Трендовые новости

Тренды
Москва, 08.11.2012
«Русский репортер» №44 (273)

Комментарий

«Мы сможем изучать частицы, которых уже нет»

Александр Бондарь, член-корреспондент РАН, декан физического факультета НГУ

В Институте ядерной физики в новосибирском Академгородке построят «чарм-тау фабрику» — ускоритель на встречных пучках. Установки такого масштаба и стоимости (17,5 млрд руб.) в России не строили много лет

«Чарм-тау фабрика» — это установка очень широкого профиля, на ней могут проводиться несколько десятков, а то и сотен исследований. Например, мы сможем изучать частицы, которых теперь уже нет в природе, но мы достоверно знаем, что тот облик, который имеет сегодня Вселенная, напрямую зависит от их свойств.

Сразу после рождения Вселенной существовали иные, более тяжелые частицы. Например, чарм-кварки (charm-кварки — «очаровательные кварки»), которые в 600 раз тяжелее тех кварков, из которых сейчас состоит материя, и живут всего доли секунды — 10–13с. Сразу после Большого взрыва, когда температура вещества была очень высокой, эти кварки в числе прочих составляли праматерию: они распадались и снова рождались в столкновениях других частиц. Это продолжалось, вероятно, миллионные доли секунды (10–6), а потом все «очаровательные кварки» распались. Тем не менее у нас есть веские основания считать, что эти частицы определили свойства материи, которые мы имеем сегодня. Как это произошло и почему, мы и пытаемся понять.

В результате столкновения частиц в коллайдере рождается пара — частица и античастица: тау и антитау, кварк и антикварк. И в природе они всегда рождаются парами. Тогда возникает еще один вопрос: если после Большого взрыва возникло равное количество частиц и античастиц, то почему сейчас есть только частицы, а античастиц практически нет? Получая в «чарм-тау фабрике» огромное количество пар частица — античастица, мы можем наблюдать такие нарушения симметрии в распадах чаще, чем на других установках.

Александра Аникина (Школа научной журналистики «Русского репортера»)

Звезда сгорела ярко

Самую древнюю сверхновую звезду обнаружили австралийские астрономы на расстоянии 12,1 млрд световых лет. Она взорвалась, когда наша Вселенная была в возрасте всего 1,6 млрд лет. Это на целый миллиард лет раньше прошлого рекорда. Сверхновая оказалась нетипичной: во-первых, на момент взрыва она была просто гигантской — в 100 раз тяжелее Солнца. Во-вторых, она была почти лишена тяжелых элементов — ведь именно во взрывах сверхновых образуется вся таблица Менделеева, а изначально космос был заполнен исключительно водородом, гелием и литием. И взорвалась эта звезда не так, как взрываются звезды в наше спокойное время: из-за своих огромных размеров она быстро схлопнулась и превратилась в гигантскую термоядерную бомбу. Несгоревшего водорода было достаточно, чтобы звезда вспыхнула в десять раз мощнее, чем нормальная сверхновая. (1)

Астероид Веста молодится

Про этот астероид давно известно, что его поверхность какая-то неправильная, не такая, какой положено быть поверхности космического тела, лишенного атмосферы. Обычно под действием солнечного ветра и космической пыли грунт на них темнеет, покрываясь мельчайшими частицами металла. Веста же выглядит вечно молодой — следов эрозии не удалось обнаружить и зонду Dawn, подобравшемуся к астероиду на близкое расстояние.

Но анализ снимков позволил разгадать, отчего время не властно над Вестой. Оказалось, что ее поверхность покрыта толстым слоем мелкой щебенки — предположительно, следами крушения других астероидов, помельче (сама Веста имеет 550 км в диаметре). Этот слой все время перемешивается и разглаживает «морщины». (2)

Неандертальские украшения

Считается, что украшения типа сережек, амулетов и брелочков изобрели наши предки кроманьонцы. За неандертальцами, жившими задолго до нас,
а потом и рядом с человеком разумным, антропологи такого не знали. Даже находки в пещерах таких артефактов рядом с костями неандертальцев объясняли тем, что археологи смешали более поздние кроманьонские безделушки с грубыми поделками неандертальцев. Но сейчас ученые проверили возраст предметов, найденных в пещере Grotte du Renne во Франции. Оказалось, что они совпадают с возрастом костей неандертальцев — 41–44,5 тыс. лет. А сами украшения очень похожи на шательперонскую культуру, которую принесли с собой кроманьонцы примерно в то же время в Европу. Ученые полагают, что неандертальцы просто научились изготавливать их у наших предков. (3)

Дагестанцы усредняются

Ученые сравнили рождаемость и смертность в семи наиболее многочисленных дагестанских этносах и определяли так называемый индекс Кроу. Этот индекс косвенно показывает скорость эволюции и, главное, возможности генофонда конкретной группы людей. Грубо говоря, если одна группа хорошо рожает и долго живет, она и победитель в межгрупповом отборе.

Оказалось, что все популяции Дагестана постепенно приходят к одинаковым значениям: различия в плодовитости уменьшаются, как и среднее число потомков. Тем не менее оно варьируется у коренных этносов региона от 2,7 до 3,3, что значительно больше, чем, например, у русских: 2,1. В любом случае рост замедляется, что свидетельствует о распространении практики регулирования рождаемости (абортов, контрацепции). (4)

18% россиян, по данным Левада-Центра, планируют отмечать годовщину Октябрьской революции.

Красный день календаря по-прежнему успешно конкурирует с соседствующими с ним праздниками — Днем народного единства (отмечают 16%) и Хэллоуином (9%). Социологические данные свидетельствуют: 7 Ноября отмечают люди старше 55 лет с невысоким потребительским статусом, проживающие в сельских поселениях, сторонники Жириновского. Приверженцев Хэллоуина вдвое меньше, но в основном это обеспеченные люди и молодежь. Тренд однозначен. Уже можно составлять прогнозы и делать ставки: в каком году Хэллоуин встанет вровень с Октябрем.

Источники: (1) Jeff Cooke et al. // Nature. Published online 31 October 2012.  (2) Nature. 2012. V. 491. P. 79–82.  (3) Jean-Jacques Hublin et al. // PNAS. 2012. October 29.  (4) О. Л. Курбатова и др. // Генетика. 2012. Т. 48. № 10. С. 1221–1227.