Девайсы вместо бомбы

Сцена
Москва, 13.10.2011
«Русский репортер» №40 (218)

Взлохмаченные компьютерщики из Силиконовой долины перевернули традиционную схему развития инноваций. До этого новые технологии исходили главным образом из оборонного ведомства. Лучшие физики трудились над созданием атомной бомбы. Лучшие инженеры проектировали новые истребители и бомбардировщики. Военные скупали самые передовые разработки, переманивали к себе самые продвинутые умы. Интеллектуальные сливки доставались оборонке. Из ее недр появились и компьютер, и мобильная связь, и интернет.

Затем шла космонавтика, после нее — крупные корпорации и большая наука. И только выжатые остатки, не удостоенные грифа «секретно», доставались простым обывателям.

И тут вдруг в отцовских гаражах недоучившиеся студенты стали создавать новейшие технологии, которые потом приносили миллиарды. Генералы остались с носом.

Герои цифрового общества, новые миллиардеры были идейными пацифистами. Через их сознание прокатились бурные шестидесятые, когда не бороться против войны во Вьетнаме и ядерного оружия считалось просто неприличным. Тысячи студентов днем маршировали, размахивая пацификами, а ночью писали программы и паяли микросхемы. Говорят, что второй основатель Apple Стивен Возняк был исключен из университета за то, что взломал вузовскую компьютерную систему, после чего вместо документов ректора она выдавала исключительно антивоенные лозунги.

Но дело было не только и не столько в идейном неприятии милитаризма. Америка богатела, массовый потребитель был готов к излишествам и становился серьезным заказчиком инноваций. Государству можно было продать одну бомбу или десять истребителей. А персональные компью­теры распродавались миллионами. Поток новых технологий пошел мимо секретных военных центров и устоявших бизнес-корпораций.

Американская мечта изменила свой облик. «Купить яблоко за пятьдесят центов, продать его за доллар» — такова классическая формула американского успеха. Иногда к ней еще добавляют: «А потом получить наследство от дяди и открыть собственный бизнес». Джобс и ему подобные изобрели другую схему: собрать в гараже компьютер Apple, продать его, на вырученные деньги собрать два компьютера Apple… Наследство от дяди-миллионера оказалось уже не нужно. То, что эта модель не ушла в прошлое, доказывает опыт Марка Цукерберга — создателя социальной сети Facebook и одного из самых молодых миллиардеров планеты.

В первые дни после сообщения о смерти Джобса в магазинах Apple в США — во множестве стихийно — появилось что-то вроде жертвенников или иконостасов — с портретами гуру-Джобса, открытками, детскими рисунками, трогательными надписями и с коробочками для пожертвований. Тысячи простых людей бросали туда деньги. Казалось бы, зачем мертвому миллиардеру лишний доллар от подростка или пенсионерки? Да просто это очень американский способ выражения солидарности и бескорыстной благодарности, похожим образом работает и массовая благотворительность.

Но это еще и символ времени — эпохи, когда история движется не военными бюджетами и великими стройками, а миллионами людей, которые, совершая вроде как свободный выбор, не сговариваясь, несут свои денежки в один и тот же «культовый» магазин ради очередной порции виртуальной реальности.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №40 (218) 13 октября 2011
    Кем был Стивен Джобс
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама