Президент-губернаторы

Актуально
Москва, 26.01.2012
«Русский репортер» №3 (232)
Механизм назначения губернаторов доживает последние недели. «РР» проанализировал все назначения губернаторов за семь лет, чтобы понять, как Кремль распоряжался своим правом и выработал ли он какие-то критерии поиска эффективных управленцев

Фото: РИА Новости

1. С какой скоростью менялись губернаторы 

Теракт в Беслане был скорее поводом, нежели причиной перехода от выборности к назначаемости глав российских регионов. Во всяком случае уже в первый год Владимир Путин 43 раза применил новый закон, то есть тест на лояльность Москве пришлось пройти почти половине губернаторов. Большинство из них тогда усидели в своих креслах. Очевидно, президент, продемонстрировав свою силу, одновременно дал понять, что не намерен пользоваться ею неограниченно. И уже в следующем, 2006 году произошло всего семь смен губернаторов.

Однако еще через год, в 2007-м, их количество снова резко подскочило — в четыре раза. Это был год, предшествовавший президентским выборам, на которых Владимир Путин решил не баллотироваться. Вероятно, покидая президентский пост, он старался оставить в наследство своему преемнику как можно больше своих людей. Такие всплески кадровой активности регулярно фиксируются в ситуациях, когда срок смены руководителя известен заранее. Например, сейчас специалисты обращают внимание на ускоренную ротацию высшего генералитета в Китае: в конце этого — начале следующего года там должен смениться лидер. Логика та же: предшест­венник хочет повлиять на состав команды преемника.

2. Ставка на варягов

Еще одна тенденция подтверждает предположение, что переход к назначаемости глав регионов был скорее не упреждаю­-щей мерой против возможных эксцессов, а продуманным шагом, направленным на плановое укрепление вертикали власти. На губернаторство стали активно продвигаться «варяги» — люди, ранее не имевшие связей с вверенными им регионами. И опять-таки сильнее всего это заметно по первому же году: в 2005-м из одиннадцати новых назначенцев восемь оказались «варягами».

Уже тогда была применена тактика экспорта управленцев из тех регионов, которые, по мнению Кремля, управлялись успешно — прежде всего из Мос­квы. Столичный вице-мэр Валерий Шанцев возглавил Нижегородскую область, другой вице-мэр Михаил Мень — Ивановскую, а избиравшийся от Москвы зампред Госдумы Георгий Боос — Калининградскую. Позже в другие регионы «командировались» люди из Казани и некоторых других успешных городов.

Результат оказался неоднозначным. Значительную долю этих назначенцев пришлось впоследствии снимать с должностей после крупных скандалов или за неудовлетворительную работу. Как, например, того же Бооса или назначенного из Татарстана в Амурскую область Николая Колесова. Но в целом Кремль, выбирая между «варягами» и местными, продолжил отдавать предпочтение первым. Недоверие Кремля к местным элитам, способным генерировать весьма самостоятельных губернаторов-тяжеловесов, замыкающих на себя значительные финансовые потоки, оказалось объективным фактором. Даже не слишком удачный опыт назначения чужаков не заставил Москву отказаться от стремления делать ставку именно на них.

3. Конец эпохи тяжеловесов

Новый принцип формирования губернаторского корпуса стал мощным орудием зачистки регионов от местных лидеров-тяжеловесов не сразу. Некоторые зубры вроде главы Орловской области Егора Строева ушли раньше, но главный удар по влиятельным губернаторам ельцинской поры пришелся на 2010 год. Именно тогда покинули посты занимавшие их аж с советских времен главы Татарстана Минтимер Шаймиев, Башкирии — Муртаза Рахимов, Ростовской области — Владимир Чуб, а также продержавшийся 17 лет президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов и, главное, реально претендовавший в свое время на федеральную власть и казавшийся вечным мэр Москвы Юрий Лужков.

Где-то, как в Татарстане и Калмыкии, отстранение тяжеловесов произошло полюбовно. За это им была дана возможность выбрать себе преемников. Там же, где они сопротивлялись до последнего, как в Башкирии и Москве, на смену пришли «варяги».

Отчасти это случилось потому, что осторожному Владимиру Путину требовалось сначала усыпить бдительность региональных элит: если бы они увидели, что Кремль начал их тотальную зачистку и терять им нечего, могли бы создать организованную фронду. Отчасти, вероятно, и потому, что заслужившему доверие бюрократии именно бережным отношением к кадрам Путину было проще сделать это руками своего ставленника Дмитрия Медведева, формально сохранив имидж руководителя, который «своих не сдает».

4. Силовики не прижились

Удивительно, но механизм назначения губернаторов не привел во главу регионов силовиков. Скорее наоборот: раньше или позже этих должностей лишились многие военные и чекисты, успевшие стать губернаторами в результате всеобщих выборов. В первые годы президент их часто переназначал, как Виктора Маслова в Смоленске или Бориса Громова в Подмосковье. Но довольно быстро стало ясно, что руководители из них получаются далеко не всегда отвечающие даже вполне умеренным требованиям Кремля.

В итоге за все годы с момента реформы назначения силовиков можно пересчитать по пальцам. Дмитрий Медведев, собственно, вообще назначил только одного — главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. При этом он, в отличие от Путина, пробовал экспериментировать, привлекая на  губернаторские посты людей из новых сфер, которые до него не рас­сматривались как возможные источники пополнения губернаторского корпуса. Именно Медведев назначил губернатором Кировской области бывшего оппозиционера Никиту Белых и дал возможность проявить себя в региональном управлении экс-судье Конституционного суда Борису Эбзееву.

5. Губернаторы помолодели

Переход от выборности к назначаемости глав регионов «дал дорогу молодым». На место разменявших седьмой, а то и восьмой десяток тяжеловесов вроде Петра Сумина, Минтимера Шаймиева или Муртазы Рахимова начали приходить управленцы, оказавшиеся не только моложе них на целое поколение, — они моложе, даже если сравнивать возраст предшественников и сменщиков на момент вступления обоих в должность. Медведевские назначенцы оказались в среднем на десять лет моложе своих предшественников — под стать самому президенту.

Среди губернаторов стало меньше инженеров и агрономов, зато больше юристов и экономистов. Многие из них оказались представителями «кадрового резерва “Единой России”», то есть Кремль попытался обкатать на регионах практику внедрения на высшие управленческие должности людей, карьерно выросших и состоявшихся в рамках новой управленческой системы.

Однозначный вывод об эффективности этой практики пока сделать сложно. Где-то представители «кадрового резерва» смогли проявить себя как деятельные и эффективные управленцы, как, например, Дмитрий Кобылкин на Ямале. Где-то не вполне, как, например, Андрей Турчак в Псковской области.

С какой скоростью менялись губернаторы
Соотношение «варягов» и местных кадров среди новых губернаторов **
Как убирали «политических тяжеловесов»***
Как убирали «политических тяжеловесов»***
За семь лет президенты назначили губернаторами 129 человек
Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (232) 26 января 2012
    Казахстан
    Содержание:
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама