Трендовые новости

Тренды
Москва, 30.08.2012
«Русский репортер» №34 (263)

Комментарий

«После наступления темноты мы с фонарями отправлялись на поиски кенгуру»

Карина Каренина и Андрей Гилев, аспиранты СПбГУ

Молодые ученые вернулись из Австралии, где наблюдали за поведением кенгуру в условиях дикой природы. Тема их исследования — сколько среди сумчатых правшей и левшей

Примерно 80–90% людей — правши.
Почему в процессе эволюции человек приобрел такую ярко выраженную асимметрию в использовании передних конечностей?

У других приматов этого нет. При детальном изучении моторной асимметрии у различных их видов была обнаружена примечательная тенденция: чем более типично для вида вертикальное и бипедальное положение тела, то есть опора на задние лапы, тем сильнее выражена асимметричность в использовании передних. Это позволило предположить, что возникновение выраженной рукости связано именно с прямохождением.

Но насколько эта связь универсальна? Здесь-то мы и задумались о сумчатых. Среди них есть виды, передвигающиеся на четырех и на двух ногах, прыгающие и ходящие, ­наземные и древесные. И мы можем изучить влияние всех этих факторов на рукость.

Кенгуру склонны к сумеречной и ночной активности, поэтому после наступления темноты мы с фонарями отправлялись на их поис­­ки. Обнаружив кенгуру, мы выключали свет, чтобы их не спугнуть, и вели видеосъем­­ку камерой с инфракрасным осветителем.

Теперь у нас гигабайты видеозаписей из жизни кенгуру, которые предстоит изучать и проводить статистический анализ: как часто животные действуют определенной лапой и как влияют на асимметрию разные факторы.

Предварительный вывод таков: как и у приматов, у сумчатых, передвигающихся на четырех конечностях, моторная асиммет­рия выражена слабее, чем у тех, кто предпочитает бипедальную локомоцию.

Новый вид совы с острова Камигин — один из десяти видов, открытых недавно на Филиппинах. Обнаружить их ученым помогло продвинутое звукозаписывающее оборудование, способное различать разные виды совиного уханья.

Ветер, уносящий вещество из галактик

Галактический ветер — это потоки огромных масс межзвездного газа. Считалось, что его скорость недостаточна, чтобы эти потоки могли покинуть галактику. Анализируя результаты наблюдений трех телескопов, группа американских и испанских ученых зарегистрировала звездный ветер со скоростями до 2500 км/с — это на порядок быстрее скоростей, фиксировавшихся ранее.

Галактический ветер, летящий с такой скоростью, может навсегда покинуть галактику, выводя из нее громадные массы вещества. Возможно, эта потеря вещества является причиной (или одной из причин) недостаточной интенсивности звездообразования в большинстве галактик.

Ученые предполагают, что такие скорости галактического ветра достигаются благодаря тому, что звездный ветер одной взорвавшейся сверхновой получает дополнительное ускорение от взрывов других сверхновых. (1)

Обезьяны обрабатывают камень не хуже наших предков

Шимпанзе бонобо считаются нашими самыми близкими родственниками среди приматов. В естественных условиях эти обезьяны не склонны производить орудия труда. Но приматологи из Университета Хайфы ­обнаружили, что некоторые из бонобо, выращенных людьми, после обучения способны обтесывать камни и находить им новые применения, например ­копать с их помощью землю или расковыривать щели в древесине. Эти камни удивительно похожи на древнейшие примитивные орудия олдувайской культуры, объединявшей наших предков, живших 1–2,5 млн лет назад. (2)

Электронный нос нюхает лучше природных

Ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде создали устройство для анализа атмосферы на присутствие в ней широкого спектра ­веществ. В первую очередь, электронный нос, будет применяться для ­обнаружения утечек газа и токсинов в промышленности, а также для ­отслеживания концентрации вредных веществ в атмосфере. Прототип имеет размеры 10×18 см и способен обнаружить до восьми токсинов или иных опасных веществ, распыленных в воздухе. Разработчики намерены довести прибор до размеров кредитной карточки, а специализированное устройство, способное отследить всего одно вещество в воздухе, будет не больше ногтя.

Для анализа воздуха прибор использует углеродные нанотрубки, которые в сто тысяч раз тоньше человеческого волоса. Наноразмер ­позволяет засечь вредные вещества в самых низких концентрациях — порядка одной молекулы на миллиард: такой результат превосходит возможности самых эффективных из природных ­носов. Разработчики собираются представить свой газоанализатор не только в виде отдельного прибора, но и как элемент смартфона. (3)

Давление превращает неметалл в металл

Ученые из Института кристаллографии РАН и Института ядерных исследований РАН обнаружили условия, при которых оксид никеля переходит в состояние электропроводящего металла. Вообще-то оксид никеля — вещество-изолятор, и ток проводить не должен.

Авторы работы поместили очень тонкие кристаллики оксида никеля ­(менее микрона в толщину) в специально сконструированные алмазные тиски, чтобы создать чудовищное давление. При давлении около 1,3 млн атмосфер ученые впервые зафиксировали падение сопротивления кристаллов, а при достижении уровня 2,4 млн атмосфер оксид никеля превратился в проводник металлического типа. (4)

Источники: (1) Aleksandar M. Diamond-Stanic et al. // The Astrophysical Journal Letters. 2012. August 20;  (2) Itai Roffmana et al. // PNAS. 2012. August 21;  (3) http://ucrtoday.ucr.edu/8397;  (4) Alexander G. Gavriliuk et al. // Phys. Rev. Lett. No. 109. 2012. August 21.

№34 (263) 30 августа 2012