ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Мир

Танец на веревке

2011
Иллюстрация: Наталья Кожуховская

На ММКФ показали «Пину» Вима Вендерса

Рецензии на фильм начинались так: «Чудесный фильм чудесного режиссера». Я скажу проще: пошла смотреть это кино второй раз.

Давка у входа, нехватка наушников, режиссеры с билетами, как с флагами, проходят сквозь толпу. В толпе разговоры:

— Я видел Пину, когда ее привозили в Москву…

Пину Бауш привозили на Чеховский фес­тиваль неоднократно. Я тоже видела два ее спектакля. В «Мазурке Фого» меня потрясло то, что танцем была… голая негритянка в мыльных пузырях в ванне.

В хореографии Бауш важна не воздушность, как в классическом балете, а вес танцовщика и его положение в пространстве. Она прошерстила теории своих учителей-экспрессио­ни­с­тов Курта Йосса и Рудольфа фон Лобана, которые пытались произвести революцию до нее, и произвела-таки революцию. Секрет оказался прост: естественный жест. Не придуманный, не высокий какой-то жест искусства. А простой такой, земной, человеческий жест.

Жесты в ее танцах и спектаклях всегда можно перевести на понятный язык. Они такие, какие способна произвести, а потом и понять человеческая психика. Женщины падают на мужчину, а он должен их у земли поймать. Мужчины решительно уходят, переступая через цепляющуюся за брюки красотку. Дон Жуан перед каждой барышней спускает штаны и что-то сбивчиво объясняет.

Мужчины решительно уходят, переступая через цепляющуюся за брюки красотку. Дон Жуан перед каждой барышней спускает штаны и что-то сбивчиво объясняет

На репетициях Пина, задавая телом вопрос, требовала от танцовщика ответа — телом. И ей отвечали.

Вот актер в фильме Вендерса изображает Луну: руками показывает полный круг, потом убывающий. Ясно? Ясно.

Вот актеры под фокстрот показывают жес­тами осень, зиму, лето и весну. Это удивительное шествие, которое Вендерс демонстрирует несколько раз — начиная в театре, в финале фильма танцовщики оказываются на гребне холма. Это похоже на жизнь: мы переживаем смену времен года и все равно радуемся.

Но нельзя сказать, что все спектакли Пины благодушны. Их часто называли разрушительными. В «Контактхоф» люди в смокингах и вечерних платьях издеваются друг над другом, щиплют, тормошат, доводят до рыданий.

В 1973-м Пина Бауш возглавила балетную труппу оперного театра в промышленном городке Вуппертале и сделала его Меккой танца. Ставила по семь-восемь спектаклей в год, домой не торопилась — еще сигаретку, еще бокал вина — и всю жизнь, по сути, просидела в своем театре. Она смотрела на своих актеров 36 лет, смотрела с любовью.

Этот театр — метафора жизни вообще. Артисты пришли туда молодыми, по ночам засиживались, выдумывая новый танец, завтракали вместе на станции метро. Не могли расстаться. У артистов уже и дети родились и стали артистами труппы. Кадры хроники: вот Пина юная, с детскими еще глазами, а вот ей тридцать, она в скандинавской шапочке, мужских брюках и ботинках, репетирует, а вот ей пятьдесят, с вечной сигареткой, и наконец шестьдесят восемь, перед смертью.

Она так и осталась девочкой — ну, с морщинками. Ее шестидесятилетние танцовщицы-девушки. Танцовщики вообще передают это странное, неподвластное времени состояние: их худощавые натренированные тела юны, они могут играть молодые чувства: страсть, расставания, нежность.

Вендерс показывает это, благо в кино возможны волшебные эффекты. Вот юная девушка в розовом приходит, демонстрирует руки, зубы, выпрямляется — и ей пятьдесят, семьдесят… Вот юноша — а вот старик.

В труппе, где есть поляки, русские, французы, азиаты, пожилые, юные, люди с неформатными для танца телами, не нужно было следовать стандартам. Пина говорила: неважно, как двигаются люди, важно, что ими движет.

В фильме есть танец: привязанная веревкой женщина бежит, разгоняется, рвется, пока не осознает границу своей свободы, но все равно бежит, бежит в сторону, пробует веревку на прочность. А вдали в светлом проеме проходит женщина в алом платье с деревом за спиной. Мы осознаем свои границы, но эти попытки несвободного человека рвануть к светлому проему, к фантастической мечте, этот танец на веревке — и есть жизнь.

Я ходила в кино со своими артистами, с которыми мы делаем спектакль. Актер X, выйдя, спросил недовольно:

— Все это хорошо, но как это поможет нашему спектаклю?

Танцтеатр, придуманный Пиной, поможет не только нашему спектаклю.

Это тот самый танец в сторону светлого проема, где есть мечта и дерево. Куда стоит стремиться.

№26 (204)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама