непредсказуемыми последствиями должны быть отметены еще до начала любых обсуждений. Хватит экспериментировать на живых людях, тем более на детях!

Идейная линия наших реформ происходит из идеологии 1990-х, международных образцов, советов МВФ и всевозможных консультантов, в целом направленных на уменьшение бюджетных обязательств и создание рыночных механизмов. Результаты использования такого подхода разные: в том, что касается упрощения правил ведения бизнеса, — очень полезные, в социальной сфере — умеренные, а иногда и вовсе провальные (взять хотя бы сложный опыт простой с виду реформы — монетизации льгот).

Реформаторы обсуждают школу на языке «услуг» и «эффективности бюджетных расходов», что обнажает убогость их истинных целей. Не может перед системой образования стоять цель «оказания услуг населению» или тем более сокращения расходов. Ее разумная цель — всеобщее и доступное всем качественное образование и воспитание. Внутри этой цели возможны уточнения (нужно ли нам больше получить ученых и инженеров или чтобы все дети знали по три языка), но главное менять нельзя.

Сейчас с «подушевкой» ведется какая-то странная квазирыночная административная игра, завязанная на пересмотр правил финансирования. Как бы ни успокаивали нас в министерстве (да и успокаивают там как-то невнятно), даже при росте финансирования системы в целом непременно развернется какое-то нервное сражение. За что? За составление наиболее полного списка «услуг» в борьбе за деньги государства или родителей. Зачем все это? Кому это нужно?

Сейчас государственные школы делятся на категории по уровню финансирования. Равны не все. Конечно, там много непрозрачности и ерунды. Например, когда директор лицея умудряется выбить дополнительные деньги и от государства, и от родителей: формально — в фонд, неформально — за поступление. Обычно такие школы, даже имея деньги на хороших учителей, быстро деградируют, потому что директор делает бизнес, а не занимается улучшением образования. Поэтому попытки введения платных услуг должны пресекаться как деморализующие систему (в отличие от добровольных платежей, если они действительно добровольны).

Но такие «лицеи» и «гимназии» легко отличить от действительно хороших школ — по результатам (олимпиады, поступление в лучшие вузы и пр.). Иерархия школ есть в школьной системе любой страны. Важно добиваться, чтобы разрыв между ними не был велик и чтобы средний уровень рос, а талантливый и работоспособный ребенок из любой социальной группы мог попасть в наиболее продвинутую школу с научным уклоном.

Обычные школы, конечно, должны иметь перспективы роста, изменения статуса и уровня финансирования. Учителя должны иметь возможность неформальной, настоящей стажировки в лучших школах за государственный счет, а прием на работу лучших (в том числе молодых и талантливых) учителей, улучшение качества образования должны награждаться повышением статуса и уровнем финансирования. Это тоже конкурентные механизмы. Но это конкуренция не за список продаваемых «услуг», а за качество образования.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №16 (194) 28 апреля 2011
    Реформа школы
    Содержание:
    Долой реформы!

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Реклама