Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Ровесник модернизации

2012

Superjet — практически ровесник нашей модернизации, которая начиналась, конечно, не четыре года назад. Собственно, этот проект и обозначал ее начало. Во многом к нему она пока и сводится.

Если Советский Союз был страной уникальной промышленной автаркии, способной и производить, и потреблять практически всю номенклатуру товаров, то наше нынешнее восстановление после спада 90-х идет с ориентацией на импорт, экспорт и кооперацию. Конечно, в 30-е годы наша страна тоже была активнейшим импортером, закупавшим для себя целые иностранные заводы, и вплоть до конца советской власти мы ввозили массу производственного оборудования. Но сделать самолет, состоящий на 80% из иностранных комплектующих и предназначенный в основном для внешнего рынка, в те времена было немыслимо. В этом смысле мы были похожи на США. Да и не только в этом.

Теперь мы больше похожи на Бразилию, чей Embraer чаще всего и сравнивают с Superjet. В судьбе Empresa Brasileira de Aeronáutica после тамошнего кризиса 1994 года принял активное участие иностранный капитал, и ее основные рынки находятся за пределами Бразилии. По бразильскому же пути пошел наш автопром, перейдя на производство иностранных моделей. Правда, наше геополитическое положение в суперконфликтной Евразии радикально отличается от бразильского, и мы продолжаем быть ведущим производителем военной техники.

Характерно, что выжили после глубокого спада 90-х годов прежде всего военные производители, построившие в результате Superjet. Что бы ни говорили поклонники Ту-334, за который, конечно, тем не менее обидно. Но еще обиднее, кстати, будет за Ил-96, о котором приходилось читать, что его наличие в авиапарке под угрозой в результате давления лоббистов иностранных авиапроизводителей. Это состоявшийся самолет, на котором летает и российский президент, у «Ильюшина» всегда получались исключительно надежные машины, и его нельзя отдавать ни под каким видом.

Гражданские самолеты советского производства много летали в авиакомпаниях стран третьего мира. Но эти рынки не были для нас главными. «Сухой-100» — это первый самолет, которому надо было изо всех сил понравиться иностранному покупателю. Возможно, поэтому здесь и произошел трагический сбой.

Тема, которая непременно будет в связи с этим обсуждаться, — те самые иностранные комплектующие, которые преобладают в новом самолете. В обсуждениях на авиафорумах их часто называют одной из причин катастрофы (упоминаются некие «китайские приборы неизвестного качества» и тому подобное). Поставщики у «Гражданских самолетов Сухого» на самом деле знатные, как бы в итоге ни пострадала репутация кого-то из них после расследования. Видимо, на нынешней стадии модернизации авиапрома столь широкая кооперация была неизбежной. Но замечательный японский опыт, которому мы недавно посвятили целый номер, учит, как можно делать по-другому.

Путь нашей модернизации состоит в создании огромных организационно-производственных комплексов — объединенных компаний, госкорпораций — при выделении им государственных средств. Миновать данную стадию желательно как можно скорее. В больших компаниях деньги исчезают, как в прорву. Мало того что присутствует пресловутое воровство, мы вообще в России не умеем считать деньги так, как издавна умеют на Западе и тем более как научились за последние десятилетия в гигантских транснациональных корпорациях.

Может быть, это слишком смелое и малонаучное обобщение. Но, так или иначе, пренебрежение модным на том же Западе в 80-е годы лозунгом «Малое прекрасно!» у нас вопиющее. Тут какие-то крайности. То ругали советскую гигантоманию, раздробив превосходные производственные комплексы едва ли не на цеха. Затем объединяли до сверхкрупных размеров. А между тем то самое «Малое прекрасно!» — это и есть обобщение японского опыта, потрясшего в свое время Америку своей эффективностью. И как мы писали в специальном выпуске, в Японии государственные деньги на модернизацию доставались не крупным концернам, а мелким производителям комплектующих. Это давало огромный эффект с точки зрения занятости, развития предпринимательства, возрождения национальной промышленности. Не надо было покупать все за границей, делали сами, причем делали очень хорошо. И наконец, маленькая производственная фирма не украдет. Там все видно, там не исчезнут миллиарды.

Рассуждать можно много… Очень жаль разбившихся людей, их родных и близких. Что это было — отказ техники или чрезмерный риск полета в незнакомой местности, или внезапное и фатальное ухудшение погоды? Пока неизвестно. Мир праху погибших.

№19 (248)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама