10 летних флешмобов

Среда обитания
Москва, 21.06.2012
«Русский репортер» №24 (253)
Флешмоб-движению скоро исполнится десять лет. В 2002 году социолог Говард Рейнгольд предсказал появление «умных толп», которые будут самоорганизовываться с помощью социальных сетей. С его книги «Умные толпы: следующая социальная революция», ставшей бестселлером, и начались флешмобы. Их главное правило: поступки участников не должны поддаваться логическому объяснению, при этом сами моберы делают вид, что не договаривались об акции заранее и вообще не знают друг друга. «РР» собрал лучшие сценарии «вспышек толпы» (именно так переводится слово «флешмоб»), которые ожидают Россию в ближайшее время

Фото: Оксана Юшко для «РР»

01. Танцевальный флешмоб

Тренд

Танцевальный флешмоб сейчас на пике популярности, его сценарии не повторяются никогда. В течение лета он пройдет практически во всех крупных городах России.

Условия проведения

Акции проводят на многолюдной площади, лучше в выходной день. Вариант — площадка внутри крупного торгового центра. Количество участников — от 15 человек. Хореография должна быть достаточно простой, чтобы движения за две-три репетиции мог выучить любой человек.

Реквизит

Аудиоаппаратура. Наличие костюма является скорее исключением, чем правилом, — участники флешмоба ничем не должны выделяться.

Что надо делать

Мирно прогуливаться, изображая толпу, пока заводила не включит музыку. Танцевать начинает один человек. Затем к нему присоединяется товарищ, и оба выделывают что-нибудь акробатическое. Постепенно количество танцующих возрастает, они захватывают все большее пространство — прохожие расступаются и встают кругом. Как только музыка смолкает, моберы растворяются в толпе.

Какой в этом смысл

Сделать всех окружающих счастливыми.

Реплика

— Танцующие люди чувствуют себя намного счастливее, — утверждает хореограф-организатор танцевальных флешмобов в Москве Татьяна Скалозуб, руководитель молодежной организации «Танцующий город». — Флешмоб идеально подходит для того, чтобы избавиться от страхов и комплексов. Перед тем как присоединиться к нам, многие участники долгое время следят за нашими событиями в интернете. Основная причина, по которой они не присоединяются, — это неуверенность в себе. Но стоит только решиться и поучаствовать хотя бы в одной репетиции, и все забывают о своем страхе перед танцами!

Исторический факт

Всемирную славу и 63 миллиона просмотров на ютубе получил бывший программист Мэтт Хардинг, которого теперь зовут не иначе как танцующий Мэтт. Много лет парня тяготили трудовые будни перед компьютерным экраном, и в 2005 году, когда ему предложили участвовать в разработке игры, в которой предполагалось уничтожить человечество, Мэтт прозрел, бросил все и отправился путешествовать по миру. В каждой стране в самом необычном месте он танцевал один и тот же нелепый танец, снимал его на видео и выкладывал на ютубе. Вскоре родился флешмоб: в каждом городе Мэтта ждут толпы людей, желающих станцевать его идиотский танец, чтобы стать немножечко счастливее.

Где и когда

Чтобы увидеть места и даты, достаточно набрать «танцевальный флешмоб» в социальной сети «ВКонтакте», поставив поиск по встречам: Ельц, Воркута, Челябинск, Чебоксары… В Москве он пройдет 27 и 28 июня, а также в июле (http://vk.com/dancingcity). В Санкт-Петербурге — 27 июля и 12 августа (http://vk.com/tangorodspb).

25 июня, в годовщину смерти Майкла Джексона, в российских городах пройдут «Майкл Джексон флешмобы». Чтобы найти свой город, задайте поиск «Майкл Джексон» по встречам «ВКонтакте».

02. Массовое помешательство

 rep_253_087-1.jpg Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Тренд

Классический вид флешмоба с четким сценарием. Если их почитать, складывается впечатление, что IQ авторов не выше, чем у Форреста Гампа. Большинство просто предлагает повторить реализованное кем-то действо.

Условия проведения

Скамеечки в парке, магазин, автобус — любое пространство, где можно пристать к случайным жертвам с дурацкими вопросами.

Реквизит

От противогазов до бутылочек с шампунями.

Что надо делать

С самым серьезным видом делать что-нибудь абсурдное: выгуливать тостер, ходить с кирпичом на голове или выстроиться в очередь, чтобы нажать нарисованную кнопку. Популярен флешмоб, когда по сигналу внезапно оголодавшие участники достают из сумок различные предметы и, к ужасу случайных свидетелей, начинают яростно их «поедать».

Какой в этом смысл

Вызвать у прохожих мысль о помешательстве большинства людей вокруг.

Реплика

— Недавно мы провели флешмоб «Ананас». Это новый сценарий, наша идея, — рассказывает «РР» Вероника Михотина, админ одной из крупнейших групп флешмоберов «ВКонтакте» «Флешмоб Москва», объединяющей девять тысяч человек. — Люди вышли на улицы с ананасами, нарядив их в костюмы, и общались с ними, как с живыми существами. Самые безбашенные разговаривали от имени ананасов с прохожими.

— Вот, например, сценарий «Бабушка»: подходим к высотному бизнес-центру, задираем головы и зовем бабушку. Или «Урна»: подходит к урне человек и начинает выбрасывать странные предметы — например, флаг СССР. За ним выстраиваются другие участники и по очереди выбрасывают то, что заготовили: один человек принес елку, был даже сливной бачок… — вспоминает сценарии донецкий мобер Владимир Рябчук.

Исторический факт

Первый в истории человечества успешный флешмоб состоялся в Нью-Йорке 17 июня 2003 года. 150 человек ввалились в мебельный магазин, сгрудились у самого дорогого ковра и стали убеждать продавца, что они живут коммуной на окраине Нью-Йорка и пришли купить «коврик любви».

Где и когда

В июле в Ростове-на-Дону пройдут флешмобы «Эпидемия» (http://vk.com/event32814495) и «Новый год второй раз» (http://vk.com/event38641690): участники явятся на пляж с елкой и в зимней одежде.

3–5 августа в Донецке ожидается «Мобфест», на который съедутся моберы-туристы из России и стран СНГ(donetsk2012.mobfest.info). Организатор «Мобфеста» Владимир Рябчук рассказал «РР» по секрету: «Тематика феста — больница».

03. Флешмоб в нижнем белье

 rep_253_087-2.jpg Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank

Тренд

В России за такое и побить могут, да и холодно. Поэтому моберы предпочитают гулять летом и в пижаме.

Условия проведения

Акции могут проходить в метро, в автобусе, на оживленной улице, количество участников — от 5 человек.

Реквизит

Смелый вариант — без штанов. Более симпатичные — домашние тапочки, пижама или халат, по желанию шапочка для душа, бигуди, зубная щетка, прическа «я проснулся».

Что надо делать

Передвигаться по городу в самом тупом домашнем прикиде или дезабилье, делая вид, что ничего необычного не происходит. Читать, разгадывать судоку, есть бутерброд — изображать, что едешь на работу.

Какой в этом смысл

Кошмар любого горожанина — спросонья выйти из дома в халате и домашних тапочках. А еще каждый хоть раз в жизни видел сон, где оказывался на оживленной улице в одном исподнем. В лучшем случае. Так что сценарий этого флешмоба — способ преодоления социального страха «быть не таким, как все». Моберы не понимают, почему нормальный человек должен испытывать стыд, если он как-то не так одет.

Реплика

— В США люди не стесняясь выходят на улицу в нижнем белье, они относятся к этому с юмором. В России нас не поняло больше половины населения, — констатирует Вероника Михотина, организатор московских флешмобов.

Исторический факт

Нью-йоркский клуб розыгрышей Improv Everywhere ежегодно устраивает зимнюю акцию «В метро без штанов». В этом году ее поддержали 60 городов мира. Люди, одетые в зимние куртки, снимают штаны прямо в метро, вызывая ужас у непосвященных. Понятное дело, девушки одевают в этот день самые красивые трусики. А вот мужское белье, как правило, малоэстетично. В акции участвуют даже солидные пожилые люди.

Где и когда

Флешмоб «После душа» пройдет 27 июня в Пятигорске (http://vk.com/posle_dusha).

04. «Обнимашки»

 rep_253_088-1.jpg Фото: РИА Новост
Фото: РИА Новост

Тренд

Это один из немногих флешмобов, имеющих собственный сайт (http://freehugscam-paign.org) и получивших международное распространение.

Условия проведения

Улица. Количество участников ничем не ограничено.

Реквизит

Табличка «Обниму даром».

Что надо делать

Идти с табличкой «Обниму даром», улыбаться и раскрывать прохожим объятия. В Москве люди обнимаются охотно. По крайней мере пенсионеры и студенты. Тем, кому тридцать — сорок, настроены менее дружелюбно. Во избежание утраты веры в человечество организаторы «Обнимашек» советуют не хранить в карманах деньги и мобильники.

Какой в этом смысл

Смысл этой акции христианский: все люди братья. Для мобера это способ преодоления собственного страха, ведь обнимать приходится любого встречного, даже полицейского.

Реплика

— Цель флешмоба — поднять настроение. Обычно все идут такие угрюмые, лишь бы поскорее до пункта назначения дойти! Мы даем возможность перенастроить себя на позитивную волну, — объясняет Вероника Михотина.

Исторический факт

Дарить людям объятия придумал австралиец Хуан Манн в 2004 году. Он прилетел домой в Сидней в депрессии: его выкинули из универа, родители развелись, дружок его бросил, деньги кончились. Неудивительно, что в аэропорту его никто не встречал. Тогда он написал на картонке Free Hugs («Бесплатные объятия») и вышел на улицу. Минут пятнадцать прохожие недоуменно пялились на него, пока вдруг не подошла пожилая женщина. Она поведала Хуану, что в то утро у нее умерла собака, а ровно год назад — дочь, и теперь женщине тоже не с кем было обняться. После этого жизнь Хуана изменилась — он вышел из депрессии, начав регулярно обнимать незнакомых людей. Его друг снял видео, набравшее на ютубе 72 миллиона просмотров. Держу пари, что все смотревшие его плакали. В одном из интервью создатель «Обнимашек» признался, что некоторые люди искали встречи с ним, потому что он спас их от самоубийства.

Где и когда

24 июня в Новосибирске и Харькове, 30 июня в Белгороде, 1 июля в Тюмени, 7 июля в Бийске.

05. «Замри»

 rep_253_088-2.jpg Фото: AP
Фото: AP

Тренд

Массово замирать в людном месте придумали в Нью-Йорке. Но акция стала настолько популярна во всем мире, что теперь просто замирать уже неинтересно, и практикуются замирания, например, в позе березки.

Условия проведения

Большая площадь с большими часами, вокзал, аэропорт, торговый центр. Акцию имеет смысл проводить, только если участников не меньше 30 человек.

Реквизит

Сверенные часы у всех участников.

Что надо делать

Прогуливаясь по площади, делая вид, что заняты исключительно своими делами, с боем курантов или по сигналу человека-маяка участники замирают. Кто-то в этот момент целовался, кто-то катался на скейте, кто-то ел сладкую вату. Замершие не должны двигаться и менять выражение лица. И только по сигналу — скажем, будильника в телефоне — участники «отмирают», завершают начатое действие и растворяются в толпе. Есть и другие варианты. Например, моберы превращаются в куриц: поджимают руки-крылья, наклоняются, начинают кудахтать и кукарекать.

Какой в этом смысл

Нарушить привычный порядок действий, заставить людей обратить внимание на то, что происходит вокруг них.

Реплика

— Промоутеры подходили к замершим участникам и безуспешно махали у них перед носом своими буклетами, — смеется Вероника Михотина, вспоминая об акции. — В большинстве случаев люди испытывают шок, за которым следует мгновенное счастье.

Исторический факт

Впервые флешмоб «Замри» осуществил клуб розыгрышей Improv Everywhere, «заморозив» 200 американцев на Центральном вокзале Нью-Йорка в 2008 году. Непосвященные разевали рты и тыкали пальцем в застывшие фигуры. Такое количество внезапно превратившихся в статуи людей разных возрастов вызвало ощущение инопланетной диверсии. Когда все «оттаяли», раздались аплодисменты.

Где и когда

Флешмоб «Батарейка» (постепенное замирание) пройдет в Ростове-на-Дону 24 июня (http://vk.com/r_g_p и http://vk.com/batareykaaaa).

06. Флешмоб в метро

 rep_253_089-1.jpg Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News

Тренд

Расцвет этого флешмоба в московском и питерском метро еще впереди: видеоролики с флешмобами из метро либо зарубежные, либо хулиганские (например, парни в масках зайцев прыгают через турникеты). Судя по количеству групп ненавистников метро на сайте «ВКонтакте», это то самое место, где моберы могли бы взорвать тоску.

Условия проведения

В зависимости от сценария флешмоб проходит в вагоне или на эскалаторе.

Реквизит

Фотокамера / кастрюля конфет / экипировка попрошайки.

Что надо делать

В сценарии «Попрошайка» предлагается удивить пассажиров небывалой щедростью. Главный мобер бомжеватого вида заходит в вагон, уже полный участниками акции. Он начинает под дурацким предлогом просить милостыню. Остальные участники изображают обычных пассажиров метро, но чрезвычайно щедрых: они отдают попрошайке одежду, мобильники, ценные вещи. Еще вариант: сесть в вагон метро и передавать друг другу, в том числе случайным пассажирам, кастрюлю, полную конфет.

В казанском метро флешмоб реализовал один человек: женщина надела халат и домашние тапочки, накрутила на голову полотенце, зашла в вагон с тазиком белья, натянула веревки и развесила белье. Но казанские пассажиры оказались настолько суровыми, что даже не улыбнулись.

Какой в этом смысл

«В час пик в транспорте каждый, как правило, пребывает в дерьмовом настроении. Это место определенно нуждается в чуточке веселья», — говорится про метро на сайте Improv Everywhere.

Реплика

— Мы разыгрывали флешмоб «Звезда в метро». Заранее выбирается человек, который будет изображать знаменитость. Он заходит в вагон метро, где уже сидят моберы. Они по одному вскакивают с мест и начинают фотографировать «звезду», просить автографы, после чего «звезда», якобы устав от всего этого, выбегает из вагона, а яростные фанаты за ним, — рассказывает Вероника Михотина.

Исторический факт

В 2009 году пассажиры нью-йоркского метро, поднимаясь в час пик на эскалаторе вверх, видели на идущей вниз лестнице девушку с табличкой «Роб хочет». Пока они соображали, чего же хочет таинственный Роберт, напротив них на соседнем эскалаторе оказывалась девушка с табличкой «Дать тебе». Пассажиры успевали напрячься, но следующая табличка говорила им: «Пять». Наконец появлялся улыбающийся парень с табличкой «Роб», который подставлял людям на соседнем эскалаторе ладошку и «давал пять». По подсчетам уже знакомых нам весельчаков из Improv Everywhere, Роб в то утро осчастливил две тысячи человек.

Где и когда

Мы не нашли мероприятий, которые анонсировались бы публично. Московская группа флешмоберов обещала что-нибудь придумать.

— Разыграть этим летом что-нибудь? Только не купальники на эскалаторе! Я считаю это позором, — отнекивается Вероника Михотина. — У нас другой менталитет.

Похоже, с таким менталитетом можно только на «Достоевской» с топориками к старушкам приставать.

07. Внезапная смерть

 rep_253_089-2.jpg Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News

Тренд

Неизвестно, кто первым придумал этот флешмоб, но в странах СНГ внезапно упавшие на землю люди вызывают реакцию: «Вот делать нечего!» Но моберы каждый раз надеются, что прохожие будут бегать от «обморока» к «обмороку» и звать на помощь. Это и объясняет популярность сценария.

Условия проведения

Место должно быть чистым и не слишком многолюдным, иначе участников акции просто затопчут. Количество участников — от 10 человек.

Реквизит

Одежда, в которой не жалко поваляться на асфальте. Целью флешмоба не является вызвать инфаркт у окружающих, поэтому применять спецэффекты во время «смерти» не рекомендуется.

Что надо делать

Затеряться в не слишком плотном потоке людей. Первым падает на асфальт человек-маяк, за которым все идут. Следом за ним все начинают по цепочке падать на асфальт, принимая разные позы, и неподвижно лежат. В некоторых вариантах сценария есть еще вторая группа моберов, которая в панике бегает и теребит за плечи «погибших», а после соприкосновения с «ядовитым телом» также погибает. Чтобы знать, когда «проснуться», участники либо считают про себя, либо ставят будильники.

Какой в этом смысл

Повергнуть в шок.

Реплика

— Кто-то начинает в панике бегать, а кто-то сразу понимает, что это розыгрыш, — говорит Вероника Михотина, организатор «внезапной смерти» в Москве.

Исторический факт

Поскольку этот флешмоб по идее должен вселять ужас, его сразу же надо наделять социальным подтекстом. В 2010 году в Днепропетровске, на Европейской площади, несколько десятков человек внезапно начали кашлять, корчиться в судорогах и терять сознание. Таким жестоким способом одна из политических партий попыталась напомнить прохожим о борьбе за чистый воздух. А школьники из молодежных организаций в России регулярно устраивают массовый, но неправдоподобный падеж после соприкосновения с бутылкой водки.

Где и когда

Ростов-на-Дону, 23 июня (http://vk.com/event39600795).

08. Большая битва

 rep_253_090-1.jpg Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Тренд

«Битвы» рождались как флешмобы, но впоследствии оторвались от этого движения и стали самостоятельными ежегодными событиями, которые вошли в традиции городов.

Условия проведения

Акцию нужно согласовать с властями. Если это «водная битва», нужен большой фонтан, много пустого пространства и мало случайных прохожих.

Реквизит Водные пистолеты, подушки или световой меч из «Звездных войн».

Что надо делать

Разделиться на две команды и «мочить» друг друга. В случае со световыми мечами драка может быть организована прямо в толпе и начаться «внезапно».

Какой в этом смысл

Сделать город более приспособленным для выплескивания массового идиотизма. Тот, кто не прыгал в фонтан и не дрался подушкой, — не жил.

Реплика

«Да пребудет с нами пух», — напутствовали друг друга участники сражений перед Международным днем борьбы на подушках 2 апреля 2011 года. Чтобы узнать о месте битвы, участник должен пройти испытание: «В 15.00 выйдите на площадь к памятнику А. С. Пушкину, достаньте подушку и начните пританцовывать с ней. Как только вас заметит наш агент, он поспешит приблизиться к вам и тайно передаст сценарий». В этом году официального боя подушками в Москве не было. А июньский бой в Питере разогнала полиция.

Исторический факт

Грандиозную битву на световых мечах организовали флешмоберы в одном из торговых центров Бристоля. По свистку пара сотен прохожих, еще секунду назад делавших вид, что занимаются шопингом, выхватили из-за пазухи световые мечи и начали дубасить друг друга.

Где и когда

Самара, «Мокрые войны», 22 июня (http://vk.com/flashmob63).

Санкт-Петербург, 15 июля, «Водная битва» (http://vk.com/spb_life).

Муром, 23 июня. Челябинск, 24 июня.

09. Коммерческий флешмоб

 rep_253_090-2.jpg Фото: AP
Фото: AP

Тренд

Классическое флешмоб-движение переживает кризис. Созданные в 2003 году, в период расцвета «умной толпы», многие сообщества моберов в социальных сетях и блогах умерли.

— Флешмоб перестал быть чем-то секретным, и сами акции теряют смысл, — объясняет организатор донецких флешмобов Владимир Рябчук. — Кто-то просто «перерастает». На Западе мобер в 40 лет — это нормально, у нас же это возраст от 15 до 25, а потом всех захлестывает работа и семья. Естественно, мобер в каждом из них не умирает, и они смотрят на этот мир намного шире обычного человека. Появляются «новые волны» моберов, но «старички» при этом говорят: «Это уже не то, вот в наше время было круто».

Зато удается собрать аудиторию тем, кто завлекает публику профессионально. Сегодня интернет пестреет объявлениями «Опыт проведения флешмобов для ведущих брендов! Смотрите портфолио. Скидки!». Большие сообщества флешмоберов в соцсетях связаны со спонсорами, а студенты, идя на очередной флешмоб, и не догадываются, что будут танцевать под чьим-то брендом.

Условия проведения

Коммерческий флешмоб должен стоить того, чтобы на него прийти. Идеальная цель — превзойти рекорд из Книги Гиннесса. Например, в 2008 году 1923 девушки выложили своими телами на сочинском пляже буквы COSMO.RU.

Реквизит

Предмет, ассоциирующийся с брендом, который нужно продвинуть.

Что надо делать

Хорошей компанией взять «Русский репортер» и сесть в метро по 10 человек на вагон, увлеченно читая этот текст.

Какой в этом смысл

Промоутеры с листовками у метро — прошлый век. Продвигать бренд надо, вселяя радость. Если сценарий будет красивым, люди выполнят его бесплатно.

Исторический факт

Самый красивый в мире коммерческий флешмоб «вторжение попрыгунчиков» организовала компания Sony Ericsson: сотни людей заполонили улицы Барселоны, передвигаясь прыжками на разноцветных мячах для фитнеса.

Реплика

— Иногда мы получаем коммерческие заказы, — признается Татьяна Скалозуб, организатор танцевальных флешмобов в Москве. — Доход от проведения тратим на работу молодежной организации «Танцующий город». Есть большое количество молодежи, которой нечем заняться в свободное время. Они хотят учиться танцевать, но у многих для этого нет денег, а мы делаем бесплатные уроки танцев.

Где и когда

Несколько московских агентств предлагают сделать вам флешмоб, в том числе на свадьбу. У профессионалов с собственными актерами флешмоб стоит 100 тыс. рублей. Организаторы, привлекающие молодежь со стороны, берут в разы меньше.

10. Социомоб (политмоб)

 rep_253_091.jpg Фото:  ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Тренд

С наступлением эры «умных толп» на смену митингам пришел флешмоб. Присутствие оратора, говорящего с трибуны, теряет смысл: благодаря интернету всем и так понятна новостная повестка. Теперь для создания информационного повода в СМИ нужны яркие совместные действия. С 2004 года политмобы в СНГ использовались как формат мероприятия, не требующий согласования с властями. Но постепенно разгонять стали и их, сначала в Белоруссии, затем и в России. Поправки в законах отныне позволяют штрафовать за «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если это повлекло нарушение общественного порядка (что трактуется произвольно).

Условия проведения

Участники должны быть готовы к аресту и штрафу.

Реквизит

Предмет, символизирующий объект протеста: белая лента, презерватив, синее ведерко.

Что нужно делать

Выражать социальный протест молча и без плакатов, исключительно действиями, смысл которых будет поня-тен блогерам и журналистам. Например, одевшись во что-нибудь белое, взяться за руки и образовать цепочку вокруг Садового кольца или гулять с синим ведром на голове.

Какой в этом смысл

Организаторы хотят создать информационный повод для журналистов, ведь именно на их выступления реагирует власть. А участники рассчитывают получить эмоциональное удовлетворение от того, что стали частью большой солидарной волны и произвели действие, в котором закодирован социальный смысл.

Реплика

Вадим Паламарчук занимался организацией флешмобов в Минске до того, как Лукашенко запретил проводить их без разрешения исполкома. Запрет действует с тех пор, как минские оппозиционеры ходили по улицам и хлопали в ладоши. В итоге досталось и моберам, которые вне политики. Вадим Паламарчук рассказывает:

— Теперь даже Free hugs подпадает под несанкционированное мероприятие. А белорусские моберы теперь ездят на флешмобы в другие страны. Гастроли моберов называются струкс. Например, наши ездили на Украину на фестиваль флешмобов.

Исторический факт

Однажды студенты Петрозаводского университета решили привлечь внимание властей к опасному участку дороги, на котором регулярно сбивали пешеходов. Студентки сами нарисовали «зебру» на куске полотна, развернули ее на дороге и начали всей группой непрерывно ходить туда-сюда, пока не образовалась пробка. Полиция оштрафовала девушек на 200 рублей, но пешеходный переход так и не сделали.

Где и когда

«Народные гулянья» в Москве — следите за анонсами в блогах оппозиции.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №24 (253) 21 июня 2012
    Кризис
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Культура
    Спорт
    Реклама