Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

10 деятели культуры

2011

Сергей Лобан и Марина Потапова

Режиссер и сценарист

За лучший русский фильм последнего времени — «Шапито-шоу»

Этот творческий тандем уже сделал один культовый фильм — «Пыль», но он был безбюджетный, маленький и для «своих» («Свои» — так называется арт-объеди­нение, в которое входят Лобан с Потаповой). «Шапито-шоу», которое снималось несколько лет с перерывами из-за нехватки денег, — выход на другой уровень. Эта эпическая картина (идет четыре часа и населена кучей разных персонажей) фактически является манифес­том це­лого поколения людей, чье главное стремление — быть собой, жить своей жизнью, уважать свободу другого и не забивать свою голову «государством», «родиной», «национализмом» и прочей «пылью». По-настоя­щему независимое, свободное кино, прекрасная альтернатива и нашему тупому мейнстриму, и нашему нарочито депрессивному артхаусу.

Игорь Растеряев

rep_216_pics/rep_216_100-2.jpg

Артист, автор и исполнитель песен

За главные русские песни года

Слава его началась с домашнего видео на ютубе: деревенский паренек исполняет под аккордеон трогательную песню «Комбай­неры». Песня сразу приобрела бешеную популярность, а вскоре все узнали исполнителя — Игоря Растеряева, актера питерского театра «Буфф», который каждое лето проводит на родине предков, казачьем хуторе Глинище, где и черпает вдохновение для своей деревенской лирики, взорвавшей Рунет. После первого успеха песни Растеряева стали появляться в Сети одна за другой, причем все более серьезные: как бы патриотический стеб сменился искренним патриотизмом («Русская дорога», «Георгиевская ленточка»). Сегодня Растеряева принимают как серьезного исполнителя, он покоряет чарты рок-радиостанций и выступает на больших концертных площадках. В этом году у него вышел альбом «Русская дорога».

Захар Прилепин

rep_216_pics/rep_216_100-3.jpg

Писатель

За главные романы десятилетия

В конце мая Захар Прилепин получил премию «Супернацбест»: его роман «Грех» был признан лучшей книгой десятилетия, и писатель увез к себе домой в Нижний Новгород $100 тысяч призового фонда. А весной у Прилепина вышел новый роман — «Черная обезьяна». Если премия укрепила статус писателя, то роман стал важным этапом в его творчестве. Прилепина упрекали за однообразность приема: все тексты состоят из описания очень мрачной российской действительности, в которой пытается выжить и не потерять себя герой, честный, добрый и открытый. В «Обезьяне» герой пытается стать плохим, а роман является смесью из фантастики, журналистских очер-ков и семейной драмы. Прилепин показал, что может писать все что угодно, при этом не снижая качества.

Александр Роднянский

rep_216_pics/rep_216_100-4.jpg

Продюсер

За продюсирование главных авторских фильмов года

Будучи одним из главных российских продюсеров, Роднянский в этом году переключился на авторское кино и спродюсировал четыре некоммерческих фильма, ставших громкими событиями фестивального года в России и за рубежом. «В субботу» Александра Миндадзе — картина об одном дне после чернобыльской катастрофы — тут же оказалась в главном конкурсе Берлинале; «Я тебя люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова — экспериментальное кино о жизни реальных ростовчан — попало в Роттердам; «Елена», третий и лучший фильм Андрея Звягинцева, была включена в каннский «Особый взгляд» и получила там спецприз жюри. Кроме того, Роднянский выступил исполнительным продюсером документального блокбастера «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, который стал вторым фильмом открытия Венецианского кинофестиваля. Все эти картины имеют неплохие шансы в мировом прокате. Опыт Роднянского подтверждает, что сейчас в России лучше вкладывать деньги в штучное арт-кино, которое изначально дешевле, притом что «фабричный» мейнстрим остается рискованным и преимущественно второсортным.

Андрей Плахов

Программный директор питерского кинофестиваля

За лучший кинофорум года

Главным мероприятием в российской киноиндустрии этого года стал Санкт-Петербургский кинофорум. И это во многом заслуга его артдиректора Андрея Плахова, которому удалось составить программу из лучших фес­тивальных фильмов и интересных ретроспектив. В негласном соревновании Санкт-Петербург­ский кино­форум против Московского международного кинофестиваля победа досталась Питеру. В условиях, когда показ и прокат авторского кино в России практически умерли, Плахову удалось сделать фестиваль, который показывает, что хорошее кино есть кому ставить и что в России его есть кому смотреть.

Борис Куприянов

rep_216_pics/rep_216_100-5.jpg

Книготорговец

За новые форматы «умной» книготорговли

За этот год Куприянов окончательно стал лицом российского независимого книжного рынка. Долгое время он был совладельцем «Фаланстера» — книжной лавки, где продается качественная проза и литература по гуманитарным наукам, причем по самым низким в Мос­кве ценам. В этом году к «Фаланстеру» прибавился «Циолковский» — магазин на территории Политехнического музея, в самом центре столицы, а сам Куприянов из книготорговца превратился в консультанта: по его советам в Перми открылся магазин «Пиот­ровский», в Пензе — «В переплете», в Питере — «Все сво­бодны». В сентябре Куприянов выступил одним из соучредителей книжной ярмарки «Новая площадь», ко­торая стала главным событием московской литературной осени.

Андрей Монастырский

rep_216_pics/rep_216_101-1.jpg

Художник, основатель арт-группы «Коллективные действия»

За главный проект современного искусства года

Монастырский — теневой патриарх русского современного искусства. Последние 20 лет дистанцировался от столичной художественной жизни, считая ее «провинциальной жалкой коммерческой еботней». Однако летом этого года именно он представлял Россию на Венецианской биеннале — с инсталляцией «Пустые зоны», составленной из тюремных нар, венецианских лодочных свай, развешанной по стенам документации «Коллективных действий», мониторов с видео и парящего надо всем этим транспаранта: «Странно, зачем я лгал самому себе, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах, ведь на самом деле здесь так же, как везде, только еще острее это чувствуешь и глубже не понимаешь». Эта инсталляция объединила давнюю русскую традицию эскапизма и внесистемности и моднейший мировой тренд «партиципаторного искусства», в котором публика становится активным участником создания произведения и без нее его не существует.

Кирилл Серебренников

rep_216_pics/rep_216_101-2.jpg

Театральный режиссер, педагог

За современный проект в Большом театре

Серебренников — главный экспериментатор и реформатор современного театра. В этом сезоне он поставил в Большом театре гротескную политическую сатиру — оперу «Золотой петушок», а также стал одним из заместителей художественного руководителя МХТ как руководитель «Седьмой студии». Студия будет делать эксперименты на новой сцене театра, где на одной площадке встретятся студенты Школы-студии, молодые актеры МХТ и знаменитые мастера. Совместно с Центром современного искусства «Винзавод» «Седьмая студия» начала совершенно новый и невозможный для репертуарного театра проект «Платформа»: здесь будут делать спектакли на стыке театра, танца, музыки и мультимедиа, а также будет школа с мастер-классами звезд современного драматического искусства.

Михаил Ефремов

rep_216_pics/rep_216_101-3.jpg

Актер

За новое слово в политической сатире

Начиная с февраля Ефремов каждую неделю читает одно стихотворение Дмитрия Быкова на злободневную острополитическую тему. Цикл получил название «Гражданин поэт» в честь некрасовского стихотворения «Поэт и гражданин». Но Ефремов не просто исполнитель, он стал соавтором Быкова: каждое стихо­творение превращается в мини-спектакль, для которого актер придумывает новый образ, интонацию и даже голос. Ролики Ефремова пользуются огромным спросом в социальных сетях, а концертные выступления собирают аншлаги. В отсутствие реальной политической жизни и нормальной политической сатиры еженедельное шоу Ефремова заняло то самое место, которое в 1990-х годах занимала программа «Куклы», а в 2000-х — проект Максима Кононенко «Владимир Владимирович TM».

Александр Сокуров

rep_216_pics/rep_216_101-4.jpg

Кинорежиссер

За главную победу русского кино

Его новая картина «Фауст» победила на прошедшем недавно Венецианском кино­фестивале. Даже те, кто не привык смотреть глубокое и «неклиповое» кино, испытали гордость за родину, а также получили хороший шанс посмотреть или пересмотреть разного Сокурова и вообще киноклассику, встретиться с искусством без попкорна. «Принципы, по которым я существую, не всегда сходятся с принципами русского и, может быть, европейского кино. Например, отказ от насилия. От насилия как профессионального инструмента, как драматургического инструмента, от сюжетов и образов, связанных с героизацией насилия… Я уверен, что это, может быть, один из немногих случаев, когда я абсолютно прав. Я знаю инструмент кино, знаю, какой он серьезный, сложный и опасный, как он может разрушить культуру и чело­века», — сказал мастер в интервью «РР».

Провал года

rep_216_pics/rep_216_101-5.jpg

Никита Михалков

Кинорежиссер, продюсер, председатель Союза кинематографистов РФ

Кассовый провал, мигалка, точечная застройка

За прошедший год с его именем и деятельностью было связано три скандала, каждый из которых нанес его профессиональной и личной репутации непоправимый урон. Во-первых, как председатель Общественного совета при Минобороны Михалков ездил по встречке с мигалкой, пока ее наконец не отобрали. Во-вторых, он засветился в нехорошей истории с точечной застройкой: студия Михалкова «Три Тэ» возводит собственный отель в Малом Козихинском переулке в Москве, подвергая, по утверждению местных жителей, опасности разрушения все соседние дома. И наконец, режиссер продемонстрировал свою профессиональную неадекватность, сняв эпопею «Утомленные солнцем 2». Каждая новая часть «Утомленных» не просто вызывает ярость критиков, но и с треском прова­ливается в прокате. В частности, вышедшая в 2011 году «Цитадель» собрала всего 1,5 млн долларов при бюджете 45 млн — это рекордный для отечественного кино кассовый провал. Тем не менее Михалков лоббирует выдвижение своей картины на «Оскар».

Фотография: PhotoXPress (2); Алексей Майшев для «РР»; РИА Новости (4); Варвара Лозенко для «РР»; Сергей Киселев/Коммерсант; ИТАР-ТАСС

№38 (216)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Инстаграм как бизнес-инструмент

    Как увеличивать доходы , используя новые технологии

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама