ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Мантии в чемоданах

2012
Фото: Александр Митрофанов/Фотобанк Лори

Владимир Путин высказал «предложение к началу дискуссии» о переезде в Санкт-Петербург Верховного и Высшего арбитражного судов. Сторонники переезда ссылаются на опыт перемещения по тому же адресу Конституционного суда, Главкомата и Главного штаба ВМФ. Но это сравнение сильно хромает — как выяснил «РР», переезд моряков и судей КС оказался во многом формальным, но в случае ВС и ВАС такой номер не пройдет

Уже на следующий день после заявления Путина управляющий делами президента Владимир Кожин рассказал, что в случае положительного решения о переезде 215 судей ВС и ВАС, а также их многочисленные советники, помощники и аппарат будут жить и работать в комплексе «Набережная Европы». Кроме того, под нужды судов передадут историческое здание Биржи на Стрелке Васильевского острова, где планируется создать Дворец правосудия. Обилие деталей позволяет предположить, что окончательное решение, скорее всего, уже принято, а слова Путина о «дискуссии» являются не более чем фигурой речи.

Сам переезд Кожин оценил в 50 миллиардов рублей. Видимо, это справедливая оценка. Переброска Конституционного суда в 2008 году обошлась бюджету в 5,3 миллиарда, притом что там трудятся всего 19 судей. Причем в случае с КС первоначально речь шла о значительно более скромной сумме в 221 миллион. Таким образом, переезд обошелся в 23 раза дороже, чем планировалось.

Сколько стоил переезд военных моряков, не сообщалось, но независимые эксперты называют цифры от 15 до 50 млрд рублей.

Работать на две столицы

Несмотря на такие колоссальные суммы, основная часть которых ушла на недвижимость, обустройство и ремонт, переезд Конституционного суда и военно-морских структур можно считать в известной степени условным и формальным. Да, действительно, в Питер перебрались все судьи КС, но только 60 из 230 сотрудников аппарата. То есть реально аппарат остался в Москве. Сами судьи тоже значительную часть времени проводят в столице, у многих из них здесь остались научная и преподавательская работа, руководство кафедрами в университетах, профессорские должности, многочисленные рабочие контакты. Некоторые из них в Санкт-Петербург приезжают и вовсе только для участия в судебных заседаниях.

Еще более наглядна ситуация с переездом руководства ВМФ. На торжественную церемонию его завершения в срочном порядке собрали многочисленных курсантов петербургских военно-морских и Нахимовского училищ. Они создавали массовку, без которой контингент переселенцев под прицелом телекамер и фотоаппаратов выглядел уж очень куце, так как был представлен всего чуть более чем сотней офицеров.

Дело в том, что до переезда состав Главкомата и Главштаба ВМФ сократили на 80%, а значительную часть их функций отдали Генштабу и объединенным стратегическим командованиям, пришедшим на смену военным округам.

— За ними осталось только согласование вопросов по кораблестроению, вопросы координации, связанные с военно-морским образованием, исследовательскими работами, наукой, еще несколько направлений. Строго говоря, флотом они больше не управляют, — говорит председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга запаса Игорь Курдин.

При этом даже оставшийся в ведении командования ВМФ узел связи и еще ряд подразделений остались в Москве, прикрепленные к Генштабу. Корреспонденту «РР» рассказывали и о таких казусах: начальник одного из отделов Главкомата находится в столице в постоянном контакте с руководством Минобороны и Генштаба, а его подчиненные — в Санкт-Петербурге. Офицеры шутят, что пора выкупать у РЖД для нужд переехавшивих несколько вагонов или целый поезд — так часто им теперь приходится курсировать между Петербургом и Москвой.

Одним из главных идеологов переезда был петербургский градоначальник Георгий Полтавченко, на торжественной церемонии бросивший громкую фразу: «Флот вернулся в историческую колыбель». Хотя это возвращение скорее напоминало борьбу за статусную «галочку» столичных функций. При этом интересы Полтавченко в этом вопросе совпали с интересами бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, для которого перемещение командования ВМФ стало отличным поводом освободить здание в Большом Козловском переулке в Москве.

Русский Карлсруэ

Повторить подобные приемы с Верховным и Высшим арбитражным судами вряд ли получится. С одной стороны, объем их работы больше, чем у Конституционного суда, на порядок. ВС и ВАС занимаются юридической «текучкой», работают в жестком каждодневном режиме с огромным оборотом дел. По этим же причинам радикально сократить их штаты, превратив практически в декорацию, как вышло с ВМФ, тоже не выйдет. Переезжать придется по-настоящему. И тут может возникнуть масса проблем. В первую очередь кадровая.

В Санкт-Петербурге ВС и ВАС займут историческое здание Биржи (на переднем плане справа) и строящийся комплекс «Набережная Европы» (котлован на заднем плане)    rep_276_044-2.jpg Фото: Георгий Поляков/Интерпресс
В Санкт-Петербурге ВС и ВАС займут историческое здание Биржи (на переднем плане справа) и строящийся комплекс «Набережная Европы» (котлован на заднем плане)
Фото: Георгий Поляков/Интерпресс

— Из-за переезда в Петербург Верховный и Высший арбитражный суды могут потерять до двух третей опытных сотрудников. Многие из них просто откажутся уезжать из Москвы, — рассказывает полномочный представитель правительства в высших судах страны Михаил Барщевский. — На то, чтобы судейский состав восстановился в своем качестве, может уйти до десяти лет.

Со временем, конечно, новых сотрудников рекрутируют из петербургских юридических кадров, но это еще раз, с учетом огромных денежных трат, актуализирует вопрос: оправдан ли переезд?

Официально его необходимость объясняется идеей децентрализации власти. В теории она должна привести к большей независимости судов. Но обязательным залогом и гарантом их независимости она вовсе не является.

В качестве второй причины переезда называют желание избавить Москву от засилия чиновников и связанных с этим транспортных проблем. Как иллюстрацию иногда используют немецкий городок Карлсруэ, который именуют «резиденцией права» и где расположены Федеральный конституционный суд, Верховный суд, Генпрокуратура. Но ведь в высших судебных инстанциях работает вовсе не критическое количество чиновников, чтобы именно они создавали какие-то чрезмерные транспортные сложности по сравнению с любым департаментом любого из министерств.

№47 (276)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама