ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

Полет с настоящими журавлями

2012
Фото: Alexey Druginyn/RIA Novosti/Kremlin Pool/EPA

Перед угрозой потери своего Дальнего Востока через одно-два поколения Россия пытается укрепить его за счет международного сотрудничества. Остров Русский стал местом проведения крупного международного саммита. Ближайшее будущее покажет, оказался саммит стартером развития региона или запоздалым помпезным актом нашего былого великодержавия

По пути на саммит АТЭС президент Путин заехал в Салехард, где поучаствовал в нашумевшей акции «Полет надежды», возглавив на дельтаплане стаю стерхов. При всей эксцентричности для западного сознания эта метафора хорошо понятна в странах Азии. В каком-то смысле она даже ключевая для их экономик.

Серия «экономических чудес», сделавшая Азиатско-Тихоокеанский регион тем, чем он является сегодня (57% валового мирового продукта и 48% мировой торговли), состоялась как раз в рамках концепции «журавлиного клина»: Япония, первой в регионе построив развитую экономику, с помощью инвестиций и перевода производств потянула за собой четырех «азиатских тигров», а те в свою очередь — другие страны региона, от Китая до Филиппин и Вьетнама.

Сам Путин, комментируя свое предводительство стаей стерхов, сказал, что «не все журавли полетели сразу, не полетели только слабые журавли». И пусть это высказывание скорее с ярко выраженным внутриполитическим подтекстом, но применимо оно и к саммиту АТЭС. Ключевая разница в том, что сейчас именно России предстоит либо подняться вслед за лидером, или уже навсегда оказаться аутсайдером Азиатско-Тихоокеанского региона.

А ведь так было не всегда. 150 лет назад Россия научила Японию строить корабли дальнего плавания, 100 лет назад познакомила Корею с фотоаппаратом, а Китаю открыла путь к массовому железнодорожному строительству. 50 лет назад дала тому же Китаю космическую и ядерную программы.

Теперь же ситуация обратная. Доля Японии на мировом рынке судостроения больше, чем доля Россия на своем собственном. Российский потребительский рынок завален корейской фото- и видеотехникой, а Китай обошел нас по протяженности железнодорожных путей.

Пока Россия не производит впечатления сильного участника стаи, способного подняться за лидером. Впрочем, Япония, Южная Корея и Китай когда-то тоже не производили такого впечатления.

Подготовку к саммиту сильно критиковали за небывалые траты — более 20 млрд долларов. Это больше, чем потрачено на все предыдущие саммиты АТЭС вместе взятые. Но при всех традиционных вопросах к эффективности сделанных вложений очевидно и другое. Это, безусловно, крупнейшая со времен распада СССР и  утраты серьезных позиций в регионе попытка вдохнуть жизнь в депрессивный Дальний Восток.

Все предыдущие программы развития Дальнего Востока полностью провалены. А в рамках этой, формально заточенной под недельный саммит, были построены 150 км автодорог, газопровод с Сахалина длиной в 1800 км, два крупнейших вантовых моста, новые причалы морского порта и судоверфи, современный мусороперерабатывающий завод, новые очистные сооружения. Радикально перестроен и расширен аэропорт. Построены или достраиваются концертно-спортивный комплекс, театр оперы и балета, крупный высокотехнологичный медицинский центр, отремонтирован исторический центр.

Все это, конечно, не поставит Владивосток в один ряд с Токио, Шанхаем и Сингапуром. Однако это первый за десятилетия реальный шаг в этом направлении. Даст ли он импульс дальнейшему относительно ритмическому развитию, или следующего шага придется ждать еще двадцать лет, станет понятно уже скоро.

№36 (265)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама